Моя семья
план-конспект урока (5 класс) на тему

Куманькина Ольга Владимировна

Семья - это счастье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Темась: Кудораськем.

Цели: образовательная - активизировать словарный запас; составление семейного дерева, работа над проектами

развивающая – формировать умение правильно читать, логически правильно составлять предложения, отвечать на вопросы; составлять проекты

воспитательная – прививать интерес к предмету; воспитать чувство любви и уважения к членам семьи, формировать ценностное отношение к семье:

 развить коммуникативные навыки.

Оборудование: компьютер.

Уроконть молемазо.

  1. Организационный момент. Слайд №1

- Шумбратадо, эйкакшт!

- Озадо.

Ушодтано жо курок

Эрзянь келень минь урок.

Ручканк, книганк ды тетраденк тесэть,

Кортатано эрзянь кельсэнть

- Панжинк тетраденк ды сермадынк течень числанть

2. Беседа с классом

- Васняяк, эйкакшт, теевтяно содавиксэкс.

 - Монь лемем Ольга Владимировна. Мон эрзянь келень тонавтыця. Эрян мон Мордовиясо, Судосева велесэ.

- Тейтерне, кода тонь леметь?

- Цёрыне, кода тонь леметь?

- Кодамо классо тонавтнят, Саша?

- Косо тон эрят?

 - Тон вечксак тиринь велеть?

- Эйкакшт, ёвтынк кодамо иень шкась ней?

3. Повторение изученного материала

1. Собери слова  Слайд №2

ТУВОЧУВТОТЕЛЕКУЯРЧИПАЙОВТОМЕНЕЛЬВЕРЬГИЗ.

2.Составьте словосочетания из данных слов Слайд №3

    ЛЕМБЕ                 УМАРЬ 

   ЯКШАМО           КУЯР                                                                                                                                                          
 СЕРМАВ              ЛОВ              
 АШО                   ТЕЛЕ

ОЖО                   ЧИПАЙ
ЯКСТЕРЕ              ТУНДО    

ПИЖЕ                     НУМОЛО

3.«Найдите лишнее слово» Слайд №4

УМАРЬ, КУЯР, ДУЛЯ, АТЯМАРЬ.

ОВТО, УР, КАТКА, НУМОЛО,
ОЖО,  ТУНДО, ПИЖЕ, СЭНЬ.

ПИСЬМАР, ВАРАКА, ЦЯНАВ, АЛАША.

4. Игра с мячом для повторения разных тем Слайд№5

5. Последняя группа слов на тему « Моя семья»

- На какую тему были последние слова?

-Как будет семья на эрзянском языке?

-И  как  определим  тему нашего урока? Слайд №6

 Тема нашего урока « Монь кудораськем» Сегодня у нас предстоит большая и интересная работа. Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношении между членами семьи.

 Беседа о семье

Нужна ли человеку семья? Да. Об этом знает каждый человек. Без семьи жить очень трудно. Кто поддержит в трудную минуту? Кто первым придёт на помощь? Только твоя семья. Берегите свою семью, не обижайте никого из членов своей семьи. Дом и семья для каждого из нас самое главное, cамое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волненье и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

6. Слайд №7

-Как образовано это слово? Из каких слов оно состоит?

-Кто является членом семьи? (Открываются кружочки)

-А когда будете обращаться  к членам семьи, как будете их называть?

Например. Здравствуй, мама…

7. Проекты « Монь кудораськем»

1. Н.Вельдяйкин  (Слайды №9-№14)

 Пословицы

- Кодат пословицат  оште содатадо?

 2. Д.Комиссарова  ( Слайды№15- №20)

- Кодат стихотвореният  оште анокстыде те уроконтень?

Ней давайте аламодо оймсетяно. Менчесынек кедень суртнынь

Физкультминутка

Счёт пальцев. Те – атине.

                          Те – бабине.

                          Те – тейтерне.

                          Те – цёрыне.

                          Те – чеерне..

Чеернесь кыштыр – кыштыр моли.

Саты. Важодтяно седее тов

 

  1. Слайд №21-№22 А сейчас мы вырастим  крепкое дерево своей семьи.   Мы с вами уже все для этого приготовили. Есть лужок, ствол, листочки и кружочки, клей. Этапы выполнения работы

Дети составляют  своё семейное древо.  На ветках изображают кружочки, в которых пишут имена членов семьи и слова – названия членов семьи по – эрзянски.

Итог работы

– Ребята, посмотрите на ваши работы. Они вам нравится? Посмотрите, какие красивые деревья у нас получилось. Давайте их покажем всем.

У вас есть портфолио. Положите ваши работы туда.

- А как называется ваше дерево?

Кудораськень чувто

Семья – волшебный символ жизни! 
В ней – все, в ней капелька Отчизны! 
В ней – мама, папа, брат, сестра, 
В ней – маленький квадрат двора. 
В ней – солнце, в ней – березка, дом, 
Согрето все теплом кругом.

9. Выполнение упр.1, с. 45

Слайд №23 Шарик с пожеланием

 Шумбрачи монь кудораськентень!

  1. Рефлексия.  Слайд №24

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. У вас на столах разноцветные кружочки, прикрепите на доске тот, который соответствует вашему настроению

– было легко и интересно работать- желтый

– испытывал затруднения- синий

– было очень сложно- красный

  1. 10 Оценка деятельности. Итог урока  Слайд №25

Течи монень  вечкевиде весе, пек парсте важодиде, путанк тенк вететь.

Д\З – кроссворд. В память об этом уроке я вам подарю памятки.

Сы тарго чистэ карми Авань покшчи. Илянк стувто ёвтамс покш поздоровт  ды лембе валт аватнень туртов.

А еще в нашей стране есть праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Послушайте песню на русском языке о семье

Слайд №26

Ней, эйкакшт, стядо.  Урокось прядовсь.   Весенень сюкпря! Вастомазонок! 

Использованная литература

1.С. Ю. Дмитриева, Л.Ф. Ломакина. Методические рекомендации к учебнику Эрзянский язык. 2 класс».  Саранск « Красный октябрь»,  2012 г

2.Русско – мокшанский словарь, Саранск, Красный октябрь,  2012 г.

3. Н. Голенков. Уроки мокшанского эрзянского. Поволжский центр культуры финно-угорских народов. «Книга». Саранск,  2007 г.

4. Н. Голенков, Г. Иванова. «Говорим по –мокшански». Разговорник. «Книга» 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....