Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Рассказ Т.Н. Толстой "Соня". Черты постмодернизма в нем"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т.Н. Толстая (1951 г.р.) – прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно признана одним из самых ярких авторов нового поколения. Внучка Алексея Толстого. «На златом крыльце сидели(1987г.), «Любишь – не любишь»(1997г.), «Сёстры»(1998г), «Река Оккервиль»(1999г.). За роман «Кысь» в 2001 г. писательница получила премию «Триумф».
Очевидна связь прозы Толстой с русской классической литературой, но видится и связь с модернистской традицией. Критика зачисляет Толстую то в реалисты, то в постмодернисты.
Постмодернизм как явление мировой литературы и культуры последней трети XX века возник в результате неудовлетворённости возможностями традиционного реалистического искусства, его чрезмерной ориентированностью на социальную действительность.
«Реалисту интересна реальность и человек в ней… постмодернисту интересна не реальность, а её отражение в сознании».
Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. Важнейший знак – интертекстуальность, то есть цитатность. Мир воспринимается как текст.
Постмодернист уверен, что одна из задач его – интерпретация наследия классиков, и он вступает в игру с читателем, которому предлагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции.
В русском постмодернизме два направления: «исторические фантазии» и «новый автобиографизм». В основе первого – вымысел, в основе второго – личный опыт автора. Наиболее яркий автор первого направления – Виктор Пелевин. Т. Толстая – представитель второго направления.
Вопросы по тексту. 1. Подумайте над названием рассказа. Имейте в виду, автор уже затеял с вами литературную игру. 2. Найдите ключевую метафору - это поможет понять рассказ. 3. Кто рассказывает эту историю? Сколько голосов вы слышите? 4. Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Найдите детали, определяющие время действия(блокаду, прежде всего); детали портрета, определяющие образы двух героинь. 5. Заметьте время действия в рассказе. 6. Подготовьте рассказ о судьбах Сони и Ады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""
Презентация содержит материал по биографии и творчеству Б.Лавренева...
А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.
А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...