Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»
план-конспект урока (8 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 8 классе
Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева.
2. Вызвать интерес к его произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_po_astafevu.ppt | 101 КБ |
konspekt_uroka_literatury_v_8_klasse.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Знакомство с жизнедеятельностью писателя Виктора Астафьева. Задачи: 1) Ознакомиться с биографией жизни В.Астафьева. 2) Ознакомиться с творчеством В.Астафьева.
Астафьев Виктор Петрович родился 1мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска.
Биография: Виктор Астафьев родом из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. В 1936-37 г. Астафьев был беспризорником, а потом попал в детдом. В детдоме Виктора много унижали, попрекали куском хлеба, даже тем, что он зачем то живет, но и достаточно много топтали в прямом и в переносном смысли. Астафьев любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, воровал их, не считая это большим грехом. В детдоме начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги. Астафьеву в начале жизненного пути встретился Игнатий Рождественский. Рождественский преподавал русский и литературу в школе.
Но когда началась война Астафьев ушел на фронт добровольно. На фронте был шофером, связистом артиллерийской бригады. В 1943г. получил тяжелое ранение,а 1945г. демобилизовался из армии. Женился, жена тоже была военной. Жили они в уральском городе Чусовой. С 1958г. стал членом Союза писателей СССР. А в 1959-61г. учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте имени М.Горького. В 1980г. вернулся в родные места и жил в Красноярске и селе Овсянка. Скончался Виктор Астафьев 29 ноября 2001г. в городе Красноярск. И согласно завещанию Астафьев был похоронен в родном селе Овсянка.
Творчество: Свое творчество Астафьев начал еще в детдоме сочиняя стишки, но позже он начал уже писать рассказы и повести. В 1951г. Астафьев опубликовал свой первый рассказ «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» и становиться ее литературным сотрудником. В 1950-е г. издает в Перми книги рассказов для детей: «До будущей весны», «Огоньки». В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченной столичной критикой: «Перевал», «Стародуб». В 1966 г. Опубликовывает автобиографическую повесть «Кража», в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выражения. Выбрашенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляют сюжетную основу многих произведений Астафьева.
Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку – а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия – она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В условиях, употребленных на поддержание живой жизни, он видит не голую борьбу за существования, а действие высшего, единого для человеческой и природной жизни закона(новеллы «И прахом своим»). Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти(жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, малой родине), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду».
Повести «Зрячий посох» вторично присуждена Государственная премия СССР. Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становиться память: последние главы «Последнего поклона». Виктор Астафьев в 2004 г. посмертно был удостоен Государственной премий РФ как автор поставленных на сцене МХАТа имени А.П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».
Предварительный просмотр:
МБОУ Марининская СОШ №16
Конспект урока по литературе в 8 классе
Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева.
2. Вызвать интерес к его произведениям.
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Власова Л. Д.
Ход урока.
- Начало жизни писателя.
Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят весьма подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной темени проникнуть в помещение. Все продумано, все учтено: ещё днем предусмотрительно «с той стороны» отперто окно, приготовлены необходимые сподручные средства.
Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не выдать еще не угасшего волнения,
ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное убежище беспризорных мальчишек, объединенных общей горестной судьбой. Усевшись вокруг , они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго.... Сегодня они забрались в местную библиотеку.
Ребята не видят, как со всех сторон столпились чуткие к каждому их движению плотные ночные тени, не слышат, как пробудились тревожные ночные шорохи, они теперь завороженно смотрят на проворно шевелящиеся губы своего товарища, с которых слетают слова, мгновенно сгорающие в маленьком пламени самодельной коптилки. Теперь уже и слов нет, а губы, глотая бледный свет, все шевелятся и шевелятся.... Теперь словно льется какая-то волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полной красоты, таинственности и опасностей. И мир этот, чужой и далекий, все разрастается, незаметно становясь твоим собственным. И ты тоже там... То ты скачешь на взмыленном чудо-коне под свист пуль неутомимых преследователей, то пробираешься тайной тропой, выслеживая опасного зверя, то хитроумно освобождаешь красавицу-узницу...
А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома.
Пройдет много-много лет, и бывший беспризорник, бывший детдомовец, бывший фэзэошник, бывший солдат Виктор Астафьев станет теперь укладывать уже «свои» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать не только приятелям, но и тысячам незнакомых людей о пережитом и перечувствованном им за короткую пока, однако богатую всякими событиями жизнь.
- Презентация по творчеству В.П. Астафьева.
- Работа над рассказом В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
1. Беседа о прочитанном.
-Какое впечатление произвел рассказ В. Астафьева?
-Кто из героев вам запомнился и почему?
2. Анализ рассказа.
- Составьте план рассказа и подготовьтесь к его пересказу.
Сюжет рассказа очень прост. Событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении играет второстепенное значение.
- Что же тогда в произведение самое главное? Найдите основную мысль рассказа в тексте. ( Основную мысль писатель выразил в финале: «Деревенская фотография-своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)
- Объясните смысл этой фразы.
2. Беседа.
- В какое время и где проходят события?
- Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы.
- Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?
- Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь?
- Как характеризует ребят их поведение?
- Почему Саньки и героя не было на фотографии?
- Как выглядят ребята на фотографии? О чем это говорит?
- Центральным образом всей книги является образ бабушки.
«Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьет земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В. Астафьева объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям... Непосильная это работа... Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта...»
- Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, Составьте ее речевую характеристику. Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно?
- Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?
4. Работа над образом учителя.
- Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.
- В какой школе они начали работу?
- Что они сделали дли односельчан? Могли ли они этого не делать?
- Как относились к учителям в деревне?
- Каким предстает учитель перед читателем?
4. Итог.
Перечитать финал рассказа.
- Чем особенно дорого писателю ушедшее время?
- Что из запомнившегося он считает самым важным и стремится донести это до читателя?
- Каким предстает перед читателями лирический герой
В. Астафьева?
Домашнее задание.
Групповое задание. Подготовить чтение стихотворений русских поэтов о Родине, природе и рассказы об их жизни и творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературе. 11 класс. В. П. Астафьев "Пролетный гусь"
Конспект урока по литературе в 11 классеТрагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь». Цель урока - проанализировать содержание рассказа и ответить на ...
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
Конспект урока....