Калмыцкая степь глазами Д.Н.Кугультинова
план-конспект урока ( класс) на тему
Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов. Моё восхищение вызвало стихотворение Д. Кугультинова «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле…», которое я выучила к уроку внеклассного чтения. А впоследствии тема его стала названием исследовательской работы «Калмыцкая степь глазами поэта Д.Н. Кугультинова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalmytskaya_step_glazami_d.n.kugultinova.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение………………………………………….............................................2
Глава первая. Калмыцкая степь глазами Д.Н. Кугультинова......................3
1.1. Родина поэта – раздольная бескрайняя степь ................................3
1.2. «Бог дал ему судьбу поэта»..............................................................4
1.3. Страна Апреля в поэзии Д. Кугультинова.......................................6
Глава вторая. Степь в калмыцком изобразительном искусстве ......................7
2.1. Бездонное синее небо, раздольная бескрайная степь...................7
Заключение………………………………………………………………………9
Использованная литература………………………………………..…………1
Здесь не увидишь броской красоты,
Чтоб сразу обожгла до слёз, до вскрика.
О степь моя, иным невзрачна ты,
Но красота твоя в душе калмыка.
Джангар Насунов
Введение
Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов. Моё восхищение вызвало стихотворение Д. Кугультинова «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле…», которое я выучила к уроку внеклассного чтения. А впоследствии тема его стала названием исследовательской работы «Калмыцкая степь глазами поэта Д.Н. Кугультинова».
Цель нашей исследовательской работы:
показать достоверные, неповторимые приметы родной степи, запечатлённые поэтическим словом народного поэта Калмыкии (1969), лауреата Государственной премии России (1967) и СССР (1976), Героя Социалистического труда (1990) Давида Никитича Кугультинова.
Задачи:
- познакомиться с биографией Д.Н. Кугультинова;
- пообщаться с людьми, лично знавшими Д. Кугультинова,
чтобы полнее представить себе облик человека и поэта;
- прочитать стихотворения поэта на заданную тему и сделать их анализ;
- изучить газетные и журнальные публикации по биографии и творчеству Д. Кугультинова;
- изучить рассматриваемую тему в калмыцком изобразительном искусстве.
Объектом исследования являются биография и поэтическое творчество Д.Н. Кугультинова, калмыцкое изобразительное искусство на тему о степи.
Предметом исследования стали вечные ценности – любовь к родной степи, олицетворяющей Родину, патриотизм.
Материалом исследования послужили стихи Д. Кугультинова из сборников «Горизонт событий», «Давид Кугультинов. Собрание сочинений в 3-х томах», репродукции с картин Г.О. Рокчинского «Хозяин степи» и «Мать-Земля родная».
Методы исследования:
чтение, анализ, изучение, беседа, сравнение.
Практическая значимость исследования:
по нашему мнению, выбранная нами тема поможет современному молодому поколению больше узнать о талантливейшем национальном поэте Д.Н. Кугультинове на классных часах, литературных вечерах, приобщиться к высокому искусству, что будет способствовать воспитанию общечеловеческих ценностей юных читателей.
Глава первая. Калмыцкая степь глазами Д.Н. Кугультинова
- Родина поэта – раздольная бескрайняя степь
Биография Д.Н. Кугультинова показалась мне необычной, интересной и полной лишений, наполненной неустанным трудом. Родина Д.Н. Кугультинова – раздольная бескрайняя степь под высоким синим небом. Д.Н. Кугультинов родился 13 марта 1922 года в степном хотоне Абганер Гаханкины Больше-Дербетовского улуса (ныне близ села Эсто-Алтай Яшалтинского района) в маленьком домике сельского учителя. Он родился на земле своих предков, с юных лет постигая волшебную книгу раздольной калмыцкой степи, «ощущая связь с каждой травинкой родного края, сознавая свою неотделимость от своего народа, от его радостей, горестей и бед».[1]
Спустя почти два десятка лет юный поэт Кугультинов, будучи на фронте в годы Великой Отечественной войны, вспоминая родные места в стихотворении «Матери-степи», признаётся им в любви:
Степь моя! Степь!
Тому, кто душой тебя понял,
Сердцем тебя полюбил,
Ты открываешь глаза.
- «Бог дал ему судьбу поэта»
Еще в раннем детстве Давид Кугультинов определил своё жизненное кредо, начав писать стихи. «Бог дал ему судьбу поэта».[2] Трудно сказать, когда он написал своё первое стихотворение, но впервые он напечатался в двенадцать лет. В многотиражной газете политотдела совхоза № 107 появилось его первое, напечатанное типографским способом стихотворение «Успешно проведём отёлочную кампанию», за что был премирован отрезом на рубашку и вторым томом «Капитала» Карла Маркса.
Мальчику повезло! Судьба свела его в раннем детстве с замечательными людьми. Среди них был писатель и общественный деятель Антон Амур-Санан. Потом встречи с классиком калмыцкой литературы Баатром Басанговым, известным переводчиком «Джангара» русским поэтом Семёном Липкиным и прославленным художником В.А. Фаворским, помогли четырнадцатилетнему юноше проникнуть в тайны художнического мастерства.
Уже в 1940 году вышел в свет сборник стихов Д.Н. Кугультинова под названием «Стихи юности», а автору было только 18 лет, он самый молодой член Союза писателей СССР. Казалось бы, радости нет предела. Но началась вторая мировая война. Д. Кугультинов – офицер-политработник 252-й стрелковой Харьковской дивизии. А затем чёрные дни для калмыцкого народа: насильственная депортация 28 декабря 1943 года. А в 1945 году Кугультинов был арестован за стихи, в которых осуждал несправедливость по отношению к родному народу. Вся «страна жила в атмосфере всеобъемлющего страха»[3]. В 1946 годуДавид Кугультинов был осуждён в Барнауле на 10 лет и отправлен в Норильский лагерь. То страшное время стало для Д. Кугультинова «университетом жизни», частью тяжких и долгих годов учения».[4]
Любовь к родной земле поддерживала там, на чужбине. Навеянные калмыцкими песнями, оживают в его воображении дорогие картины:
Это лебедь в озере грустит.
Это ветер мчится в летнем зное.
Таволжник листами шелестит.
Полыхает марево степное.
Это степь волнуется весной,
Буйными тюльпанами покрыта.
Стадо возвращается домой,
И стучат тяжёлые копыта.[5]
В 1956 году Давид Никитич был реабилитирован. В 1960 году экстерном с отличием окончил Литературный институт имени М.Горького в Москве. Занимался литературной работой в Элисте, возглавил Союз писателей Калмыкии.
После долгих лет вынужденного молчания первый огромный успех принёс Д. Кугультинову поэтический сборник «Стихи» (1965). Глазами умудрённого жизненным опытом человека, много пережившего, вглядывается поэт Кугультинов в жизнь. И всё в ней становится предметом художественного изображения в его поэзии.
И по-прежнему значительное место в творчестве Д. Кугультинова занимает степь: «И степь калмыцкая меня/ Зовёт к себе, как сына».[6] Эти стихи объединяют приметы степи: горькая полынь, ковёр тюльпанов, степной исполин орёл, чабан с герлыгой, отары овец, «резкий ветер, будто сабельный взмах». Славит поэт труд чабана, хотя «неуютен их быт, неприметен их труд»:
Слава вам,
Чабаны!
Счастья вам,
Чабаны![7]
В этих стихах Д. Кугультинов предстаёт перед нами, читателями, как поэт, больше всего на свете любящий свой родной край и человека труда.
- Страна Апреля в поэзии Д. Кугультинова
В сознании российского читателя поэзия Кугультинова ассоциируется с апрелем, может быть, потому, что как поэт он пришёл к нам сборником «Зов апреля», за который и был награждён Госпремией России.
Моё любимое стихотворение «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» рассказывает об изумительном, особенно долгожданном для всех степняков времени года: «хрустально-звонкий воздух», «жаворонка трели», «живопись тюльпанов»… Читаешь и наслаждаешься музыкой и красками стиха. Автор и степь единое целое: «И счастлив я, что голос твой пойму…». И всей душой принимаешь возглас поэта:
О жизнь, как ты щедра!..
Как хороша!..
Тема степи находит отражение в таких стихах сборника «Зов апреля»: «Зелёная… ещё не колосится…», «Весна, мне кажется порой…», «Как пели лимбы – трепетной свирели…», «Когда я вижу, как цветок в апреле…», «Ой весна, не балуй, гляди!..», «Трепеща, купаясь в тепле…» и многих других. В каждом из этих стихотворений Д. Кугультинова пейзажные зарисовки степных раздолий, первозданных и преображённых человеком. «Сыплет жаворонок свои трели», «шелестят еле слышно травы» не для себя только, им важно поделиться своей радостью с кем-то, чтобы «передать…светлые вести». И не знают птица и трава, что лирический герой одарён апрелем «древней силой всепониманья». Ещё удивительнее единение человека и природы в стихотворении «Зелёная, ещё не колосится…». Стал привычным взору человека пейзаж зелёного пшеничного поля:
Зелёная… ещё не колосится
И всё-таки высоко поднялась…
Густая шелковистая пшеница
Блестит на солнце и ласкает глаз.[8]
Поэт поражён красотою творения, созданного человеком и природой, и любуется густой шелковистой пшеницей, как будто бы он «В соавторстве с землёю и водою/ Замыслил некогда её такой».
В стихотворении «Полынь» автор признаётся, что, собирая апрельский степной букет из пёстрых цветов, «…не замечал полыни – такой привычной и простой». А горькая полынь, верная спутница степи, и в жару осталась дома:
Не помышляя о разлуке,
Она выносит знойный ад.
Струит целебный аромат,
Со степью, с нами делит муки
И машет мне рукой своей,
Как будто не в обиде,
Что, обольстясь красой гостей,
Я проходил, её не видя.[9]
Такое звонкое и весёлое стихотворение «Постойте! Вы были в стране Апреля?» не может не вызвать восхищения! В этой стране столько волшебных событий после «зимы постылой», их нужно увидеть сию минуту, и автор гостеприимно приглашает читателя:
Друзья, торопитесь в страну Апреля!
Потом не сердитесь, что не успели!
«Зов апреля – это голос любви, зов жизни, зов природы, а лирика Д. Кугультинова стала великолепной поэтической формой его выражения».[10]
Глава вторая. Степь в калмыцком изобразительном искусстве
Бездонное синее небо, раздольная бескрайная степь, украшенная тюльпанами, объединяет творчество поэта Д.Н. Кугультинова и художников Г.О. Рокчинского, Очира Хулхачиевича Кикеева и Кима Ольдаева.
Гарри Олегович Рокчинский воплотил в своих картинах самые светлые стороны народного характера, самые сокровенные мечты народа, делая все это на высоком художественном уровне, с большим вдохновением и мастерством.
«Мать – Земля родная» - одна из первых картин, написанных Рокчинским после его переезда в Элисту. В истории калмыцкой живописи она приобрела особое значение, поскольку художнику удалось в ней с большой эмоциональной глубиной и программной последовательностью выразить национальные чувства калмыков, вернувшихся на родину после восстановления Калмыцкой автономной республики.
В картине «Мать-Земля родная» раскрыта неразрывная слитность человека и земли. Весь образ жизни, быт, хозяйство калмыков (в прошлом скотоводов - кочевников) в течение многих веков (да во многом и вплоть до наших дней) тесно связаны с природой.
На этой картине мы видим пожилую женщину в национальном платье в момент встречи с родной землей после разлуки. Но это не праздничный наряд, а повседневная одежда: поверх белой рубахи длиннополое платье (хутцан). Косы в чёрных бархатных чехлах (шивирликах) образуют треугольник, подхваченный линиями широкого, развеваемого ветром подола платья, это придаёт фигуре женщины весомую устойчивость и монументальность. Вершина этого треугольника – гордо поднятая голова, обрамлённая седыми развевающимися волосами. Мудрое лицо, пристальный и спокойный взгляд, величавая осанка – всё говорит о несгибаемой силе народа в вечном движении к свету, о величии и загадочности человеческой души. Женская фигура слита с природой и одновременно противопоставлена ей. Степь, небо и женщина – величавая гармония Человека и Природы, Человека и Родины. Цвет этой картины обладает колоссальной силой воздействия на душу зрителя, вызывая удивительные чувства. Он вибрирует словно живой, повторы цвета напоминают мелодию. Ветер развевает волосы женщины, колышет траву – это символическое движение самого бытия между добром и злом, тьмой и светом, страданием и радостью, печалью и надеждой.
И не случайно здесь ощутима перекличка с поэзией Д. Кугультинова, который в то время писал:
Мать-Родина!.. Так люди называли
Ее издревле… Вправду, не она ли
Нам жизнь дала, и силы в нас влила,
И за руку взяла и повела…
Задача раскрыть, утвердить гармонию и единство между человеком и природой стоит перед калмыцким художником постоянно, поскольку смысл жизни своего героя он видит в труде на родной земле. И именно эту задачу решает Рокчинский в картине «Мать – Земля родная».
Степь... Ее колышущиеся травы – словно волны времени, выносящие из глубины веков отголоски битв со звоном мечей и топотом копыт.
Очир Хулхачиевич Кикеев начал свой творческий путь в 1963 году после окончания Рязанского художественного училища. В картинах Очира Кикеева степь – это образ времени, длящегося и бесконечного, времени, ставшего историей.
Весной в степи загораются тюльпаны. Oни прикрывают землю прохладным живым пламенем, удивляя людей беззаветной смелостью своего недолгого и ослепительного цветения.
Тюльпаны – это тоже образ времени, краткого и неповторимого, образ мгновения. Это восприятие мира подарили художнику его родные степи, где еще подростком объезжал он вместе с отцом диких скакунов и где после бешеной скачки вдруг открывалась ему тишина, притаившаяся в чашечке тюльпана. В глазах героев Очира Кикеева светится созидательная доброта, которая жила в дедах и прадедах этих людей и, обновленная, расцветет в их детях и внуках.
В картинах молодого мастера есть величественное постоянство, столь остро ощутимое в степи. И вместе с тем каждый его герой неповторим, как цветок, один-единственный раз расцветающий на земле.
В своих пейзажах, на которых раздолье степей, он как бы возвращается к первооснове всего сущего на земле, к степной природе, ее извечной красоте. Так, большой символической ёмкостью в его картине «Счастье» обладает образ яркой, оранжево-желтой, сверкающей степи под синим небом, земли, на которой изящно рисуются гибкие стройные силуэты красных коней, земли, на которой свободны и счастливы люди. Эти темы О. Кикеева перекликаются с поэтическими темами Д. Кугультинова
На переднем плане картины Кима Ольдаева «Хозяин степи» изображена фигура хозяина степи – чабана. Он сидит на земле, усеянной жёлтыми и красными тюльпанами, скрестив ноги, держа трубку в руке, пристально всматриваясь вдаль. Рядом непременный атрибут чабана, спутница его нелёгкого труда – герлыга. На заднем плане – необозримые степные просторы, на которых пасётся отара овец, вдали возвышается двугорбый верблюд, виднеются кошары. А над степью – удивительно высокое небо с тихо ползущими по нему светлыми облаками. От фигуры чабана так и веет силой и мощью. Он действительно хозяин этого бескрайнего простора. Как не вспомнить кугультиновские строки из стихотворения «Чабаны»:
Степь как море…
Кошара в степи – островок.
Вот они,
Не спеша,
За отарой идут,
Курят трубки
И думают думы свои.
Заключение
«Осиротела седая Степь… Оборвалась жизнь великого сына калмыцкого народа, который был совестью и гордостью республики, России. Опустела и постарела степь, давшая нам Давида Кугультинова. Но осталась поэзия Давида, его комета, которая будет обогащать нас всех мыслями, чувствами», - читаем в статье народного поэта Владимира Нурова «Поэт и гражданин» от 18 июня 2006 г. Вот и я поделилась своими мыслями и чувствами, возникшими по прочтении стихотворений Давида Никитича Кугультинова о родной калмыцкой степи.
Давид Никитич Кугультинов – мудрый человек и поэт. Это единодушное мнение всех, с кем я беседовала о Д. Кугультинове, кого просила поделиться воспоминаниями о нём.
Дякиева Раиса Батнасуновна, заместитель Министра образования и науки Республики Калмыкия: «Давид Никитич Кугультинов! За этими словами такие замечательные понятия, как патриотизм, любовь к своему народу. А еще талант безупречный - поэта, писателя, мыслителя, словом, масштабность личности Д.Н. Кугультинова неизмерима. Все эти качества находят подтверждение при личных встречах с поэтом.
Я много раз принимала участие в юбилейных концертах, посвященных Д.Н. Кугультинову, творческих встречах и вечерах поэзии в его честь. Всегда оставалось неизгладимое впечатление от его таланта. Выдающийся поэт ХХ века, он достойно занял место в мировой поэзии не только как неординарный поэт, поэт-философ, поэт-гражданин, но и как удивительной мудрости человек.
Я на встречах наблюдала, как он погружался в стихию поэзии, превращался в прекрасного исполнителя своих же творений. Земляки гордились и гордятся поэтом. Сегодня в честь Кугультинова названы: школа, улица, село в его родном районе. Есть музей в школе №17, названный его именем. И есть на небе звездочка, носящая имя Давида Никитича Кугультинова. Его планета поэзии, его личность продолжают дальше свой путь».
Колдунова Галина Алексеевна делится своим отношением к великому поэту и его творчеству: «Творчество Давида Никитича Кугультинова понятно и близко всем, независимо от возраста, рода занятости и интересов. Это потому, что в его поэзии отражены народные идеи и образы, которые приобретают новые современные акценты. В юности я зачитывалась стихами Давида Никитича, он был для меня, тогда ещё юной студентки романо-германского отделения филфака КГУ, олицетворением совести и мудрости моего родного народа.
Кто хоть раз побывал в калмыцкой степи, очаровывался её широтой, просторами, выносливостью тех, кто живет в степи, понимает стихи великого поэта Калмыкии Д.Н. Кугультинова о родном крае и восхищается его отношением к родной природе:
На свете только - степь и небо.
На свете - птицы, степь и я.
О счастье духа, счастье тела -
Простор, не знающий предела…
В стихах и поэмах Д. Кугультинова предстаёт душа калмыцкого народа, певучая, как весенний ветер, пробегающая по цветущим тюльпанам ковыльной степи.
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик жаворонка трели!...
Ты - музыка, чьи звуки с давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на музыку тюльпанов.
Современную литературу невозможно представить без поэзии Д. Кугультинова. Она душевна, реальна, понятна, мудра, оптимистична и дает веру и надежду на то, что человеческие истины вечны. ДАВИД НИКИТИЧ КУГУЛЬТИНОВ – советчик, мудрый наставник, великий человек гений».
Тимошева Алла Владимировна, учитель истории по образованию, рассказывает: «Давид Никитич Кугультинов – человек активной гражданской позиции. Особое восхищение вызывает в нем то, что он не побоялся открыто выступить против высылки родного народа. Любовь к своему народу, к своему родному краю красной нитью проходит в поэтическом творчестве великого калмыцкого поэта».
Поэт-любитель Шевченко Зоя Васильевна, библиотекарь, уроженка Яшалтинского района, поделилась тем, как много дало ей стихотворение Кугультинова «Труд». Как человек чрезвычайно требовательный к себе, она считала, «если от работы усталости нет, значит, нет и душе покоя». Стихотворение Д.Н. Кугультинова «Труд» позволило ей избавиться от угрызений совести:
Я сокровища знаний и века
Подбираю и людям дарю,
И с уставшим в труде человеком
Я на равных теперь говорю.[11]
«Давиду Никитичу Кугультинову на его стихотворение «Труд» - это ответ поэта-любителя З.В. Шевченко Народному поэту Калмыкии, Герою Социалистического Труда, Лауреату Государственных премий Д.Н. Кугультинову. Давид Никитич, несмотря на свою занятость, смог ответить, убедить поэта-любителя З.В. Шевченко, что любая профессия важна...
Кугультинов прислал слова благодарности, отметив доброту и щедрость души автора стихотворения. (См. Прил. 4)
Мы обязаны хранить память о великом калмыцком поэте. В апреле 2007 года на родине поэта, в Яшалтинском районе, состоялась Международная научная конференция, посвящённая поэту, философу, гражданину Давиду Кугультинову. 13 марта, в день рождения поэта, в республике учреждён День поэзии.
За искреннюю любовь к своему народу, верность гуманистическим идеалам в 1991 году один из Международных астрономических центров назвал звезду № 2296 "Кугультинов".
Когда-то давно ему, видному политическому деятелю, предлагали переехать в Москву. Но Д.Н. Кугультинов остался верен степному краю. Наверное, для того, чтобы создать свою вечную, искреннюю песню о любви к матушке-степи с её неброской красотой, живущей в душе калмыка!
Использованная литература
- А. Алёнкин. «И свет, зажжённый именем твоим, останется вовек неугасим». «Зори Маныча». 13 марта 2007 г.
- Борис Леонов. Поэзия судьбы народной. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1970.
- Давид Кугультинов. Собрание сочинений в трёх томах. Москва, «Художественная литература», 1977.
- Давид Кугультинов. Собрание сочинений в трёх томах. Норильск, 2002.
- Д. Кугультинов. Судьба. Калмыцкое книжное издательство, 1997.
- Литературные портреты. Вестник института №8. Элиста, 1973.
- Нина Шалдунова. «Здесь родились первые стихи Давида Кугультинова». «Правительственная газета», 25 апреля 2007г.
- Теегин герл. 1997, №2
- Шевченко Зоя. Стихотворение. Сальск, «Талер», 2011 г.
- «Хальмг унн». 19 июня 2006г. №№ 119 (14988)
- Юрий Розенблюм. Сквозь пламя костров. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1970.
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»
Муниципальный этап ХIII республиканской конференции туристско- краеведческого движения « Бичкн Төрскм»
Номинация « Земляки»
Тема работы
« Калмыцкая степь глазами Д.Н.Кугультинова»
Подготовила:
Полоусова Милана Александровна
Ученица 8 «в» класса
МБОУ « СОШ №4»
358000 ул.Илишкина, 16
Домашний адрес:
Ул.Элистинская , 86
Моб.тел 89627701535
Руководитель:
Учитель калмыцкого языка
и литературы
МБОУ «СОШ №4»
Цеденова Байрта Дмитриевна.
Моб.тел 89613969274
Элиста- 2014 год
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»
Муниципальный этап ХIII республиканской конференции туристско- краеведческого движения « Бичкн Төрскм»
Номинация « Литературное наследие»
Тема работы
« Калмыцкая степь глазами Д.Н.Кугультинова»
Подготовила:
Полоусова Милана Александровна
Ученица 8 «в» класса
МБОУ « СОШ №4»
358000 ул.Илишкина, 16
Домашний адрес:
Ул.Элистинская , 86
Моб.тел 89627701535
Руководитель:
Учитель калмыцкого языка
и литературы
МБОУ «СОШ №4»
Цеденова Байрта Дмитриевна.
Моб.тел 89613969274
Элиста- 2014 год
[1] Юрий Розенблюм. «Сквозь пламя костров». Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1970, стр. 194.
[2] «Парламентский вестник Калмыкии». 17 марта 2006 г. Ст. «Слава сердцам, которые делают словом слово».
[3] «Теегин герл»,1997, №2. Валерий Пюрвеев. «Поэзия мысли», стр. 5.
[4] Там же, стр. 5.
[5] Сб. «Стихи»,1965. «Голос Москвы».
[6] Давид Кугультинов. Собрание сочинений в трёх томах. Норильск, 2002. Т. 1, «Весна», стр. 63.
[7] Давид Кугультинов. Собрание сочинений в трёх томах. Том 2, «Чабаны», стр. 244.
[8] Давид Кугультинов. Собрание сочинений в трёх томах. Норильск, 2002. Т. 1, стр.168.
[9] Д. Кугультинов. Судьба. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1997, стр. 159.
[10] «Теегин герл»,1997, №2. Валерий Пюрвеев. «Поэзия мысли», стр. 9.
[11] Зоя Шевченко. «Степные тюльпаны. Стихотворения», ООО «Талер», г. Сальск Ростовской обл., 2011 г. стр. 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ах ты, степь моя, степь привольная!.." (изобразительно-выразительные средства языка)
Особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всем ее многообразии. Художественный мир литературного произведения - вымышленн...
Конспект урока по калмыцкой литературе 11 класс "Бунт разума. По творчеству Д.Н.Кугультинова". Кичәлин төр «Өрүни шовуһар җиргхүв».(Көглтин Даван шүлгүд болн поэм «Ухана буцлт»)
Үкхәсн төрүц әәхшив.Үнинь келхлә, би ,Оршагдснаннь хөөн дәкнәс ,Орчлң үзхәр , һазрасӨндәҗ моднд хүврхүв.Өрүни шовуһар җиргхүвКичәлин күцл. Шүлгчин җирһлин болн билгин хаалһ давтлһн, «Ухана буцлт...
Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"
Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....
Урок литературы в 10 классе "Калмыцкая Снегурочка" (по поэме Д.Н. Кугультинова "Сар-Герел")
Сюжетом для этой поэмы легла легенда о прекрасной девушке Герел, которая ради людей пожертвовала собой. Древнюю калмыцкую легенду о девушке поэт насытил современным звучанием. Это вечные проблемы чувс...
Степ-аэробика. Знакомство с направлением «степ-аэробика», рассказ о степ-платформе и занятиях на ней. Группа 1 и 2
Степ-аэробика для детей дошкольного возраста«Развитие двигательной активности средствами «Степ-аэробики»»Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – од...
Методическая разработка об истории калмыцкого народа (на калмыцком языке)
Знакомство дошкольников с бытом и повседневной жизнью наших предков...
Праздник «Хальмг цә - идәни дееҗ» (Калмыцкий чай – божественный напиток»), посвященный Дню калмыцкого чая
laquo;Хальмг цә - идәни дееҗ» (Калмыцкий чай – божественный напиток») - праздник с приглашением прабабушки и бабушек.Мана нәәрт эндр орлцҗах улс:Истенкиева Таисия Догановна, к...