Здоровьесберегающие технологии на уроках чувашского языка
методическая разработка ( класс) на тему

Албутова  Надежда Михайловна

Современный урок чувашского языка требует нового осмысления и нуждается в разработке при­емов и техник, связанных с его проведением и организаци­ей, позволяющих повысить эффективность учебного процес­са, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья. Необходимость применения здоровьесберегающих тех­нологий на каждом уроке продиктована прежде всего ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения чувашс­кому языку становится сегодня выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

на уроках чувашского языка

    Чувашский язык и литература – серьёзные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание сбережению здоровья на уроках. Одним из компонентов этого процесса является рациональная организация урока. Современный урок чувашского языка требует нового осмысления и нуждается в разработке приемов и техник, связанных с его проведением и организацией, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована прежде всего ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения чувашскому языку становится сегодня выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье учащихся.

На уроках использую игры-пантомимы. Игры способствуют восстановлению энергии, приливу бодрости, оживляют урок, дают возможность непроизвольно и быстро усваивать учебный материал. В играх налицо речевая ситуация, создающая благоприятные условия для общения, атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить на чувашском языке и делать это с удовольствием, что позволяет сохранить эмоционально-психологическое равновесие, следовательно, сберечь здоровье.   

 В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 2-3 минуты. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

   Современный урок чувашского языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Урок без улыбки учителя или доброй шутки – это не урок. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого можно рассказать что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата и ориентации на успех является поощрение детей, даже если оно выражается лишь словесно, например: Маттур! Питĕ аван! Эсĕ пире савăнтартăн! Учитель чувашского языка имеет в своём арсенале целый набор подобных выражений. Благотворно действуют и невербальные приёмы одобрения, похвалы: улыбка, жесты и мимика, аплодисменты.
     Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения чувашскому языку. И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА

К числу основных направлений модернизации российс¬кого образования относятся: нормализация учебной нагруз¬ки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физи¬ческое и психическое здоровье; с...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Здоровьесберегающие технологии на уроках чувашского языка

В статье представлены формы использования здоровьесберегающих технологий на уроках чувашского языка...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...