Уроки литературы в 7-8 классах
план-конспект урока (8 класс) на тему
Урок литература по пороизведению Н.В.Гоголя " Ревизор" и три урока литературы по " Повести о Петре и Февронье Муромских"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературы в 8 классе | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема: обобщающий урок по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор»
Цель: обучение обобщению и систематизации материала по драматургическому произведению; составление полной характеристики главного героя, подготовка к домашнему сочинению.
Оборудование6интерактивная доска, использование фрагментов из художественного фильма « Ревизор» ( студия 2 Мосфильм» 1952, режиссер В.Петров).
1 Сообщение темы и цели урока.
2.Вступительное слово учителя.
Итак, царская Россия 19 века, один из захолустных городов, каких очень много. О том, как идет жизнь в городе и что происходит, мы уже знаем.Все чиновники, как громом среди ясного неба поражены известием о приезде ревизора из Петербурга и предпринимают судорожные попытки к тому, чтобы как-то что- то скрыть, не ударить в грязь лицом.
Но Иван Александрович Хлестаков и не ведает о том, что происходит в городе. Он порядком погулял, поистратился и вот уже две недели находится вы очень затруднительном положении. Есть от чего!
Давайте вспомним то утро, когда ничего не ведавший Хлестаков волею судьбы превратился в важную птицу. Как это произошло? Проследим путь Хлестакова именно с этого утра.
- Чем был занят Хлестаков с утра, что делал до возвращения в номер гостиницы? ( д.3 , явл.3)
А в это время Городничий, узнав о приезде Хлестакова, решает встретиться с ним, поговорить, уговорить, подкупить, наконец. Представьте себе номер гостиницы, в которую только что вернулся герой.
Сценка , поставленная силами учащихся по д.2, явл.8
Оцените игру актеров, ваших товарищей. Удалось ли им передать характеры главных героев? Какова интонация? Жесты? Костюмы?
- Как и почему меняется отношение Хлестакова и Городничего друг к другу?
-Как отзывается Хлестаков о Городничем?( приведите примеры из текста)
- Что для него является меркой достоинства человека?
Получив взятку, Хлестаков совершенно успокоился, забыв напрочь о своих неудачах. Он с удовольствием соглашается переехать на квартиру к Городничему, который по достоинству оценил его, создал великолепные условия, а ведь Хлестаков « на то и живет, чтобы срывать цветы удовольствия».Польщенный вниманием в доме Городничего, Иван Александрович совершенно теряет голову от успеха.
Просмотр фрагмента из художественного фильма « Ревизор» ( киностудия « Мосфильм» 1952 г., режиссер В.Петров) « С Пушкиным на одной ноге».
- Оцените игру актера Юрия Толубеева ( Хлестаков).Соответствует ли его облик и манера вести себя вашим представлениям о герое?
- Сравните образ Хлестакова из фильма с образом Хлестакова в исполнении вашего одноклассника.
- Как Городничий характеризует Хлестакова?( « Муха с подрезанными крыльями»)
- Что можно сказать о жизненных идеалах Хлестакова? ( д.3 явл.6)
На доске иллюстрация Рудаковой « Я такой, я не посмотрю ни на кого»
Значит, Хлестаков представляет себя светским львом, богатым, образованным, знающим человеком. О чем же беседует этот « образованнейший» человек с местными аристократами?
( сообщение ученика по д.4 явл.3-4)
Чтение по ролям д.4 явл.5.
- Как характеризуют Хлестакова избираемые им темы для разговора с чиновниками, его поведение?
Наутро после встречи со всеми чиновниками города Иван Александрович делает вывод: « Мне кажется, однако, что меня принимают за государственного человека. Видимо, я вчера подпустил пыли!»
- Изменились ли в связи с этим взгляды и манера общения Хлестакова с людьми? Докажите примерами из текста ( д.4 явл.10-11)
Ю Манн, характеризуя Хлестакова, говорит о нем, что « он- вода, принимающая форму любого сосуда»Как вы понимаете это выражение?
- Как вы думаете, какой смысл вкладывал Н.В.Гоголь в образ Хлестакова? Что хотел сказать, рисуя это образ?( осмеяние общественных пороков, лжи, лицемерия, стремления к богатству, наглость, умение пустить пыль в глаза, срывать цветы удовольствия).
Мы весь урок говорим об одном герое-Хлестакове. Но до сих пор бытует еще такое слово « хлестаковщина», под которым подразумевается целое явление.
- как вы думаете, что такое хлестаковщина?( словарь « Крылатые слова»: « хлестаковщина-беспочвенное самомнение, легкомыслие, безответственность, умение пустить пыль в глаза, стремление жить, срывая цветы удовольствия. Это беззастенчивое, хвастливое вранье»).( слайд)
- Почему это слово до сих пор встречается в нашей речи?
-Обратимся к 5 действию. Кто из героев « заразился» этой болезнью?
Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова « Блажен незлобивый поэт»( слайд )
Питая ненависть грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он поймут,
И как любил он, ненавидя.
- Как вы считаете, какое отношение эти слова Н.А.Некрасова имеют к нашему уроку?( Н.В.Гоголя упрекали в нелюбви к России. Но только спустя много лет поняли, что он очень любил свою Россию, но ненавидел все отрицательное, что было в жизни, выставлял напоказ, чтобы высмеять).
Домашнее задание: сочинение « Он –как вода, принимающая форму любого сосуда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...
Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"
В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....