РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА". 5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adyg._lit._5_kl.docx | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы" Протокол №1 От "27" августа 2015г. Руководитель ШМО: __________Ивахненко О.А. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР ___________Светлакова Г.Д. "__" __________2015г. | "Утверждаю" Директор школы ___________________ Чернышова О.Е. Пр. №_____ "___"_________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
ступень: основная
класс: 5
уровень: базовый
количество часов: 70
учитель: Ивахненко О.А.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по литературе «Адыгейская литература» для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса , знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
4. Развитие устной и письменной речи.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Произведения устного народного творчества.
II. Литературные сказки.
III. Адыгейская литература .
Основные линии программы:
1. Развитие восприятия произведения;
2. Развитие творческой деятельности.
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса «Адыгейская литература» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основные требования к уровню подготовки ученика
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; --имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
Называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга чтения;
Различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный).
Уметь:
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
-работать со справочной литературой.
Пятый класс
(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)
№ п/п | Раздел программы. Тема урока. | Кол-во часов. | Элементы содержания. | Требования к уровню подготовки обучающихся. УУД. | Вид контроля. | Дата план. | Дата факт. |
1. | Введение .Литература как искусство слова. | 1 | Главные жанры литературы: эпос ,лирика, драма. Разнообразие жанров | Ученик научится владеть терминами ,понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Ученик получит возможность научиться отличать род литературы, различать понятия «писатель», «автор» | Работа с информацией, фронтальный | ||
2. | Фольклор. Начальное понятие о фольклоре. | 1 | Основные жанры. Малые жанры фольклора .Пословицы ,поговорки | Ученик научится давать понятие о фольклоре, раскрывать многообразие его жанров. Ученик получит возможность научиться использовать пословицы, поговорки в устных и письменных высказываниях, создавать сказки по пословицам и поговоркам | Коллективный | ||
3. | Виды народных сказок. | 1 | Сказки. Виды сказок. Понятие о сюжете. Особенности сказок. Знакомство с адыгейскими народными сказками | Ученик научится определять виды фольклорных сказок, давать характеристику образов сказок, отличать пословицы от поговорок. Ученик получит возможность научиться использовать пословицы, поговорки в устных и письменных высказываниях, создавать сказки по пословицам и поговоркам | Фронтальный | ||
4. | I . Произведения устного народного творчества .« Куйжий и великаны». Ум и смекалка главного героя. | 1 | Знакомство с адыгейскими народными сказками | Ученик научится определять литературную сказку как жанр. Ученик получит возможность научиться давать характеристику главным героям , оценивать их поступки | Текущий | ||
5. | Характеристика великанов, их поступки и расплата за них. | 1 | Текущий | ||||
6. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | 1 | Малые жанры фольклора | Ученик научится давать понятие о фольклоре, раскрывать многообразие его жанров. Ученик получит возможность научиться использовать пословицы, поговорки в устных и письменных высказываниях, создавать сказки по пословицам и поговоркам | |||
7. | Сочинение сказки по предложенному началу. | 1 | Особенности построения художественного мира литературной сказки | Ученик научится самостоятельно сочинять сказки по предложенному началу .Ученик получит возможность научиться развивать письменную речь | Тем .контроль | ||
8. | Литературная сказка как авторское произведение. | 1 | Особенности построения художественного мира литературной сказки. Отличие литературной сказки от народной сказки | Ученик получит возможность научиться сопоставлять литературные сказки русских и адыгейских писателей, аргументировать жанровые особенности литературной сказки | Тем .контроль | ||
9. | I I. Литературные сказки. М.С.Паранук. Сказка «Бей, дубинка!» | 1 | Осуждение обмана, лени и жестокости в сказке. | Ученик научится определять главную идею- торжество справедливости. Ученик получит возможность научиться самостоятельно анализировать сказку | Индивидуальный | ||
10. | Нравственная проблематика сказки. | 1 | Характер героев нравственная проблематика | Ученик научится давать характеристику героям. Ученик получит возможность научиться вычленять нравственную проблематику | Фронтальный | ||
11. | И.Ш. Машбаш. Сказка- поэма «Три охотника». | 1 | Тема и идея сказки | Ученик научится определять тему сказки. Ученик получит возможность научиться видеть литературные приёмы создания сказочной ситуации. | Индивидуальный | ||
12. | Образы охотников. | 1 | Образы охотников глазами учащихся, обсуждение их поступков | Ученик научится видеть выразительные средства языка в сказке. Ученик получит возможность научиться выразительности при передачи своих мыслей | Выразительное чтение | ||
13. | Литературные приемы создания сказочной ситуации. | 1 | Особенности построения художественного мира литературной сказки. Отличие литературной сказки от народной сказки | Ученик получит возможность научиться сопоставлять литературные сказки русских и адыгейских писателей, аргументировать жанровые особенности литературной сказки | Фронтальный | ||
14. | Литература как искусство слова. | 1 | Художественная литература как особая форма восприятия действительности | Ученик получит возможность научиться выразительности при передачи своих мыслей | Фронтальный | ||
15. | III. Адыгейская литература . Ц.А. Теучеж. «Пшиш». Отрывок из поэмы «Война с князьями и дворянами». | 1 | Вспомнить , что такое пейзаж | Ученик научится самостоятельно описывать жизнь реки. Ученик получит возможность научиться средствам выразительности | Выразительное чтение | ||
16. | Описание реки в стихотворении. | 1 | Описание реки в стихотворении | Выучить стихотворение наизусть | |||
17. | Рассказ о своей реке. | 1 | Выразительность при описании реки Белая. | Ученик научится составлять рассказ о реке. | Мини – сочинение о своей реке | ||
18. | А.Д. Хатков. Стихотворение . «Дай руку». | 1 | Анализ стихотворения . | Ученик научится анализировать стихотворения. Ученик получит возможность научиться давать оценку прочитанному | Наизусть | ||
19. | А.Д. Хатков. Стихотворение «Весна». | 1 | Тематика и проблематика стихотворения. | Ученик научится видеть силу весны , которая побеждает силу зимы. Ученик получит возможность научиться видеть жизни людей с жизнью природы | Выразительное чтение | ||
20. | Пейзаж. | 1 | Виды пейзажа | Ученик научится описывать пейзаж. Ученик получит возможность научиться объяснять значение слов : «Зелень весны победила холодную зиму» | Составить описание пейзажа | ||
21. | А.Д. Хатков. Стихотворение «Листок из путевого блокнота». | 1 | Поэтические картины Родины в лирике | Ученик научится осмысливать гордость поэта за свою Родину. Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине | Выразительное чтение | ||
22. | Поэтический образ Родины в творчестве русских и адыгских поэтов | 1 | Поэтический образ | Ученик научится осмысливать гордость поэта за свою Родину. Ученик получит возможность научиться объяснять свои мысли и чувства к своей Родине. | Рассказ | ||
23. | Т.М. Керашев. Рассказ «Урок жизни». | 1 | Чтение рассказа | Ученик научится отличать рассказ от сказки. Ученик получит возможность научиться видеть жанровые особенности рассказа | Анализ прочитанного | ||
24. | Жанровые особенности рассказа. | 1 | Знакомство с жанрами рассказа | Ученик научится отличать рассказ от сказки. Ученик получит возможность научиться видеть жанровые особенности рассказа | Анализ прочитанного | ||
25. | Сравнительная характеристика героев. | 1 | Нравственные ценности в рассказе. Основная идея рассказа. | Ученик научится выделять основную идею рассказа. Ученик получит возможность научиться уважению к старшим , порядочности | Характеристика героев | ||
26. | И.С.Цей. Новелла . «Красные чувяки». | 1 | Понятие о новелле | Ученик научится находить мораль в басне. | Чтение | ||
27. | Социальная несправедливость и классовая борьба в новелле. | 1 | Смелость и отвага труженика-адыга | Ученик научится видеть социальную несправедливость и классовую борьбу. | Анализ | ||
28. | Басня как вид литературного произведения. | 1 | Понятие о басне | Ученик научится объяснять , что такое басня | Чтение басни | ||
29. | М.С.Паранук. Басня «Жадный пес». | 1 | Ученик получит возможность научиться осуждать жадность | Подготовка к сочинению | |||
30. | Аллегория и мораль в басне. | 1 | Аллегория и мораль в басне. | Ученик научится объяснять , что такое аллегория и мораль | Мини сочинение : «Чему учит басня «Жадный пёс»». | ||
31. | Ю.И. Тлюстен. Отрывок из романа« Борьба аульчан с захватчиками». | 1 | Борьба аульчан с захватчиками, отличие романа от рассказа | Ученик научится отличать роман от рассказа. Ученик получит возможность научиться видеть справедливую борьбу аульчан | Чтение орывка | ||
32. | Художественные особенности романа в адыгейской литературе. | 1 | Средства создания характеров | Ученик научится видеть художе ственные особенности романа | Чтение отрывков | ||
33 | Сравнительная характеристика героев. | 1 | Характеристика героев. | Получит возможность научиться оценивать вклад детей аула в борьбу аульчан против фашистов. | Индивидуальный | ||
34. | Твоческий путь Д.Г.Костанова. | 1 | Биография писателя. | Ученик научится вести беседу о биографии писателя. | Фронтальный | ||
35. | Д.Г.Костанов. Рассказ. «Песня». | 1 | Нравственные ценности в рассказе. Основная идея рассказа. | Ученик научится выделять основную идею рассказа и ощутить роль песни в жизни аульчан. | Индивидуальный | ||
36. | Сюжет и поступки героев. | 1 | Самостоятельный анализ отрывка. | Ученик научится раскрывать тайны рассказа. | Текущий | ||
37. | А.К.Евтых. Отрывок из романа « Встреча с Хакурате». | 1 | Дать представление кто такой Хакурате. | Ученик научится выделять связь Хакурате с историей Адыгеи. | Чтение отрывка. | ||
38. | Х.Б.Андрухаев. Стихотворение. «Кавказ». | 1 | Тематика и проблематика стихотворения. | Ученик научится начальному понятию о рифме. | Чтение стихотворения. | ||
39. | Красота родной природы, гор и рек. | 1 | Чувства и мысли автора о Родине. | Ученик научится понимать как создаётся стихотворение, видеть красоту родной природы. | Фронтальный | ||
40. | Рассказ: «Мой Кавказ через 10 лет». | 1 | Составление рассказа. | Ученик научится выражать свои чувства и мысли о красоте природы, гор , рек. | Фронтальный | ||
41. | Х.Б.Андрухаев. Стихотворение . «Привет вам, герои». | 1 | Мир и человек в лирических произведениях. | Ученик научится оценивать поэтическую речь. | Комментированное чтение | ||
42. | Героическое прошлое России. | 1 | Героическое прошлое России. | Ученик научится чувствовать ритм стихотворения. | Индивидуальный | ||
43. | Мир и человек в лирических произведениях русских и адыгских поэтов | 1 | Поэтические картины Родины в лирике | Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине. | Индивидуальный | ||
44. | Ритм. Поэтическая речь. | 1 | Поэтические картины Родины в лирике | Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине. | Индивидуальный | ||
45. | С.М. Яхутль. Стихотворение. «Краснодару- салам». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится чувствовать ритм стихотворения. | Выразительное чтение. | ||
46. | С.М. Яхутль. Стихотворение. «Заря». | 1 | Тематика и проблематика стихотворения. | Ученик научится видеть секреты поэтического мастерства. | Комментированное чтение | ||
47. | Поэтический образ Родины и народа в поэзии С.М. Яхутля. | 1 | Ритм как основа музыкальности лирики. | Ученик научится видеть основу музыкальности лирики. | Фронтальный | ||
48. | Музыкальность и поэтическая глубина изображения | 1 | Музыкальность и поэтическая глубина изображения | Ученик научится понимать глубину изображения. | Индивидуальный | ||
49. | К.Х.Жане. Стихотворение. «У адыгов обычай такой». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится ценить обычаи и традиции адыгов. | Комментированное, выразительное чтение | ||
50. | Обычаи и традиции народа в стихотворении. | 1 | Знакомство с обычаями и традициями народа. | Ученик научится ценить обычаи и традиции адыгов и отметит для себя их важную роль для воспитания подрастающего поколения. | Комментированное чтение | ||
51. | Поэтический образ Родины в творчестве К. Х.Жане. | 1 | Поэтические картины Родины в лирике | Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине. | Комментированное чтение | ||
52. | Обобщающий урок. Стихотворения адыгейских поэтов о Родине. | 1 | Обобщающий урок. | ||||
IYчетверть. | |||||||
53. | А.М.Гадагатль. Стихотворение. «Да будет так!». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится видеть поэтические картины добра в лирике поэта. | Комментированное, выразительное чтение | ||
54. | А.М.Гадагатль. Стихотворение . «Адыгея моя». | 1 | Поэтические картины Родины | Ученик научится видеть образные средства поэтической речи: метафора,эпитет, олицетворение. | Заучивание наизусть | ||
55. | .А.М.Гадагатль. Стихотворение . «Для зари эта песня моя». | 1 | Музыкальность и поэтическая глубина изображения | Ученик научится понимать глубину изображения. | Индивидуальный | ||
56. | Х.М.Ашинов. Рассказ . «Колыбельная песня». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится видеть нравственные ценности в рассказе | Фронтальный | ||
57. | Сравнительная характеристика героев. | 1 | Сочинение рассказа | Ученик научится понимать основную мысль рассказа. | Самостоятельное сочинение небольшого рассказа. | ||
58. | Х.Я.Беретарь.Стихотворение «.Яблоня деда». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится прослеживать связь поколений через обычаи и традиции народа. | Самостоятельный анализ. | ||
59. | П.К.Кошубаев. Рассказ. «Ранние арбузы». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится давать сравнительную характеристику героев. | Фронтальный | ||
60. | Сила детской дружбы. Осуждение поступка Казбека. | 1 | Нравственные ценности в рассказе. Основная идея рассказа. | Ученик научится составлять рассказ о своём друге. | Составление рассказ о своём друге. | ||
61. | Ш.И.Куев. Стихотворение. «Мертвое море». | 1 | Знакомство с творчеством поэта. | Ученик научится видеть поэтический образ Родины в творчестве поэта. | Фронтальный | ||
62. | Создание рукотворного моря — еше одна трагедия адыгейского народа. | 1 | Художественные особенности стихотворения. | Ученик научится выделять для себя веру автора в торжество справедливости. | Индивидуальный | ||
63. | Ш.И.Куев. Стихотворение. «Мирный сон тебе, малыш». | 1 | Художественные особенности стихотворения. | Ученик научится видеть образ войны в стихотворении. | Комментированное, выразительное чтение | ||
64. | Развитие речи. Образ счастливого детства и войны в стихотворении. | 1 | Художественные особенности стихотворения. | Ученик научится видеть образ войны в стихотворении. | Чтение любимого лирического произведения. | ||
65. | Контрольное тестирование. | 1 | Тест | Выполнение теста | |||
66. | Обобщающий урок. Писатели Республики Адыгея. | 1 | Обзор журнала «Литературная Адыгея» | Ученик научится говорить о любимых писателях Адыгеи , называть их произведения. | Фронтальный | ||
67. | Мир и человек в лирических произведениях русских и адыгейских поэтов. | 1 | Обобщение лирических произведений. | Фронтальный | |||
68. | Обобщающий урок. Поэты Республики Адыгея | 1 | Обзор журнала «Литературная Адыгея» | Ученик научится читать стихотворения любимых поэтов | Фронтальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...