Конкурсное задание "Эссе" Превращение мечты в реальность
статья на тему
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Скромак О.В. учитель русского языка и литературы
Превращение мечты в реальность
Я – учитель…Педагог – это актер и режиссер, писатель и поэт в одном лице. Это очень интересная работа: каждый день отличается от предыдущего, каждый урок не похож на другие, каждый ученик индивидуален. Конечно, профессия учителя самая увлекательная, благородная, уважаемая, но в это же время очень сложная. Поэтому и учитель должен быть индивидуальным, творчески настроенным. Учитель не просто учит, он оставляет след в душе учеников. Ведь именно педагог помогает сформироваться этой маленькой душе. А также имеет значение личные особенности и качества учителя.
«Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно придумала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели - в результаты. Каждый день я маленькими шажками иду к этому. Как бы ни было трудно, постепенно превращаю ее в реальность. Моя мечта становится все ближе и ближе, и сил становится не меньше, а только больше.
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться, говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.
Я учу детей умению правильно и красиво думать, говорить и записывать придуманное и сказанное. Именно общение в наше время является главной движущей силой! Человек, не умеющий пользоваться всеми ресурсами языка и не имеющий солидного багажа начитанности, обречен на провал. Язык, данный нам с рождения, должен быть живым инструментом успешности, а опыт поколений, описанный в литературе, нужно использовать для исправления погрешностей на пути к совершенству
Я учусь.
И я учусь учить.
Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.
Эта та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.
Почему именно это для меня важно, зачем уметь учиться? Еще Эрнст Легуве, французский писатель XIX века, сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». А что мы должны говорить сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные приметы - изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Вот, например, как построить свою работу в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ? Много всего, что для учительского ума и внутреннего сознания остаётся для большинства, по всей видимости, на уровне теоретических знаний, не ставших профессиональной потребностью. Но именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.
Еще одним наиболее значимым качеством учителя является способность творчески мыслить самому и приобщить к этому учеников. Поскольку именно в творчестве рождается возможность не просто получить новые знания или проанализировать имеющиеся, а получить нечто большее. Расширить рамки обычного восприятия, найти что-то необычное в самых обыкновенных вещах. Творчество — это крылья, поднимающие учителя над обычным образовательным процессом и дающие возможность его корректировать. И, конечно, ничего из вышеперечисленного не пригодится, если педагог не обладает главным качеством — любовью к детям. С одной стороны, несомненно, преподаватель должен быть наставлять и контролировать, но с другой — другом, который может организовать совместную работу, направить и помочь достигнуть намеченной цели.
У замечательного педагога, интереснейшего человека В.М.Лизинского в его книге «Записки из большого чайника» есть такие слова: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть в нём Человека. Уметь видеть его в настырном, неусидчивым, непослушном, порою назойливом, с нагло пробивающимся (по меркам взрослого) юношеским максимализмом подростке. Уметь увидеть его и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться на последней парте ученике. Уметь видеть в каждом. Мне кажется, с этим умением уважать другого не рождаются, его надо в себе воспитывать, растить, если хотите. А значит, надо уметь над собой работать. И если ты, учитель, научишься уважать каждого, тогда заслужишь и ответного уважения. Все это возможно лишь тогда, когда педагог является многогранной, всесторонне развитой личностью.
Я не верю в то, что в условиях изменений в системе образования, есть что-то, что может помешать учителю мечтать. Учитель может и должен мечтать! Иначе можно огрубеть, ощетиниться, что недопустимо в нашей работе, в итоге можно лишиться такой ценности, как общение с ребёнком. Наши мечты – дорога к нашему счастью, в котором профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Важно не дать мечте погибнуть под грузом каждодневных трудов. Ведь если бы я не шла за мечтой, вдруг я не стала бы счастливым учителем, который превращает мечты в реальность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
Конспект урока по литературе в 11 классе по теме "Мечта и реальность в рассказе "Огонь и пыль"
Материал представляет собой конспект урока, посвященный изучению творчества Т.Толстой. Рассказ небольшой по объему, но в нём дана оценка современной жизни, человека. Предусмотрена группов...
Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева.
План урока МХК в 11 классе....
Круглый стол "Успех - мечта или реальность" 11 класс
Данное мероприятие использовалось как отчетное после классно-обобщающего контроля в 11 классе.Участниками круглого стола стали: учащиеся йй класса, родители, классный руководитель, учителя-предметники...
Статья учителя русского языка и литературы ГБОУ школы 593 Некрасовой О.Н. «ЕГЭ на 100 баллов – мечта или реальность?»
Анализ педагогической деятельности за 2013-2014 уч. год (результаты ЕГЭ 2014 года по русскому языку). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ....
Итоговое сочинение как форма государственной итоговой аттестации обучающихся по направлению “Мечта и реальность”, тема “Человек без мечты, что птица без крыльев” в 10(11) классе.
Методическая разработка урока литературы....
Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....