Урок русского языка в 9 классе Тема: «Сложные слова»
план-конспект урока (9 класс) на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Цель  урока: познакомить с понятием  «сложные слова»,  со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных)

Задачи:

Образовательная: повторить значимые части слова;формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.

Воспитательная: формировать умение  объяснять свой выбор, высказывать суждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_na_temu_-_slozhnye_slova.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №142 VIII вида»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложные слова»

Разработала:

Учитель русского языка

и литературы ГБС(к)ОУ

«Казанская школа №142»

Телегина С.А.

Цель  урока: познакомить с понятием  «сложные слова»,  со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных)

Задачи:

Образовательная: повторить значимые части слова;формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.

Воспитательная: формировать умение  объяснять свой выбор, высказывать суждение.

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок.

Всем ребятам дан звонок.

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся.

Вспомним правила посадки ученика за партой.

Запишем число в тетради.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

2. Повторение:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

Вспомним из каких частей состоит слово.

Кроссворд

1

2

3

4

  1. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.
  2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
  3. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.
  4. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

Худышева Н., Тихомиров И. рисуют в воздухе изображение частей слова.

3.Подготовка к восприятию темы.

Но сегодня я вам хочу рассказать, что слова образуются не только при помощи

суффиксов и приставок, но и сложением двух корней.

Задание: отгадать загадки

На правильную отгадку, на доске появляется ответ с изображением самолета, парохода, пешехода.

  1. Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)
  2.  По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)  
  3. Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Вопросы исследовательского характера:

- Что общего в этих словах?(состоят из двух слов)

-Такие слова, ребята, называются сложными.
- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? Сложные – не значит трудные.

- Какое матем. действие подходит для образ-я сложных слов?

-Что вы складываете на уроках математики?

-Какой математический знак обозначает сложение?

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

4. Сообщение темы урока:

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием (определением) «сложные слова», правилами правописания сложных слов. Будем учиться СОСТАВЛЯТЬ сложные, находить их среди других слов.

  1. Работа с учебником.

Чтение правила на странице 58, выполнение упр. 78

(один учащийся выписывает на доске слова с соед. гласной О,   второй – с Е, из первых двух строк)

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

Попробуйте построить новые слова с корнями слов и буквами Е,О.

– Как же можно построить новые слова?(Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад)

– Запишите это слово. Сколько в нём корней?(В этом слове 2 корня –вод– и –пад-)

– Выделите корни. Как получили это слово?(Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор– и -ход– с помощью гласной Е, то получится слово мореход)

Как мы получили новые слова?(Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.)

– Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О,Е. Эти гласные называются соединительными. 

– А как же называются такие слова? (СЛОЖНЫЕ)

-На уроках труда и СБО вам тоже часто встречаются сложные слова, вспомните ихс опорой на слайд, правда, слова эти зашифрованы, ваша задача их расшифровать.

С этим словом что-то сталось,

 Буква лишняя закралась.

 Эту букву отними,

 Слово ты освободи!

 (краскопульт, бумагорезательная машина,  скороварка)

  1. Физминутка

Учитель: Устали? Давайте играть.  Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

  1. Самостоятельная работа (закрепление полученных знаний)

Для учащихся 1 группы

Самооценка

оценка

учителя

Подчеркни слова по теме урока:

птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт.

Составь сложные слова:

вертит  летит   ........................................

сам  катит................................................

Придумай свои сложные слова:

...............................................................

Для учащихся 2 группы

Образуйте сложные слова по образцу, выдели корни, подчеркни соединительную гласную:

Сух+о+фрукт

Вод+о+лаз

Жизн+е+люб

Камн+е+пад

Лёд+о+кол

Пар+о+воз

Для учащихся 3 группы

Расшифруй сложные слова:

ФЛФЕФДФОФКФОФЛФ______________________

ПЕШ+Е+ХОД  _________________________________

ЯПЯАЯРЯОЯВЯОЯЗЯ_________________________

ЗЕМЛ+Е+КОП__________________________________  

ЖСЖАЖМЖОЖЛЖЁЖТЖ____________________

ВЕЗД+Е+ХОД__________________________________

  1. Тестовое задание (проверка полученных знаний)

- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением  корней;    б) сложением приставок

 2) Соединительная гласная соединяет…

         а) буквы;      б) суффиксы;         в) корни

3) Найди сложное слово:

а) подберёзовик;        б) вертолёт;         в) проспект

   3) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

  4) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 5) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует

9.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору  учащихся ) 

-А домашнее задание вы выберите себе сами. Перед вами  две карточки: жёлтая и розовая. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче.  Кто желает, тот может выполнить оба задания.

РЕФЛЕКСИЯ:  сегодняпознакомились со определением «сложные слова, «соединительные гласные  О и Е в сложных словах», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

10.Фиксирование эмоционального компонента:

На ваших партах стикеры, напишите на них своё имя и прикрепите к той картинке, которая отображает ваше настроение после урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...