Новый подход в преподавании литературы в старшем звене
материал (литература) по теме
Сейчас мы особенно близки к тому времени , когда нши школьники будут учиться в соответтвии с новым стандартом.Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований , обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями , имеющими государственную аккредитацию.В соответствии с решением Правительства Российской Федерации и Президента России утверждена инициатива "Наша новая школа" , которая включает в себя 6 направлений:
1.Переход на новые образовательные стандарты.
2.Развитие системы поддержки талантливых детей.
3.Совершенствование учительского корпуса.
4.Изменение школьной инфраструктуры.
5.Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6.Расширение самостоятельности школ.
Русская классическая литература была и остаётся ядром национальной культуры , определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи.Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы , она в то же время обнаруживает единство" русского мира" , национальные традиции .противостоящие этим разрывам.Её гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех её разновидностях.Она создаёт и сохраняет образцы современного русского языка , что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм.Она формирует образ нашего прошлого и настоящего , задаёт отношение к отдельным эпохам , общественным группам и историческим персонажам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shergina_n.n_-_kopiya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
«Новый подход в преподавании литературы в старшем звене»
Учитель: Шергина Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 7»
г. Котлас,
2010
Содержание:
- Федеральные государственные образовательные стандарты……….3
- Литература как школьный предмет…………………………………...4
- Цели литературного образования.....................................................4
- Принципы литературного образования…………………………....4
- Результаты обучения………………………………………………..5
- Учебник – средство реализации стандарта……………………………7
- Учебный комплекс под редакцией И.Н.Сухих.
- Вывод…………………………………………………………………..10
- Литература……………………………………………………………..11
- Приложения.
I. Федеральные государственные образовательные стандарты.
Сейчас мы особенно близки к тому времени, когда наши школьники будут учиться в соответствии с новым стандартом. Поэтому сегодня актуальна проблема введения стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Разработка ФГОС - длительный процесс:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36);
- Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р);
- Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы;
- Федеральная целевая программа развития образования;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
ФГОС утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)
ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года).
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации и президента России утверждена инициатива «Наша новая школа», которая включает в себя 6 направлений:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Расширение самостоятельности школ.
II. Литература как школьный предмет.
Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальные традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы современного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.
Эти особенности русской словесности определяют роль литературы как школьного учебного предмета. Поэтому профессиональные споры о включении того или иного произведения и писателя в Стандарт общего образования часто приобретает общественный характер. Простой отбор текстов помимо любой интерпретации предполагает определенную социальную проекцию и воспитательную установку.
Новые программы и учебники по литературе не могут решить всех образовательных, тем более общественных проблем, но они призваны сгладить ненужную остроту полемики и предложить новые цели литературного образования в резко изменившихся условиях российской социальной и культурной действительности XXI века. Однако решение этих задач не должно сопровождаться нигилистическим отрицанием, но должно максимально полно учитывать предшествующий культурный и методический опыт как недавнего советского, так и давнего российского прошлого.
- Цели литературного образования.
Познавательный аспект:
- дать учащимся систему знаний о русской литературе в ее историческом движении;
Воспитательный аспект:
- формирование как личностных, так и общественных свойств характера учащихся;
Эстетический аспект:
- воспитание художественного вкуса и читательской культуры;
Практический аспект:
- развивать творческие способности и письменную культуру учащихся;
- научить анализировать художественное произведение в единстве всех его компонентов, привить навыки риторической культуры.
2) Принципы литературного образования.
Художественное произведение понимается как «сложно построенный смысл» (Лотман), а биография писателя – не только как комментарий к текстам, но и как «роман жизни». Литературные понятия и термины должны быть не просто абстрактными словами, требующими заучивания, а инструментами, ступеньками к постижению искомого смысла.
Теоретический акцент – в способе изложения, опирающемся на достаточно просто и четко изложенную систему понятий и терминов, используемых при анализе конкретных произведений.
В историко-литературном изложении с опорой на изученное в основной школе, неоднократно повторяясь, исходные определения (жанр, сюжет, герой) будут закрепляться и обогащаться. При таком построении будут соблюдены как системность, так и преемственность освоения теоретико – литературных понятий при сохранении традиционного историко – литературного принципа построения курса.
Построение как истории литературы, но:
- укрупнить переодизацию (не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко – культурным эпохам);
- свести к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования. Зато детально монографически проанализировать ключевые произведения русской классической литературы, входящие в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень». Причем анализ должен вестись с подробным цитированием, точным указанием на источники, чтобы каждый шаг, каждое утверждение было проиллюстрировано текстом изучаемого произведения.
- Традиционному обзору жизни и творчества писателя предпочесть категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом жизнь и творчество каждого изучаемого писателя будет представлена своеобразными психологическими портретами. Но фактическая часть биографии тем не менее будет присутствовать. (Биографии Пушкина, Лермонтова, Гоголя подробно изучаются в основной школе, поэтому в старших классах речь пойдет прежде всего об их месте в историко – литературном процессе и значении их творчества).
Таким образом, главное, во-первых, целостное описание периода или эпохи, во-вторых, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества, в-третьих, подробный анализ ключевых программ произведений или художественного мира писателя. Принцип дискуссионности реализуется через перечень оценок автора, персонажи или произведения в критике, эпистолярных и мемуарных источниках и даже в художественных произведениях. Это позволит отнестись к изучаемому материалу как к живому, проблемному явлению, провоцирующему личную оценку.
3) Результаты обучения.
Данный подход способствует достижению целей, которые изложены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» (знать, понимать, уметь, использовать приобретенные умения и навыки).
Учащийся должен будет:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
- произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра, специфическим способом отражающий реальность и выражающий индивидуальный авторский замысел;
- основные понятия и категории, необходимые для понимания этого мира;
- своеобразие содержания и формы главных, «канонических » текстов русской литературы XIX и XX веков;
- разнообразие интерпретаций классических произведений; их вечную актуальность и неисчерпаемость;
- основные факты жизни и творчества писателей, входящих в программу;
- ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений;
УМЕТЬ:
- анализировать художественное произведение в разных аспектах (целостный, проблемный, аспектный анализ) и на разных уровнях (анализ художественного мира, лирического произведения, эпического эпизода, драматической сцены);
- сопоставлять художественные произведения по разным признакам (сравнение героев, сюжетных ситуаций, мотивов, стилистических средств);
- видеть связь данного произведения с исторической эпохой и в тоже время его общечеловеческий смысл;
- аргументировано сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение произведения;
- выразительно читать произведения разных родов и жанров, учитывая их художественную природу и стилистические особенности;
- писать сочинения разных жанров, рецензии на прочитанные книги, эссе, делать конспекты критических статей;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;
- устных речевых жанрах (доклад, дискуссия);
- письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат рецензия, эссе);
- восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального, самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры. (см. Приложение)
III. Учебник – средство реализации стандарта
Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения. Учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом. При этом необходимо понимать что учебник- это всего лишь средство реализации стандарта. Когда стандарта нет, учебник фактически заменяет собой и стандарт, и примерные программы. Учителя так и говорят «Работаем по учебнику». Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу.
1) Учебный комплекс под редакцией И.Н.Сухих.
Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих состоит:
1) Учебник 10 класса «Литература в 2 частях».
2) «Литература 10 класс. Практикум».
3) «Русская литература в 10 классе» - книга для учителя.
Комплекс предусматривает преподавание литературы на базовом уровне.
Сухих Игорь Николаевич - доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, автор учебника.
Давно уже стала “общим местом” мысль о том, что в преподавании литературы хороши все жанры, кроме скучного, однако именно “нескучность” оказывается сегодня в дефиците, прежде всего в учебниках литературы.
“Искусство читать — это искусство мыслить с некоторой помощью другого”, — писал французский историк литературы Эмиль Фаге. В моём понимании, этот “другой” — учитель, дающий ученикам основы литературного образования.
В чём новизна этой книги? Как построен учебник? Как подан материал? Вместо нередко скучноватой традиционной “биографии писателя” — блестящее эссе, включающее в себя элементы исторического экскурса, далее главы об отдельных произведениях. Уже в их названиях мы встречаем оппозиции и антиномии, отражающие ситуацию в обществе и в литературе: Век как эпоха: календарь и история; Александровская эпоха: надежды и разочарования; Великий спор: Чаадаев и Пушкин, Элегия и баллада: романтизм и “поэзия действительности”; Две судьбы: трагедия и анекдот.
Учебник позволяет также включать в урок различные виды деятельности учащихся: пересказ, составление плана - конспекта по самостоятельно прочитанной главе учебника, ответы на вопросы, индивидуальные и групповые задания, зачётная работа и др.
Как показывает практика, материал учебника вполне соответствует возрасту учащихся 10-го класса, а увлекательное, нередко беллетристическое изложение темы делает учебник “книгой - собеседником”, а не “книгой - наставником”. При этом не возникает перегрузки, так как учебник предоставляет возможности для разноуровневого обучения внутри класса: менее подготовленные учащиеся выполняют задания репродуктивного характера, более подготовленные — творческого или аналитического. Такие дифференцированные задания есть в каждом разделе учебника. Приведу в качестве примера проведённый в начале учебного года зачёт по теме «Художественный мир лирики Пушкина». В зачётный материал вошли девять вопросов и заданий. Они были распределены с учётом интереса (в первую очередь!) и уровня учащихся, при этом несколько заданий использовались как индивидуальные, а часть выполнялась группами по три - четыре человека. К зачёту большинство детей прочли не только материал учебника, но и некоторые из названных в разделе «Литература для дополнительного чтения» литературоведческих статей.
Всё это показывает, что для школьников вполне посильно освоение предложенного уровня литературоведческой “грамотности”, к тому же как раз различные типы заданий в большой степени обеспечивают тот самый “познавательный интерес” школьников, который мы, по общему мнению, всё больше утрачиваем. Сегодня, когда есть насущная необходимость дифференцировать школьное образование и индивидуализировать обучение, к сожалению, пока не подкреплённая достаточным количеством научно обоснованных, качественных пособий, роль такого рода заданий трудно переоценить. В этой ситуации учебник, созданный И.Н. Сухих, может дать действительно широкие возможности индивидуальной работы с учащимися, которые чувствуют потребность в овладении тем, что принято называть читательской культурой.
Новизна учебника И.Н. Сухих очевидна не только для преподавателя, но и для детей. Приведу ученические отзывы о подаче биографического материала, который, как правило, не вызывает интереса, читается в учебниках скорее “по обязанности” и моментально забывается: “Глава о Гончарове напоминает повесть или роман”; “Всегда любопытно узнать, что скрывается за таким вот названием: «Новое слово: правда или клевета» или «Нумер четвёртый: тропою Гоголя»”. Такого рода заголовки (вместо, например, «Детство и юность И.А. Гончарова, Островского, Тургенева…») позволяют применить и эвристические методы, и метод критического мышления. При этом автор учебника не нарушает системности в подаче биографического материала — такой “романный”, эссеистический подход чётко соблюдён во всех главах.
Особый разговор о методическом аппарате учебника: для меня как учителя преимуществом учебника И.Н. Сухих стало прежде всего то, что система вопросов и заданий здесь (в отличие от множества разнообразных современных учебников литературы, предлагающих после изучения темы ответить на вопросы репродуктивного характера) имеет практическую направленность, нацелена не только на освоение теоретического материала, но и на самостоятельную работу учащихся или работу под руководством учителя. В частности, трудно переоценить значимость таких, например, заданий:
1. Напишите сочинение-миниатюру «Имена героев у Гоголя».
2. Пользуясь справочниками, а также табличками в учебнике, составьте хронологическую таблицу русских романов середины ХIХ века. (Лучшим из них посвящены главы нашего учебника.)
3. Попробуйте написать сочинение - миниатюру «Письмо из ХIХ века» или «Письмо в ХIХ век».
Все виды анализа текста, представленные в учебнике (например, анализ роли художественной детали, сопоставление текстов, комментирование и т.д.), направлены на развитие умения воспринимать метафорический язык искусства и “расшифровывать” эти “знаки”. Вызвать эмоциональную реакцию на особое “видение” писателем действительности, сформировать критерии хорошего эстетического вкуса и способность к художественному обобщению
Эмоциональный и эстетический опыт, приобретённый в результате работы с учебником И.Н. Сухих «Русская литература. ХIХ век», может стать основой формирования вдумчивого читателя. Автор учебника руководствуется замечательной аксиомой одного из современных критиков: “Всё о тексте написано в тексте”. Очевидно, что при таком подходе у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. Точно выбранный путь анализа — от эмоционального восприятия (первый шаг в общении с текстом) — через пояснения, комментарий, словарную работу — к анализу интерпретации и далее к синтезу открытых в процессе анализа смыслов текста — даёт возможность завязаться “общению” с писателем, выработать собственное суждение, опираясь на текст, а не на пресловутое ученическое “я так думаю”.
Мало просто читать, просто чтение — работа вхолостую. Мы должны помочь детям овладеть “азами литературной грамоты”, техникой углублённого чтения, умением оценивать, сопоставлять, систематизировать, в отсутствие чего, по справедливому замечанию современного литературоведа и критика В.Л. Топорова, “ворона порой кажется больше куста, моська топчет слона, винегрет с сельдью заправляют вишнёвым сиропом… Отсутствует, короче говоря, культура чтения, прививаемая даже не смолоду, а с малолетства”.
Чтение, как известно, — это “труд и творчество” (В.Ф. Асмус), “блаженное мурлыкание” (В.В. Набоков) и интеллектуальный путь постижения незнаемого.
“В книге можно искать какие-то факты, конкретную информацию. Часто чтение книги — отдых, способ отвлечься от собственных проблем. Но книга, напротив, может стать помощником в решении собственных проблем, духовным ориентиром, частью собственной жизни”. (И.Н.Сухих)
IV. Вывод.
Начинать новое всегда страшно, но и …. страшно интересно. Время бежит вперед. Современные дети очень изменились, по сравнению с учениками, что были несколько лет назад. Дети сейчас более информированы, наблюдается рост эрудиции, расширение кругозора. Появились новые возможности – информационный потенциал. Новые стандарты, новые подходы, учебники ориентированы на таких учеников. Но начинать с себя, психологически настраиваться на трудную, но важную работу во благо нашего будущего, наших детей.
V. Литература.
1. Вестник образования. Журнал № 3-2009г. Тематическое приложение.
2. Н.П. Архипова, Т.Б. Байдекова и др. «Уроки литературы с применением информационных технологий 6-10 кл.». Методическое пособие с электронным приложением /Н.П. Архипова и др./ - 2-ое издание стереотип: - М : Глобус, 2010-149с- (Современная школа)
3. «Литература 5-11 класс: проектная деятельность учащихся» /сост. Г.В. Цветкова.- / Волгоград: Учитель , 2011- 283 с./
4. «Литература 5-11 класс. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков» /авт.- сост. Е.Н. Попова и др. - Волгоград: Учитель , 2009- 298 с /.
5. «Письменные работы по литературе 9-11 класс» /Н.Л.Карнаух, И.В. Щербина.- М.: Дрофа, 2002-320 с.-/Библиотека учителя/.
6. «Уроки литературы: организация контроля и творческая работа; тексты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы.5-11 класс»/авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина- Волгоград: Учитель, 2009-254 с./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...
Новые подходы к преподаванию раздела «Электродинамика» в основной школе»
методический материал...
Новые подходы к преподаванию раздела «Электродинамика» в основной школе»
методический материал...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.
Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...
Презентация "Реализация принципа связи с жизнью в преподавании биологии в старшем звене"
Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа связи с жизнью в преподавании биологии в старшем звене" было представлено на августовской конференции учителей биологии города Брянска...
Доклад «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»
Обзор специфики системно-деятельностного подхода в преподавании; специфика технологии проектирования как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы...