Внеурочная деятельность 5 класс. Рабочая программа
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная программа внеурочной деятельности «От слова к слову» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl._2014-2015_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 51.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 57 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ Русский язык
КЛАСС 5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Филология
МО Русский язык и Литература
УЧЕБНЫЙ ГОД 2014 – 2015
СОГЛАСОВАНО
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МО ________ Корнийчук Г.Н.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МС ________ Иванкова Е.В.
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ________ Горба Г.В.
УЧИТЕЛЬ: Павлова Н. В.
г. Ростов-на-Дону
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Содержание курса «От слова к слову»
- Календарно-тематическое планирование материала курса.
- Планируемые результаты курса.
- Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.
- Описание информационно-методического обеспечения.
- Описание материально-технического обеспечения.
- Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «От слова к слову» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Задачи:
- обеспечить работу по развитию речи адекватными для речевой деятельности и подросткового возраста формами – личностно значимым общением в коммуникативных ситуациях;
- обеспечить формирование основных операций, входящих в речевую деятельность;
- работу по формированию отдельных речевых умений подчинить задачам создания авторского высказывания (что естественно повлекло за собой отказ от создания текстов, принадлежащих одному функциональному типу, т.е. от "постепенности" введения текстовых понятий, поскольку в противном случае освоение "теории речи" отстает от личных потребностей ученика и от требований школы). Например, письменный ответ по истории, реферат по истории музыки, пользующиеся популярностью юмористические лингвистические эссе предполагают, прежде всего, освоение жанров, а использование тех или иных функциональных типов текста предстает как средство;
- связать развитие ученика как читателя и как автора (проще и естественнее всего – через литературное творчество), для этого предложить учащимся освоение жанров и стилей, поскольку отсутствие работы с определенными жанрами, а также литературными и авторскими стилями приводит к тому, что между позицией читателя и позицией автора возникает непреодолимая пропасть;
- соотнести изучение лингвистики и анализ функционирования языковых значений в тексте.
- Общая характеристика внеурочных занятий «От слова к слову»
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой интуиции и чувства языка.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить
ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать
художественный текст.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди
других языков мира.
Формы работы будут определены в связи с комментированием отдельных заданий.
Задание, направленное на формирование той или иной операции, рассматривается как предречевое; задание, которое предполагает прохождение всех этапов речевого действия, – условно-коммуникативное. Собственно коммуникативной будет деятельность, цель которой поставлена самостоятельно. Из этого следует, что задача учителя – обеспечить условно-коммуникативную ситуацию, возникновение собственно коммуникативной регулируемой (используемой для обучения) ситуации – подарок судьбы или высший педагогический пилотаж. Собственно коммуникативной следует считать ситуацию, в которой учитель выступает консультантом при реализации проектов подростков. Как проектные, авторские (самостоятельно задуманные, спланированные и исполненные) должны предстать задачи:
- подготовиться к дебатам в защиту животных – сквозная задача всей работы по данному пособию, непосредственная задача тем "Дельфины", "Кто выскажется за детеныша?", "Легенда о маралихе";
- "вписать" свою главу в "Маугли" ("Мы с тобой одной крови", "Мой друг");
- разработать план боевых действий и "принять участие" в битве с Бандар-Логами;
- выработать Законы класса ("Законы Джунглей", "Нельзя водиться с Бандар-Логами");
- сочинить стилизацию этиологического мифа ("По законам жанра").
Основные виды комплексных речевых упражнений – сочинение и изложение. С точки зрения теории речевой деятельности, коммуникативно-мотивированными могут быть только те сочинения, которые имеют адресата (не учителя). Для того чтобы школьные сочинения были коммуникативно мотивированы, необходимо, с одной стороны, предложить для освоения жанры (общественно направленные формы творчества) – художественные и публицистические, – а с другой стороны, обеспечить ученическим работам публичность, общественное внимание. Сочинительство, детское литературное творчество, освоение детьми литературных жанров завоевало прочное место в начальной школе. Дети в школе (и вне школы!) сочиняют сказки, потешки, частушки, загадки... В среднем звене постепенно переходим к "сочинению-рассуждению на литературную тему", оставляя в стороне собственно литературное творчество.
Литературное творчество, освоение жанров. Сказка, благодаря Я. Проппу, – "открытый" жанр, мы знаем, как она "делается". Открытие технологии сказки дает возможность перейти от подражания к сознательному освоению жанра.
Мифы (в сравнении со сказкой), фольклорные и авторские мифы, легенды, притчи (на основе библейских и литературных), басни. Итак, кроме освоения жанров, предлагается подражание авторскому стилю, стилизация.
Стилизация – посильный для подростков способ создания художественно значимых текстов – имеет много достоинств с точки зрения обучения:
- обеспечивает адекватную возрастным особенностям мотивацию (авторскую);
- предоставляет возможность в рамках решения авторских задач предлагать освоение всех речевых операций, связанных с созданием высказывания;
- мотивирует восприятие "исходного текста", выполняет функцию контроля восприятия, т.е. помогает осознать степень понимания текста, актуализирует использование приемов совершенствования понимания.
......Кроме того, через подражание, освоение жанров и стилизацию проходит путь к самостоятельной читательской и авторской позиции.
......В свою очередь, подготовка к стилизации – анализ текста и изложение. В изложении(как предречевом упражнении) содержание задано, и внимание направлено, прежде всего, на сам процесс формулирования, на овладение нормами литературного языка, возможно, на способы выполнить требования коммуникативной целесообразности, на жанровые особенности и т.д.
Сочинения на литературную тему – текст типа рассуждения – основной "жанр" в школе. Без коммуникативной ситуации нет речевой деятельности.
- Все предречевые упражнения имеют смысл для развития речи, только если заканчиваются собственно речевым актом, в котором ученик сам ставит и сам решает коммуникативную задачу.
- Общение – это обмен личностно значимой информацией, поэтому работа в группах (коллективах) используется в предлагаемых пособиях как основная форма организации обучения, так как это одновременно и форма организации общения. Именно эту сторону – общение – должны увидеть ученики.
- Индивидуальные творческие работы (устные выступления и письменные сочинения) и групповые проекты (подготовка выступающего, разработка программы обучения, формулирование Законов Джунглей и т.п.) должны оцениваться как социально значимые действия, т.е. с точки зрения успешности решения коммуникативной задачи. Все отметки за "речевые ошибки", за грамотность выставляются "по необходимости", только после того, как вы дали детям шанс (и не один) исправить их, и строго отграничиваются от оценки и отметки (если она необходима) за решение творческой задачи.
Формы проведения занятий:
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
- Описание места внеурочных занятий «От слова к слову
в учебном плане
Программа рассчитана на часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 8 класса в, г. Участникам учебного процесса предложены занятия «От слова к слову» в объеме 1 часа в неделю.
- Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- Содержание курса «От слова к слову»
1.Дельфины (постановка и решение коммуникативной задачи)
- моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);
- организация непосредственного общения (начальный период общения) - "коммуникативная атака";
- управление общением в педагогическом процессе;
- анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.
2. Мы с вами одной крови! (Этикетные формулы. Речевое поведение)
На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения
На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных
На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи
На интонационном уровне: использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.
3. Мой друг (Описание + характеристика повествование. Контекстуальные синонимы.)
4. Бой с Бандар-Логами (Обстоятельства места и времени. Повествование).
5. «Закон говорит очень ясно» (Официально-деловой стиль)
6. «Нельзя водится с Бандар-Логами!» Рассуждение. Выделение тезисов. Поиск информации в тексте. Конспект)
7. «Кто выскажется за этого детеныша?» (Структура рассуждения. Публицистический стиль)
8. По законам жанра.
9. О рогатой матери-оленихе. Сочинение-рассуждение на литературную тему.
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности, календарно – тематическое планирование учебного материала.
ематическое планирование реализует подходы к распределению материала «Содержание курса». Разделы основного содержания разбиты на темы (модули), в которых программное содержание представлено более детально. В тематическом планировании содержится описание возможных видов деятельности обучающихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения.
В календарно-тематическом планировании дается подробный расчет часов, отведенных на изучение каждой темы, определяются сроки прохождения материала в соответствии с расписанием уроков.
Программа рассчитана на 31 час и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 8 класса в, г. Участникам учебного процесса предложены занятия «От слова к слову» в объеме 1 часа в неделю.
Основное содержание по темам. Количество часов. |
Дельфины (постановка и решение коммуникативной задачи) |
Мы с вами одной крови! (Этикетные формулы. Речевое поведение) |
Мой друг (Описание + характеристика повествование. Контекстуальные синонимы.) |
Бой с Бандар-Логами (Обстоятельства места и времени. Повествование). |
«Закон говорит очень ясно» (Официально-деловой стиль) |
«Нельзя водится с Бандар-Логами!» Рассуждение. Выделение тезисов. Поиск информации в тексте. Конспект) |
«Кто выскажется за этого детеныша?» (Структура рассуждения. Публицистический стиль) |
По законам жанра. |
О рогатой матери-оленихе. Сочинение-рассуждение на литературную тему. |
- Описание учебно-методического обеспечения внеурочных занятий «От слова к слову»
- «От слова к слову». Учебное пособие. Э Гороховская. ПЦ «Эксперимент»,2014
- «От слова к слову». Методическое пособие. Э Гороховская. ПЦ «Эксперимент»,2014
- Язык и речь. Э. Гороховская, Н. Ковылина. ПЦ «Эксперимент»,2014
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Дельфины (постановка и решение коммуникативной задачи) | ||
2 | Мы с вами одной крови! (Этикетные формулы. Речевое поведение) | ||
3 | Мой друг (Описание + характеристика повествование. Контекстуальные синонимы.) | ||
4 | Бой с Бандар-Логами (Обстоятельства места и времени. Повествование). | ||
5 | «Закон говорит очень ясно» (Официально-деловой стиль) | ||
6 | «Нельзя водится с Бандар-Логами!» Рассуждение. Выделение тезисов. Поиск информации в тексте. Конспект) | ||
7 | «Кто выскажется за этого детеныша?» (Структура рассуждения. Публицистический стиль) | ||
8 | По законам жанра. | ||
9 | О рогатой матери-оленихе. Сочинение-рассуждение на литературную тему. |
5.Система оценки индивидуальных достижений обучающихся
в
№ п/п | Вид контрольно-оценочной деятельности | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Входной контроль (стартовая работа) | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний | Фиксируется учителем в рабочем дневнике. |
2. | Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы | Результаты фиксируются отдельно по каждой о работе |
3. | Проверочная работа | Проводится после изучения темы | Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности | Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия |
4. | Решение проектной задачи | Проводится не менее 2 раз в год | Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей | Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам |
5. | Итоговая проверочная работа | Проводится не менее 2 раз в год | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности | Оценивание пятибалльное, проводится сравнение результатов стартовой и итоговой работы |
6. | Предъявление/демонстрация достижений ученика за год | Май | Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности | Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку |
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”. ( во всех классах)
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.
Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.
«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
Динамика обученности учащихся фиксируется в рабочей папке учителя.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
6.Описание информационно - методического обеспечения
Информационно-методическое обеспечение обеспечивается техническими и аппаратными средствами:
-персональные компьютеры;
-выход в интернтет;
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
- анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
- создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
7.Описание материально-технического обеспечения
на уроках риторики, относятся:
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
- классных газет и журналов (компьютер);
- фотоальбомов (фотоаппарат);
- DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 5 класс . Рабочая программа кружка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Диалог или навстречу друг другу» составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.С...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
«Персонализация образовательной деятельности на занятиях во внеурочной деятельности в рамках программы «Кладовая истории»
В представленном проекте рассматривается возможность использования различных современных подходов в совершенствовании образования в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС....
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
"Занимательный английский" 5-9 класс, рабочая программа по внеурочной деятельности.
ВУД. "Занимательный английский"...
Программа внеурочной деятельности, дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности по баскетболу
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации в...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...