РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА". 5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему

Ивахненко Ольга Александровна

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adyg._lit._5_kl.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы"

Протокол №1

От "27" августа 2015г.

Руководитель  ШМО:

__________Ивахненко О.А.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР

___________Светлакова Г.Д.

"__" __________2015г.

"Утверждаю"

Директор школы

___________________

Чернышова О.Е.

Пр. №_____

"___"_________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

                                                        ступень: основная

                                                                             класс: 5

                                                                             уровень: базовый

                                                                             количество часов: 70

                                                                             учитель: Ивахненко О.А.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по литературе «Адыгейская литература» для  5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.


Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность  познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

- активизация читательского интереса , знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
4. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
1. Произведения устного народного творчества.
II. Литературные сказки.
III. Адыгейская литература .


     

         Основные линии программы:

1.         Развитие восприятия произведения;

2.         Развитие творческой деятельности.

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

 

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

 

1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса «Адыгейская литература» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 

Основные требования к уровню подготовки ученика

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; --имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга чтения;

Различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный).

Уметь:

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на смысловые части и составлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

Пятый    класс

(2 ч.  в неделю. Всего 68 ч. в  учебном году.)

№ п/п

               Раздел программы.  

                    Тема урока.

                                                                                                Кол-во часов.

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки обучающихся. УУД.

Вид контроля.

Дата  

план.

Дата  

факт.

1.

Введение .Литература как искусство слова.

1

Главные жанры литературы: эпос ,лирика, драма. Разнообразие жанров

Ученик научится владеть терминами ,понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Ученик получит возможность научиться отличать род литературы, различать понятия «писатель», «автор»

Работа с информацией, фронтальный

2.

Фольклор. Начальное понятие о фольклоре.

1

Основные жанры. Малые жанры фольклора .Пословицы ,поговорки

Ученик научится давать понятие о фольклоре, раскрывать многообразие его жанров. Ученик получит возможность научиться использовать пословицы, поговорки в устных и письменных высказываниях, создавать сказки по пословицам и поговоркам

Коллективный

3.

Виды народных сказок.

1

Сказки. Виды сказок. Понятие о сюжете. Особенности сказок. Знакомство с адыгейскими народными сказками

Ученик научится определять виды фольклорных сказок, давать характеристику образов сказок, отличать пословицы от поговорок. Ученик получит возможность научиться использовать пословицы, поговорки в устных и письменных высказываниях, создавать сказки по пословицам и поговоркам

Фронтальный

4.

I . Произведения устного народного творчества .« Куйжий и великаны». Ум и смекалка главного героя.

1

Знакомство с адыгейскими народными сказками

Ученик научится определять литературную сказку как жанр. Ученик получит возможность научиться давать характеристику главным героям , оценивать их поступки

Текущий

5.

Характеристика великанов, их поступки и расплата за них.

1

Текущий

6.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1

Малые жанры фольклора

Ученик научится давать понятие о фольклоре, раскрывать многообразие его жанров. Ученик получит возможность научиться использовать пословицы, поговорки в устных и письменных высказываниях, создавать сказки по пословицам и поговоркам

7.

Сочинение сказки по предложенному началу.

1

Особенности построения художественного мира литературной сказки

Ученик научится самостоятельно сочинять сказки по предложенному началу .Ученик получит возможность научиться развивать письменную речь

Тем .контроль

8.

Литературная сказка как авторское произведение.

1

Особенности построения художественного мира литературной сказки. Отличие литературной сказки от народной сказки

Ученик получит возможность научиться сопоставлять литературные сказки русских и адыгейских писателей, аргументировать жанровые особенности литературной сказки

Тем .контроль

9.

I I. Литературные сказки.                                 М.С.Паранук. Сказка «Бей, дубинка!»

1

Осуждение обмана, лени и жестокости в сказке.

Ученик научится определять главную идею- торжество справедливости. Ученик получит возможность научиться самостоятельно анализировать сказку

Индивидуальный

10.

Нравственная проблематика сказки.

1

Характер героев нравственная проблематика

Ученик научится давать характеристику героям. Ученик получит возможность научиться вычленять нравственную проблематику

Фронтальный

11.

И.Ш. Машбаш. Сказка- поэма «Три охотника».

1

Тема и идея сказки

Ученик научится определять тему сказки. Ученик получит возможность научиться видеть литературные приёмы создания сказочной ситуации.

Индивидуальный

12.

Образы охотников.

1

Образы охотников глазами учащихся, обсуждение их поступков

Ученик научится видеть выразительные средства языка в сказке. Ученик получит возможность научиться выразительности при передачи своих мыслей

Выразительное чтение

13.

Литературные приемы создания сказочной ситуации.

1

Особенности построения художественного мира литературной сказки. Отличие литературной сказки от народной сказки

Ученик получит возможность научиться сопоставлять литературные сказки русских и адыгейских писателей, аргументировать жанровые особенности литературной сказки

Фронтальный

14.

Литература как искусство слова.

1

Художественная литература как особая форма восприятия действительности

Ученик получит возможность научиться выразительности при передачи своих мыслей

Фронтальный

15.

III. Адыгейская литература .                                        Ц.А. Теучеж. «Пшиш». Отрывок из поэмы «Война с князьями и дворянами».

1

Вспомнить , что такое пейзаж

Ученик научится самостоятельно описывать жизнь реки. Ученик получит возможность научиться средствам выразительности

Выразительное чтение

16.

Описание реки в стихотворении.

1

Описание реки в стихотворении

Выучить стихотворение наизусть

17.

  Рассказ о своей реке.

1

Выразительность при описании реки  Белая.

Ученик научится составлять рассказ о реке.

Мини – сочинение о своей реке

18.

А.Д. Хатков. Стихотворение . «Дай руку».

1

Анализ стихотворения .

Ученик научится анализировать стихотворения. Ученик получит возможность научиться давать оценку прочитанному

Наизусть

19.

 А.Д. Хатков. Стихотворение «Весна».

1

Тематика и проблематика стихотворения.

Ученик научится видеть силу весны , которая побеждает силу зимы. Ученик получит возможность научиться видеть жизни людей с жизнью природы

Выразительное чтение

20.

Пейзаж.

1

Виды пейзажа

Ученик научится описывать пейзаж. Ученик получит возможность научиться объяснять значение слов : «Зелень весны победила холодную зиму»

Составить описание пейзажа

21.

А.Д. Хатков. Стихотворение «Листок из путевого блокнота».

1

Поэтические картины  Родины в лирике

Ученик научится осмысливать гордость поэта за свою Родину. Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине

Выразительное чтение

22.

Поэтический образ Родины в творчестве русских и адыгских поэтов

1

Поэтический образ

Ученик научится осмысливать гордость поэта за свою Родину. Ученик получит возможность научиться объяснять свои мысли и чувства к своей Родине.

Рассказ

23.

Т.М. Керашев. Рассказ  «Урок жизни».

1

Чтение рассказа

Ученик научится отличать рассказ от сказки. Ученик получит возможность научиться видеть жанровые особенности рассказа

Анализ прочитанного

24.

 Жанровые особенности рассказа.

1

Знакомство с жанрами  рассказа

Ученик научится отличать рассказ от сказки. Ученик получит возможность научиться видеть жанровые особенности рассказа

Анализ прочитанного

25.

Сравнительная характеристика героев.

1

Нравственные ценности в рассказе. Основная идея рассказа.

Ученик научится выделять основную идею рассказа. Ученик получит возможность научиться уважению к старшим , порядочности

Характеристика героев

26.

И.С.Цей. Новелла . «Красные чувяки».

1

Понятие о новелле

Ученик научится находить мораль в басне.

Чтение

27.

Социальная несправедливость и классовая борьба в новелле.

1

Смелость и отвага труженика-адыга

Ученик научится видеть социальную несправедливость и классовую борьбу.

Анализ

28.

  Басня как вид литературного произведения.

1

Понятие о басне

Ученик научится объяснять , что такое басня

Чтение басни

29.

  М.С.Паранук. Басня  «Жадный пес».

1

 Ученик получит возможность научиться осуждать жадность

Подготовка к сочинению

30.

 Аллегория и мораль в басне.

1

Аллегория и мораль в басне.

Ученик научится объяснять , что такое аллегория и мораль

Мини сочинение : «Чему учит басня «Жадный пёс»».

31.

  Ю.И. Тлюстен. Отрывок из романа« Борьба аульчан с захватчиками».                    

1

Борьба аульчан с захватчиками, отличие романа от рассказа

Ученик научится отличать  роман от рассказа. Ученик получит возможность научиться видеть справедливую борьбу аульчан

Чтение орывка

32.

Художественные особенности романа в адыгейской

литературе.

1

Средства создания характеров

Ученик научится видеть художе ственные особенности романа

Чтение отрывков

33

Сравнительная характеристика героев.

1

Характеристика героев.

Получит возможность научиться оценивать вклад детей аула в борьбу аульчан против фашистов.

Индивидуальный

34.

 Твоческий путь Д.Г.Костанова.

1

Биография писателя.

Ученик научится вести беседу о биографии писателя.

Фронтальный

35.

Д.Г.Костанов. Рассказ. «Песня».

1

Нравственные ценности в рассказе. Основная идея рассказа.

Ученик научится выделять основную идею рассказа и ощутить роль песни в жизни аульчан.

Индивидуальный

36.

Сюжет и поступки героев.

1

Самостоятельный анализ отрывка.

Ученик научится раскрывать тайны рассказа.

Текущий

37.

 А.К.Евтых. Отрывок из романа « Встреча с Хакурате».

1

Дать представление кто такой Хакурате.

Ученик научится выделять связь Хакурате с историей Адыгеи.

Чтение отрывка.

38.

Х.Б.Андрухаев. Стихотворение. «Кавказ».

1

Тематика и проблематика стихотворения.

Ученик научится начальному понятию о рифме.

Чтение стихотворения.

39.

Красота родной природы, гор и рек.

1

Чувства и мысли автора о Родине.

Ученик научится понимать как создаётся стихотворение, видеть красоту родной природы.

Фронтальный

40.

Рассказ: «Мой Кавказ через 10 лет».

1

Составление рассказа.

Ученик научится выражать свои чувства и мысли о красоте природы, гор , рек.

Фронтальный

41.

 Х.Б.Андрухаев. Стихотворение . «Привет вам, герои».

1

Мир и человек в лирических произведениях.

Ученик научится оценивать поэтическую речь.

Комментированное чтение

42.

Героическое прошлое России.

1

Героическое прошлое России.

Ученик научится чувствовать ритм стихотворения.

Индивидуальный

43.

Мир и человек в лирических произведениях русских и адыгских поэтов

1

Поэтические картины  Родины в лирике

Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине.

Индивидуальный

44.

Ритм. Поэтическая речь.

1

Поэтические картины  Родины в лирике

Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине.

Индивидуальный

45.

 С.М. Яхутль. Стихотворение. «Краснодару- салам».

1

Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится чувствовать ритм стихотворения.

Выразительное чтение.

46.

С.М. Яхутль. Стихотворение. «Заря».

1

Тематика и проблематика стихотворения.

Ученик научится видеть секреты поэтического мастерства.

Комментированное чтение

47.

Поэтический образ Родины и народа в поэзии С.М. Яхутля.

1

Ритм как основа музыкальности лирики.

Ученик научится видеть основу музыкальности лирики.

Фронтальный

48.

Музыкальность и поэтическая глубина изображения

1

Музыкальность и поэтическая глубина изображения

Ученик научится понимать глубину изображения.

Индивидуальный

49.

К.Х.Жане. Стихотворение. «У адыгов обычай такой».

1

 Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится  ценить обычаи и традиции адыгов.

Комментированное, выразительное чтение

50.

Обычаи и традиции народа в стихотворении.

1

Знакомство с обычаями и традициями народа.

Ученик научится  ценить обычаи и традиции адыгов и отметит для себя их важную роль для воспитания подрастающего поколения.

Комментированное чтение

51.

Поэтический образ Родины в творчестве К. Х.Жане.

1

Поэтические картины  Родины в лирике

Ученик получит возможность научиться рассказывать о своей «малой» Родине.

Комментированное чтение

52.

Обобщающий урок. Стихотворения адыгейских поэтов о Родине.

1

Обобщающий урок.

IYчетверть.

53.

 А.М.Гадагатль. Стихотворение. «Да будет так!».

1

Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится  видеть поэтические картины добра в лирике поэта.

Комментированное, выразительное чтение

54.

А.М.Гадагатль. Стихотворение . «Адыгея моя».

1

Поэтические картины  Родины

Ученик научится  видеть образные средства поэтической речи: метафора,эпитет, олицетворение.

Заучивание наизусть

55.

.А.М.Гадагатль. Стихотворение . «Для зари эта песня моя».

1

Музыкальность и поэтическая глубина изображения

Ученик научится понимать глубину изображения.

Индивидуальный

56.

 Х.М.Ашинов. Рассказ . «Колыбельная песня».

1

Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится видеть нравственные ценности в рассказе

Фронтальный

57.

Сравнительная характеристика героев.

1

Сочинение рассказа

Ученик научится понимать основную мысль рассказа.

Самостоятельное сочинение небольшого рассказа.

58.

Х.Я.Беретарь.Стихотворение  «.Яблоня деда».

1

Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится прослеживать связь поколений через обычаи и традиции народа.

Самостоятельный анализ.

59.

П.К.Кошубаев. Рассказ. «Ранние арбузы».

1

Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится давать сравнительную характеристику героев.

Фронтальный

60.

Сила детской дружбы. Осуждение поступка Казбека.

1

Нравственные ценности в рассказе. Основная идея рассказа.

Ученик научится составлять рассказ о своём друге.

Составление рассказ о своём друге.

61.

Ш.И.Куев. Стихотворение. «Мертвое море».

1

Знакомство с творчеством поэта.

Ученик научится видеть поэтический образ Родины в творчестве поэта.

Фронтальный

62.

Создание рукотворного моря — еше одна трагедия адыгейского народа.

1

Художественные особенности стихотворения.

Ученик научится выделять для себя веру автора в торжество справедливости.

Индивидуальный

63.

Ш.И.Куев. Стихотворение.  «Мирный сон тебе, малыш».

1

Художественные особенности стихотворения.

Ученик научится видеть образ войны в стихотворении.

Комментированное, выразительное чтение

64.

 Развитие речи.  Образ счастливого детства и войны в стихотворении.

1

Художественные особенности стихотворения.

Ученик научится видеть образ войны в стихотворении.

Чтение любимого лирического произведения.

65.

Контрольное тестирование.

1

Тест

Выполнение теста

66.

Обобщающий урок. Писатели Республики Адыгея.

1

Обзор журнала «Литературная Адыгея»

Ученик научится говорить о любимых писателях Адыгеи , называть их произведения.

Фронтальный

67.

Мир и человек в лирических произведениях русских  и адыгейских поэтов.

1

Обобщение лирических произведений.

Фронтальный

68.

Обобщающий урок. Поэты Республики Адыгея

1

Обзор журнала «Литературная Адыгея»

Ученик научится читать стихотворения любимых поэтов

Фронтальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)

Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...