Системно-деятельностный подход в преподавании литературы
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Чистякова Наталья Анатольевна

В размещенном материале в кратком и обобщенном виде раскрывается сущность системно – деятельностного подхода, лежащего в основе новых образовательных стандартов. Акцент делается на актуальность  реализации СДП в преподавании  русского языка и литературы в связи с формированием базовых (ключевых) компетенций. Рассматриваются основные аспекты, в основе которых  - работа с текстом как дидактической единицей, моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока, использование современных технологий, инновационных форм, методов и приемов. Особое внимание обращается на изменение роли учителя, который в условиях обновления содержания  и ценностей образования  становится модератором, консультантом, тьютором.      Освещаются  основные характеристики СДП и технологические подходы к его организации. Наиболее эффективной представляется модель системной деятельности доктора педагогических наук А.В. Хуторского.       В качестве примеров  приводятся  разработки уроков литературы и  русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в преподавании литературы

   Современное общество требует выпускника, владеющего важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Он должен уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. Одной из главных целей изучения предмета «Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». (Примерные  программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М «Просвещение» 2011 стр.4)

    Системно-деятельностный подход лежит в основе разработки стандартов нового поколения. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которое строится по формуле: от действия – к мысли. «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» («Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» М. «Просвещение» 2011 стр.3)

    Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  • Мотивацию к учебной деятельности;
  • Актуализацию знаний;
  • Проблемное объяснение нового знания;
  • Первичное закрепление во внешней речи;
  • Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  • Рефлексия.

  Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации учащихся важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.

    В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке «Чего на свете не бывает». Во время лабораторной работы ученики, работая с текстом, сопоставляют барина и мужика и находят сокровенную мысль, спрятанную в сказке. Барину «захотелось пошутить себе и гостям на потеху» над мужиком. Барин сам обманывает, изворачивается, но становится обманутым сам.

     При изучении басен в 5 классе тема урока: Уроки жизни в басне. В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики в группах читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос.

     Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию  «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне».

   Тема урока «Противостояние добра и зла в творчестве А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Учащиеся сами определяют цель урока. После беседы о противостоянии добра и зла в сказке ученики в группах выполняют лабораторную работу: выписывают ключевые слова, воссоздающие портрет и характер героинь (1- царица, 2 – царевна), выписывают обращения и определяют их роль в тексте.

    Первый урок по изучению творчества Н.В.Гоголя в 5 классе начинается такими словами: «Родной дом, семья, родная земля. Как это дорого каждому из нас! Но проходит детство, юность, и приходится (может на время, может навсегда) оставлять все, что дорого сердцу. Какие чувства будет испытывать человек при расставании с родным домом, вдалеке от родной земли?»  Ученики высказывают самые разные мнения, в их ответах звучат слова: скучать, вспоминать, плакать и т. д. В тексте статьи Н.В.Гоголе самостоятельно узнают о том, как переживал писатель расставание с родными, об истории создания повести «Ночь перед Рождеством». При чтении первых строк повести найдут слова, выражающие радостное состояние автора при воспоминании о родине.

   При изучении древнерусской литературы в 7 классе урок начинаю словами Д.С.Лихачева: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти много для себя». Что же вы нашли для себя, какие уроки извлекли, читая «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? На этих же уроках можно подумать над вопросом: Что может любовь? На что способна любовь?  Выделить поступки героев, сделать вывод о характере человека.

   Творчество А.С. Пушкина в 7 классе. Темы уроков: «Грядущие годы таятся во мгле…» Тема судьбы. («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин), Счастье – это…(А.С. Пушкин «Выстрел») О счастье, судьбе уже задумываются одноклассники, темы для них жизненно значимы. А как решает эти вопросы Пушкин? Это поможет решить исследовательская работа на уроке.

Проблема урока по творчеству М.Ю. Лермонтова: Семья… Роль семьи в жизни человека. Вначале понимание понятия «семья» семиклассниками, затем взгляды Лермонтова по отношению к семье. На уроке решается вопрос об отношении купца Калашникова и опричника Кирибеевича к семье.

      Одним из требований новых образовательных стандартов – это требования к результатам изучения учебного предмета. Программа ФГОС по литературе предусматривает формирование личностных результатов, метапредметных, предметных результатов. «Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов».

    Ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования = опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Формирование универсальных учебных действий учащихся в целях реализации ФГОС  происходит в процессе деятельности в группах. На уроках литературы планирую самостоятельную работу в группах, которая будет способствовать развитию коммуникативных универсальных действий: умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве.

  Примеры заданий для групп учащихся на уроках литературы.

                     1. Сказка «Царевна – лягушка»

1 группа

1) Представить в рисунке, опорной схеме понятие «сказка». Почему люди создали сказки? Помощь учебника на стр. 28-29

2) Сказка «Царевна-лягушка». Каковы взаимоотношения в семье героев? Проследите по сказке на стр. 31-32.

2 группа

1) Назовите виды сказок. Каковы особенности сказок. Помощь учебника на стр. 30-31

2) Сказка «Царевна-лягушка». Сравните Царевну-лягушку и невесток. В чем их отличие?

Царевна-лягушка

Невестки

3 группа

Нарисуйте карту маршрута путешествия Ивана-царевича. Что помогло Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?

2. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», 5 класс

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1. Прочитайте страницы учебника 157 -160 о Н.В. Гоголе. Подготовьте ответ на вопрос: «Как переживал Н.В. Гоголь расставание с родными?»

2. Перечитайте страницы повести Н.В.Гоголя и выпишите цитаты, раскрывающие характер героя.  Дайте характеристику героя, используя цитаты из повести Н.В Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1 группа  2009 г. стр. 163 – 172, 184-186

Оксана

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1. Прочитайте страницы учебника 157 -160 о Н.В. Гоголе. Подготовьте ответ на вопрос: «Как переживал Н.В. Гоголь расставание с родными?»

2. Перечитайте страницы повести Н.В.Гоголя и выпишите цитаты, раскрывающие характер героя.  Дайте характеристику героя, используя цитаты из повести Н.В Гоголя «Ночь перед Рождеством».

2 группа 2009 г. стр. 163 – 172, 184 - 192

Кузнец Вакула

3. И. С. Тургенев Рассказ «Му-му». 1 группа

Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев.

Эпизод со слов «Из числа всей челяди..» до слов «Дело было к вечеру..» (стр.221 -234)

Герасим

Капитон

Итог работы группы.

Герасим

Капитон

Самое замечательное лицо, мужчина двенадцати  вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья

Башмачник Капитон Климов, пьяница горький

В деревне «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком»

Почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых- дело спорилось в его руках

«Пил уже именно с горя»

Славный он был мужик,… отчужденный несчастьем от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле

Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице

Скучал и недоумевал, как  недоумевает молодой, здоровый бык

Легкомысленный башмачник

Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок

Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги

Сам смахивал на гусака

Хлеб даром ешь Забубенный человек  Мочальная душа(Гаврила Андреевич о Капитоне)

Барыня жаловала как верного и сильного сторожа Герасим порядком ее побаивался

Капитон окончательно спился с кругу

Человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню

И. С. Тургенев Рассказ «Му-му». 2 группа

Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев. 1 абзац рассказа. Эпизод со слов «Старая барыня..» до слов «»Знаю, брат, все знаю..»

Барыня

Татьяна

Итог работы группы.

Барыня

Татьяна

Вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж

Как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье

Выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости

Была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая белокурая, белокурая , с родинками на левой щеке

День ее нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи

С ранней молодости ее держали в черном теле

Барыню так заняла мысль о Капитоновой свадьбе

Работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое

Барыне что-то нездоровилось; она недолго занималась делами

Родни у нее все равно что не было

Была в духе, смеялась и шутила

В доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час

Когда-то слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила

Через полчаса в доме уже царствовала глубокая тишина, и старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи

Нрава она была смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно

Никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни    Бедная девка (автор) «Безответная ты душа» Смиренница (Гаврила о Т)

4. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», 5 класс

1 группа

Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Жилина.

              2 группа

Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Костылина.

    1 группа

          В плену (3 глава)

1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Жил так Жилин с товарищем целый месяц..» до слов «…а которые все, как на зверя, косятся». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина и Костылина в плену.

2) Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Жилина?

              2 группа

               В плену (4 глава)

1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Прожил так Жилин месяц..» до слов «…а Жилину и уходить не хочется». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина  в плену.

Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Костылина?

 

    Работа в группах развивает навыки самостоятельной работы по поиску информации, учит организации учебной деятельности, формирует потребности в самовыражении и самореализации, формирует позитивную моральную самооценку и моральные чувства.

     Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. При системно-деятельностном подходе в преподавании литературы учитель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, формирует умения учиться в процессе учебной деятельности, оценивать свои результаты.

Список литературы

1. Вахрушев А.А.,  Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС 70_Gba.zipАнализ урока\анализ урока - ZIP архив, размер исходных файлов 1 681 482 байт

2.Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы / Авт. – сост. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 160 с.

3.  Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.- 176 с.- (Стандарты второго поколения).

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Приложение.

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Золотая пора детства…

Цель урока:

Восприятие учащимися рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» через постижение авторского отношения к героям, понимание ценности счастья, радости, надежды в жизни человека.

Задачи урока:

- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа героя, понимать роль композиции в тексте.

- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.

- Воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе.

Оборудование: портрет писателя Л.Н.Андреева,  раздаточный материал

План урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.
  3. Лабораторная работа. Исследование текста
  4. Художественный пересказ
  5. Выразительное чтение отрывка из произведения.
  6. Творческая работа. Обобщение.
  7. Рефлексия учебной деятельности.
  8. Домашнее задание

Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

   Золотая пора детства?!

- Как вы понимаете эти слова?

Золотая – прекрасная, чудесная, волшебная, счастливая, радостная

- Почему детство называют «золотой порой»?

Жан-Жак Руссо, французский писатель и философ, считал детство той порой, «когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир». Виктор Гюго, французский писатель, писал: «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей – радость и счастье».

- Напишите на листах слова, которые у вас соотносятся со словом «детство».

Листы со словами по краям доски: мир, счастье, радость, солнце, мама, любовь, нежность, добро и др.

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева. Рассказ «Петька на даче»

- Какова же цель нашего урока?

В начале урока вы высказали свой взгляд на детство, сегодня мы посмотрим на детство глазами писателя, вчитываясь в строки рассказа «Петька на даче».

- Можно ли сказать, что у главного героя рассказа счастливое детство?

3. Лабораторная работа. Исследование текста

Работа в группах

В парикмахерской. стр. 25 (2009)

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Осип Абрамович, парикмахер..» до слов «…снимала мыльную пену и жесткую щетину бороды». Выпишите слова, которые показывают условия жизни Петьки.

Парикмахерская – наказания, угрозы, грозный взгляд

На улице.  Стр 26-27 (2009)

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Иногда они садились на окно..» до слов «…попадались совсем старые и молоденькие, почти дети». Выпишите слова, которые показывают условия жизни Петьки

На улице – мужчины и женщины, грязно и странно одетые; лица равнодушные, злые или распущенные, на них печать крайнего утомления пренебрежения к окружающему»

Мальчика окружают равнодушные, озлобленные люди, среди них нет таких людей, кто бы понял его, пожалел, приласкал. Петьке одиноко живется, тяжело, у него всегда мрачное настроение.

Невыносимой была жизнь Петьки. «Но пока ему хотелось бы куда–нибудь в другое место… Очень хотелось бы».

Сравним состояние Петьки в городе и на даче.

1 группа стр.27-29 (2009)

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Петькины дни тянулись..» до слов «…с горем думала, что у нее один сын – и тот дурачок».

    Найдите слова, описывающие состояние Петьки во время работы в парикмахерской.

Дни тянулись, весь Божий день над Петькой висел отрывистый крик, праздников не было; маленькая, худая фигурка, сгорбившаяся в углу; длинный неприятный сон; посетители с брезгливостью смотрели на него; тоненькие морщинки делали его похожим на состарившегося карлика

2 группа стр.29-30

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Вокзал с его разноголосою сутолокою..» до слов «…разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Найдите слова, передающие состояние  Петьки во время пути на дачу.

Чувство возбужденности и нетерпения, голова вертелась, как на металлическом стержне; незнакомые пассажиры, отвечающие ему улыбками; как будто по этому лицу кто-нибудь провел утюгом, как разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим

4. Художественный пересказ

Расскажите о жизни Петьки на даче. (стр.30-32)

Назовите выразительные средства языка, помогающие понять отношение автора к изображаемому

Небо звало, как мать; улыбался, как старик; похож на щенка, впервые попавшего в воду;, синий, как мертвец; Надежда, как медный самовар;

5. Выразительное чтение отрывка из произведения

Счастливая, беззаботная жизнь на даче закончилась. Перечитаем эти строки, передадим чувства героев.

Стр.32 – 34 Автор, барин, мать, Петька, барыня

Со слов «В исходе недели барин привез из города письмо…» до слов «…но есть люди, которым живется и хуже».

  1. Творческая работа. Обобщение

- Как объясните поведение Петьки во время этого разговора?

Дополнительно:

Согласны ли вы, что

1 группа:   что Осип Абрамович добрый?

2 группа: что «детское горе непродолжительно»?

При чтении рассказа мы видим Петьку в городе, затем - на даче

 

Петька вновь возвращается в город. Такая композиция называется кольцевой. Она образует замкнутый круг, внутри которого сосредоточенно жизненное пространство мальчика. Композиция помогает понять идею произведения.

- Изменился ли Петя после возвращения с дачи?

«По ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал» «неровное дыхание детских грудей»

Петька изменился, он оживился, у него появилась надежда на лучшую жизнь, в сердце заронилась мечта.

    Задание группам

- Каково будет будущее у нашего героя? Нарисуйте, каким вы его видите.

Известно, что прототип (личность, черты которой легли в основу литературного образа) Петьки все-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.

- Что хотел сказать автор своим рассказом? Какова основная мысль рассказа?

Л.Н. Андреев уверен, что у детей должно быть счастливое детство.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)

  1. Рефлексия учебной деятельности

Оцените в группе работу на уроке каждого из группы. Постарайтесь прокомментировать поставленную оценку.

  1. Домашнее задание

Стр.20-36

  1. Петька и Николка
  2. Выпишите слова, называющие мать Петьки. Каковы отношения между матерью и сыном?
  3. Перечитайте страницы биографии писателя, постарайтесь понять причины обращения Андреева к теме детства.

Урок литературы. 5 класс

Тема урока: Мир глазами ребенка. Чувство страха…

Цель урока:

Восприятие учащимися рассказа А.П.Платонова «Никита» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах общения ребенка с окружающим миром, о защищенности ребенка, его вере в лучшее.

Задачи урока:

- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа героя. На примере героя рассказа А.П.Платонова учить детей бороться с чувством страха.

- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.

- Воспитывать любовь к окружающим людям, чувство  уверенности в себе.

Оборудование: портрет писателя А.П.Платонова, презентация, раздаточный материал

План урока.

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Целеполагание. Постановка главной проблемы.
  • Лабораторная работа. Исследование текста
  • Выразительное чтение отрывка из произведения.
  •  Обобщение.
  • Презентация слайдов, посвященных А.П.Платонову.
  • Рефлексия учебной деятельности.
  • Домашнее задание

Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

   Мир глазами ребенка. (в начале урока написаны только эти слова)

- Каким видит мир ребенок?

Вокруг родные люди, любящие его. Мир прекрасен, удивителен. Ребенка ждет много открытий.

Учащиеся называют и чувство страха, называют ситуации, во время которых испытывают страх

Чувство страха

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.

Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Никита»

- Какова же цель нашего урока?

В начале урока вы высказали свое мнение о взаимоотношении ребенка с окружающим миром, сегодня мы узнаем о мнении писателя на эту тему.  Вчитываясь в строки рассказа «Никита», постараемся открыть секреты победы над  страхом.

Рассказ написан в 1945 году, в год окончания войны. Андрей Платонович прошел войну военным корреспондентом «Красная звезда» в чине капитана. Вместе с солдатами Платонов не раз оказывался на самых горячих участках фронта. Из письма к жене: «Пишу о войне, а душа покоя просит…»

- Что вы узнали о Никите в рассказе? Какие заботы ложились на плечи мальчика «пяти лет от роду»? Какие страхи преследовали главного героя рассказа?

3. Лабораторная работа. Исследование текста

Работа в группах

  1. Окружающий  мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу. Стр. учебника 71-73

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Колодец

Стена сарая

Старый пень

Банька

  1. Окружающий  мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу.

Стр. учебника 73 - 74

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Чужой петух

Цветок

Колья из плетня

Лопухи

Земля

Результаты выполненной работы.

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Колодец

Там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне… Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.

Стена сарая

Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. Может быть, змеи? Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.

Старый пень

Это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.

Банька

Это бабушка наша, она не померла, она избушкой  стала! – в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. –Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове.

Чужой петух

Он был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть ее в половодье… Пастух не захотел быть мертвым и стал петухом

Цветок

В круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих известных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно что-то думало о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Лопухи

Лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

  1. Как Никита борется со страхом? Расскажите и приведите примеры из текста.

Зовет мать («Пускай тебе половину трудодня запишут»), зовет дедушку, бежит к матери в поле.

- Докажите примерами из текста то, что Никита заботится о матери

Змеи «выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет». Никита хлеб положил у каждой норы, чтобы змеи не принесли вред матери.

4. Выразительное чтение отрывка из произведения

    Одним из центральных мотивов рассказа является мысль об отце, ушедшем на войну. Его ждут дома мать и Никита.

Возвращение отца. Обратите внимание на состояние Никиты. Стр.75-77

Автор, отец, Никита, мать

5.  Обобщение

- Что изменилось в жизни Никиты с возвращением отца с фронта?

Меняется характер отношения мальчика к предметам.

Колья в плетне – толстые палки

Дедушкина баня – сопревший домик

Пень – сухой прах

Гвоздь – добрый человечек

- Какие тайны жизни отец помог открыть сыну?

Злые – непрочные

«Этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый»

«Давай все трудом работать, и все живые будут»

6. Презентация слайдов, посвященных А.П.Платонову

Посмотрите презентацию о жизни и творчестве А.П.Платонова и постарайтесь понять, почему автор написал этот рассказ?

Одна из проблем рассказа – война и дети. Никита дождался отца, но многие так и выросли без отца. И таких было очень много. Рядом с нами в селе живет Бянкина Валентина Демьяновна, которая хранит письмо от отца, написанное в 42 году, но отца  она не помнит. (По материалам школьного музея)

7. Рефлексия учебной деятельности

- Что помогло Никите побороть страх?

Возвращение матери с поля, отца с войны сделало Никиту сильным. Пугающие образы исчезли, превратились в прах. Родные люди сделали Никиту сильным, защищенным. Никита понимает цену труду. «Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

- Назовите пословицы, соответствующие теме урока.

У страха глаза велики.

У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

Глаза страшат, а руки делают.

Укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды.

- Какие секреты жизни помог вам открыть писатель Андрей Платонович Платонов?

Оцените свою работу на уроке. В течение урока учащиеся заполняют лист самооценки, обозначая свои ответы на уроке.

8. Д. з. на выбор

 1)Подготовить рассказ о детях войны

2) Нарисовать иллюстрацию к рассказу А.П.Платонова «Никита»



Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход на уроках русского языка

     «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек.

     «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: он не знает, чего он не знает. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!

      И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! В этот зазор – между задачами школярски – закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.  

      Б. Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать – применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах… Но прежде всего  нужно научить учащихся самостоятельно открывать знание.

       Как реализовать на практике деятельностный подход, учитель не всегда имеет четкое представление. Сущность системно – деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива обучаемого, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? – зачем я это делаю? – как я это делаю? – как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.

     На уроках русского языка в первую очередь происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода (СДП) в преподавании русского языка. В связи с этим наибольшую практическую значимость приобретает работа с текстом. Текст является самой крупной единицей речи. Понять его содержание – главная и одновременно  сложная задача, стоящая перед современными школьниками. Читательская грамотность необходима для того, чтобы достигать своих целей.

       Важными видами учебной деятельности на занятиях  при СДП являются моделирование усваиваемой информации (например, по орфографическому или пунктуационному правилу), сочетание слова и наглядности на разных этапах урока (таблицы, схемы, опоры, рисунки).

       В основе деятельностного подхода – современные (инновационные) формы, технологии, приемы и методы (ИКТ, метод проектов, проблемное обучение, исследовательская деятельность, технология развития критического мышления и т.д.).

      При СДП существенно меняется роль учителя – он становится проводником в мире информации, организатором и координатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, модератором, тьютором.  Как профессионал, педагог демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует их действия, ищет способы включения в работу каждого, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во главу угла встают педагогика сотрудничества, развивающее обучение.  

      Основными характеристиками СДП являются следующие:

  1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Чтобы привлечь

ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

  1. Процесс обучения является  всегда творческим. Ученик стремится не  

только открыть новое для себя знание, но и творчески реализует его. Например, работу с образцовым художественным текстом можно использовать как для анализа, так и для творческой деятельности.

  1. Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную

учебно – познавательную  деятельность группы учащихся под руководством учителя.

      Если рассматривать технологические подходы к организации СДП в обучении, то наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д. п. н. А.В. Хуторским: ученик изучает объект -

создает свой образовательный продукт (результат) - сопоставляет свой продукт с помощью учителя с культурными аналогами - переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения - проводит рефлексию, самооценку, оценку результатов.

 По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные

этапы. Проанализируем кратко реализацию СДП на уроке русского языка в 5              

      классе по теме «Время глагола», где были поставлены следующие цели:

  • формирование у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, эстетической, культурологической  и нравственной компетенций через повторение и обобщение  сведений о времени глагола;  
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления, речевой культуры, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

      Урок был проведен в парадигме личностно – ориентированного обучения. На этапе целеполагания учащимся была предоставлена возможность: определить тему и сформулировать цель урока, выделить основные понятия и обозначить задачи; на этапе планирования – внести необходимые коррективы в работу, выбрать удобную для себя форму деятельности.  В процессе реализации плана  был дан  показательный ответ по теме «Как связано время глагола с видом?» на основе самостоятельно проведенного мини – исследования; с помощью приема «Театрализация» решена  непростая проблема соотношения объективного (реального) и грамматического времени; учащиеся выполнили  творческое задание по тексту  и сравнили  его с культурным аналогом, на последующих этапах   приняли участие в обсуждении домашнего задания, предположили и аргументировали  тему следующего урока, оценили  свою работу в целом или в частности по системе «Райтинг»,  провели  рефлексию, означающую выход на креативный уровень, ответив на один из самых важных вопросов: «Зачем был нужен данный урок?»

      Развитие коммуникативной компетентности учащихся реализовывалось через учебный диалог,  работу с текстом в разных аспектах (языковая догадка, понимание смыслового содержания речевого высказывания,   ответная речевая деятельность), рассуждения, обобщения и выводы.

        На уроке использовались различные способы мотивации учебной деятельности: организация образовательного процесса (новизна – экскурс в историю, четкое структурирование, ритмичное чередование видов деятельности); применение инновационных форм, методов и приемов, современных образовательных технологий; культура общения. В целом все это способствовало формированию универсальных учебных действий, обеспечивало непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.  

      Формат доклада не позволяет остановиться на вопросе детально. Ясно, что СДП становится  эффективным, когда учителю удается перевести собственную цель – «научить ребенка» в собственную цель ученика – «научиться». Следующий  синквейн, на мой взгляд, позволяет в наибольшей степени  расставить непонятные  точки над i:  Подход - системный и деятельностный - самообучает, саморазвивает, самовоспитывает - через тернии к звездам - Школа будущего.

                                             Литература

  1. Асмолов А.Г. и др.  Как проектировать универсальные учебные  действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Луганск: Учебная книга, 2003.
  3. Киселева Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические  рекомендациии.//Русский язык в школе. – 2011. – № 8.
  4. Мазалова Т.И. Инновационные формы, методы и приемы обучения русскому языку  как средство повышения интереса к предмету и развитие личности ученика.// Самообобщение опыта, 2009.
  5. Мазалова Т.И. Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме «Время глагола», 2012.
  6. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать…(нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе, 5 – 11 классы). – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.    

Интернет – источники

  1. Шерстова Е.В. Системно – деятельностный подход на уроках русского языка.// Интернет – журнал «Эйдос». – 2012.  -  № 3.
  2. http: go. mail. ru.
  3. http://www. eidos. ru
  4. festival. 1september. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Интегративный подход к преподаванию литературы в школе

Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...

Системно-деятельностный подход в преподавании литературы

В статье описывается опыт преподавания уроков литературы по стандартам ФГОС. В статье даны разработки уроков литературы в 5 классе по программе Меркина Г.С.....

Новый подход в преподавании литературы в старшем звене

Опубликовано 22.03.2013 - 14:03 - Шергина Наталья НиколаевнаСейчас мы особенно близки к тому времени , когда нши школьники будут учиться в соответтвии с новым стандартом.Федеральный государ...

Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия

Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии...

"Личностно - ориентированный подход в преподавании литературы"

Описывается опыт преподавания литературы в старших классах....

Аксиологический подход в преподавании литературы

Именно сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу нашей литературы и с помощью великих художников слова дать ценностные ориентиры новому поколению. Иными словами, цель современного ...