7нче сыйныф өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы
рабочая программа (7 класс) на тему

Мансурова Гөлшат Нурулла кызы

Рабочая программа разработана на основе Программы  по татарскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар) Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В.А.Гарипова, Программы по татарской литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар)Ф.Г.Галимуллин, З.Н.Хабибуллина, Х.Г.Фардиева //Сборник примерных программ по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения: 1-11 классы. -  Казань: Татарское книжное издательство. 2011. -  96 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

02 - 34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа № 31»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей башкирского и татарского языков

 Руководитель ШМО

_________Г.Р.Ибрагимова

Протокол  №     от

«___» __________2015г.

 СОГЛАСОВАНО      Заместитель директора

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ

______ Г.Н.Рахимова

«____»__________2015г.    

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ _______С.Б.Битунова

Приказ № ____ от

«____»_________2015г.

 

Рабочая программа

по родному (татарскому) языку и литературе

7 класс

Составитель: учитель татарского языка

высшей категории Мансурова Г.Н.

Стерлитамак, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….………3
  2. Общая характеристика учебного предмета………………………………………………....3
  3. Место учебного предмета в учебном плане…………………………………………….…..4
  4. Результаты освоения учебного предмета: предметные,  метапредметные, личностные..4
  5. Содержание учебного предмета…………………………………………….……..…………5
  6. Тематическое планирование ………………………………….……………………………..7
  7. Материально-техническое обеспечение ……………………………..………….………...14

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «О языках народов РФ», Закона РФ «Об образовании», Закона РБ «О языках народов РБ», Закона РБ «Об образовании»

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 от 17.12.2010 Министерства образования и науки Российской Федерации; приказа от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

 - «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН  2.4.2. 2821 – 10,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;

- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

- Положение о рабочей программе (приказ №393 от 28.08.2015г.).

Рабочая программа разработана на основе Программы  по татарскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар) Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В.А.Гарипова, Программы по татарской литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар)Ф.Г.Галимуллин, З.Н.Хабибуллина, Х.Г.Фардиева //Сборник примерных программ по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения: 1-11 классы. -  Казань: Татарское книжное издательство. 2011. -  96 с.

Общая характеристика учебного предмета.

           Изучение родного (татарского) языка и литературного чтения в основной школе направлено на формирование  и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции. Лингвистическая компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм татарского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Развитие речи учащихся на уроках татарского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма).

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики татарского языка, освоение норм татарского речевого этикета, культуры межнационального общении. В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность предмета на формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Она предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Учебный материал выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько тем. Темы родного (татарского) языка и литературы чередуются, поэтому в календарно-тематическом планировании разделы не указаны.

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, предусматривающим изучение  предмета в 7 классе по 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Результаты освоения учебного предмета:

предметные, метапредметные и личностные.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по родному (татарскому) языку и литературному чтению являются:

  1. понимание татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;
  2. осознание эстетической ценности языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту татарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по родному (татарскому) языку и литературному чтению являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала,
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного татарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского, иностранного, башкирского языков, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

- соблюдение основных правил литературного произношения, уметь разговаривать с правильной интонацией;

-различать грамматические признаки причастия, синтаксическую роль причастий;

-знать понятие о деепричастии, его грамматические особенности;

- находить в тексте деепричастия; пользоваться словарями;

- различать грамматические признаки имен действий, синтаксическую роль имен действий;

-находить в тексте имена действий; делать морфологический разбор слов;

-отличать служебные и самостоятельные части речи; иметь понятие о предлогах, союзах, междометий, предикативных слов; отличие междометий от звукоподражательных слов;                                                                                                                                                       -определять тип и стиль текста; определять порядок слов в предложениях;

-находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

-объяснять поставленные знаки препинания;

-расставлять правильно знаки препинания при диалоге, прямой и косвенной речи;

-подробно и сжато излагать повествовательные тексты;

-составлять план исходного и собственного текста;

-правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

-писать сочинения по данному плану;

-описать литературных героев;

-писать диктант, изложение;

-выполнять  перевод  с татарского языка  на русский и с русского языка на татарский.

Содержание учебного предмета

Повторение изученных тем  в 6 классе по морфологии (8 ч.)

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Имя числительное. Местоимение. Виды местоимений. Наречие. Образование наречий.

Глагол (18 ч. )

Глагол.  Категория отрицания. Залоги глагола. Наклонения глагола. Спрягаемые глаголы. Повелительное наклонение глаголов. Спряжение глаголов изъявительного наклонения. Настоящее, прошедшее время глаголов изъявительного наклонения. Будущее время глаголов изъявительного наклонения. Условное наклонение глагола. Глаголы условного наклонения, выражающие пожелание и просьбу. Понятие о причастие. Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Имя действия. Понятие  об инфинитиве. Вспомогательные глаголы. Словообразование глаголов. Морфологический анализ глаголов.

Звукоподражательные слова. (1ч.) Звукоподражательные слова. Звукоподражательные слова как основа для новых слов.

Предикативные слова (1ч.) Понятие о предикативных словах. Порядок морфологического анализа предикативных слов.

Словосоединительные части речи (5 ч.)  Понятие о предлоге, послелоге. Предложные слова. Послеложные слова. Понятие о союзе. Союзные слова.

Модальные части речи (1 ч.)  Частицы. Виды и правописание частиц. Междометия. Виды междометий и знаки препинания при них.

Габдулла Тукай (4 ч.) Жизнь и творчество Г. Тукая. Главы из автобиографической повести «Исемдә калганнар». Изображение детства поэта, в произведении  Г. Тукая «Исемдә калганнар». Изображение природы в поэме Г. Тукая «Шүрәле». Тема родины в стихотворении Г. Тукая «Туган авыл».    

Художник Байназар Альменов (1 ч.) Жизнь и творчество художника Б.Алменова.

Фарит Яруллин (2ч.) Жизнь и творчество композитора  Ф.Яруллина. Образ Сююмбики в балете «Шүрәле». Общее и различия между балетом и поэмой Г.Тукая «Шүрәле».

Фатих Амирхан (2 ч.) Жизнь и творчество Ф.Амирхана. Революционные движения в  произведении «Март каһарманы». Критика псевдопатриотов в произведении Ф. Амирхана «Март каһарманы».  

Мажит Гафури (1 ч.) Жизнь и творчество М.Гафури. Басня “Сарыкны кем ашаган?”

Галимжан Ибрагимов (4 ч.) Жизнь и творчество Г.Ибрагимова. Главы из повести “Алмачуар”. Изображение любви и привязанности к животным в произведении Г. Ибрагимова «Алмачуар». Изображение народных традиций и обычаев в повести Г. Ибрагимова «Алмачуар».

Гадель Кутуй (3 часа) Жизнь и творчество Г.Кутуя. . Образ Родины в произведении «Сагыну». Фантастика и реальность в повести Г. Кутуя «Рөстәм маҗаралары». Патриотизм в произведении Г.Кутуя «Рөстәм маҗаралары».

Хасан Туфан (1 ч) Жизнь и творчество Х.Туфана. Стихотворения. Выражение чувств лирического героя в стихах поэта.

Зифа Басырова (1 ч.)  Жизнь и творчество З.Басыровой. Роль Зифы  Басыровой в татарском песенном искусстве.

Роза Хафизова (3 ч.) Жизнь и творчество Р.Хафизовой. Проблемы воспитания  в произведении  Р. Хафизовой  «Кашкарыйлар озын гомерле». Повесть “Кашкарыйлар озын гомерле”. Образ трудолюбивых детей в произведении Р. Хафизовой  «Кашкарыйлар озын гомерле».

Ибрагим Салахов (2 ч.) Жизнь и творчество И.Салахова. Рассказ “Колыма хикәяләре”. Проблема человеческой жестокости в произведении И. Салахова «Колыма хикәяләре».

Зыя Мансур (1 ч.) Жизнь и творчество З.Мансура. Сказка “Таңсылу әкияте”.

Амирхан Еники (3 часа)  Жизнь и творчество А.Еники. Повесть “Кем җырлады?” Образ Бадретдина в произведении А. Еники «Матурлык». Красота человека в рассказе А. Еники «Матурлык».

Рафаил Тухватуллин (1 ч)  Жизнь и творчество Р.Тухватуллина. Рассказ “Балам көлүе”. Тема войны в рассказе «Балам көлүе».

Тауфик Айди (2 ч) Судьба эмигрантов в рассказе Тауфик Айди “Йөртә безне язмышлар”. Р.р. Беседа на тему “Соотечественники, проживающие зарубежом”.

Навруз (1 ч) Татарские народные праздники. Сценарий праздника Навруз.

 Повторение пройденных тем (2 ч.) Повторение пройденных произведений по литературе. Морфологический анализ частей речи. Обобщенное повторение пройденных тем в 7 классе.

Материально-техническое обеспечение

Книгопечатная продукция:

Учебники:

  1. Асылгараева Р.А., Зиннатова М. З. Татарский язык: Учебник для 7 класса основной общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар) – 4-е издание, дополненное. – Казань: Магариф, 2010.
  2. Мусин Ф. М.,Закирзянов А.М., Гилязова И.Г., Шавалиева Р. С.  Татарская литература: Учебник для 7 класса основной общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).– Казань: Магариф, 2010.

Пособия для учащихся:

  1. Ганиева Ф. А., Абдуллин И. А., Мухамадиев М. Г., Юналеева Р. А. Татарско-русский словарь. Издание 4-ое исправленное и дополненное. - Казань: Тат. кн. изд., 2004г.
  2. Сафиуллина Ф. С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. -  Казань: Магариф, 2000г.

Методические пособия:

  1. Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы. - Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  2. Максимов Н. В. Дидактические материалы по татарскому языку: Пособие для учителей. – Казань: Магариф, 2000.
  3. Максимов Н. В. Тесты по татарскому языку. – Казань: Магариф. 2002.
  4. Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С.,  Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
  5. Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  6. Хабибов Л. Г., Алчина Н. М. Татарский язык: Учебник для 7 класса татарской школы Башкортостана. – Уфа: « Китап», 2004.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

3. Магнитофон.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2."Открытый класс" - образовательные сообщества http. – Режим доступа: //balachak.ru/music-for-tatar-kids/,

3.Татарская национальная электронная библиотечная система – Режим доступа:   http://www.tatknigafund.ru/,

4. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru,

5. Татар халык иҗаты. - Режим доступа: http://halik-ishati.ucoz.ru/

6. Ана теле http - Режим доступа: //anatele.ef.com/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 нче сыйныф өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы (сәгатьләр күләме атнага 2 сәгать, елга 68сәг ать)

Аңлатма язуы Эш программасы статусы.            Программа нигезенә Россия, Татарстан Мәгариф һәм фән министрлыкларының мәктәпләрдә урта һәм ...

Рус мәктәбендә 11 нче сыйныфның рус телле укучылары өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы

ТАТАР ТЕЛЕННӘН ҺӘМ ӘДӘБИЯТЫННАН 11 нче сыйныф өчен( рус телле төркем өчен) ЭШ ПРОГРАММАСЫ     Аңлатма язуы Эш программасы статусы          Программ...

7 нче сыйныфлар өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы

Эш программасы Р.З.Хәйдәрова дәреслеге буенча....

Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы 5-11класслар

7 нче сыйныфлар өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы...

11нче сыйныф өчен Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком, учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, предусматривающим изучение  предмета в 11 классе по 2 часа в нед...

11нче сыйныф өчен Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасына календарь-тематик план

11нче сыйныф өчен Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасына календарь-тематик план...