Заимствованные слова
план-конспект урока (6 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование устойчивого интереса к изучению языков на примере темы "Заимствованные слова в хакасском языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Заимствованные слова в хакасском языке" | 30.04 КБ |
Презентация к уроку "Заимстованные слова в хакасском языке" | 93.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сагалакова Ольга Петровна, учитель хакасского языка и литературы МБОУ «Красноключинская ООШ» Бейского района Республики Хакасия, высшая квалификационная категория
Урок хакасского языка
Тема урока: «Заимствованные слова»
Класс: 6
Цели урока: формирование устойчивого интереса к изучению языков на примере темы «Заимствованные слова в хакасском языке».
Личностные:
- осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту хакасского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
- представление об основных функциях языка, о связи языков, о роли языка в жизни человека и общества;
- понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики хакасского языка, основными нормами хакасского литературного языка (лексическими, грамматическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями заимствования слов, преимущественно из русского языка;
- показать учащимся богатство языка, раскрыть особенности взаимствования как одного из способов развития языков;
- развивать интерес учащихся к языковым явлениям;
- развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.
- воспитывать любовь и уважение к родному языку; создание психолого-педагогических условий, в которых каждый обучающийся не только чувствовал бы себя комфортно, но и занимался саморазвитием в ходе овладения знаниями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: информационно-коммуникационные, элементы игровых технологий, здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки, планшеты, фломастеры, этимологические словари русского языка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная
Методы: словесно-наглядный, эвристический
Методические приемы:
- проблемные вопросы;
- использование межпредметных связей;
- практические упражнения;
Ход урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чай – хыдат с j з i ; Кофе – француз т i л i не y Какао - амер. Мармелад - португал т i л i не y ); Бутерброт - немец т i л i не y ; Кекс - английскай т i лде y
Диалог пас салы y ар «Иртен азыранчатса» (Пасха т i лде y к i рген с j с полбасха кирек)
22 март К j р i к айыны y 22- xi к e н i
Ракетка Стол азыра ойна x а y сj j лбек к e р x егес
К e ск e , e г e рс e , e г e , халас, пес, одыр x ах, к j пчек, хоосха, айах, к j пен, адай, к e леет, муксун, i з i к, П e д i р, им xi Хакас с j стер i К e ск e E г e Одыр x ах Айах Адай Муксун I з i к Им xi Орыс с j стер i E г e рс e (огурец) Халас (калач) Пес (печь) К j пчек (ковшик) Хоосха (кошка) К j пен (копна) К e леет (гулять) П e д i р (Петр или Федор)
Поза – вожжи: неке- однако; пойли -вволю
Ольга Петровна- П e д i рн iy хызы Оля
Пасилэй – Василий Абдотый –Авдотья; Илэксей –Алексей Апонка – Афонька; паза ан. даа пасхалары
Карандаш – хара тас (черный камень) карие – хара (черный) казна – хазна (сокровищница)
В.Г.Карпов: Велосипед – пос ч e г e р x е y ха y аа; Паровоз – оортартхыс; Самовар – посхайнатхыс; Алай ба: Галоша –мокроступы; Тротуар – топталище; Бильярдный кий – шаротык; Фортепиано -тихогром
В.Г.Белинский: «Какое бы ни было слово свое или чужое, лишь бы выражало заключенную в нем мысль, если чужое лучше выражает ее, чем свое, давайте чужое…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова
Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....
Презентация "Исконно русские и заимствованные слова"
Материалы презентации можно использовать при подготовке к уроку в 6 классе (раздел "Лексика"), а также на факультативном занятии при подготовке к ЕГЭ....
Презентация "Заимствованные слова в русском языке"
Данная презентация может использоваться и как внеклассное мероприятие по русскому языку в средних классах....
Исконно русские и заимствованные слова
Данный развернутый план урока разработан с учетом знаний учащихся. Цель данного урока - формировать практическое умение правильного использвания в обиходной речи исконно русских и заимствованных слов....
Интегрированный урок на тему "Заимствованные слова"
Интегрированный урок русского и английского языка рассчитан на учащихся 8-х классов.Ход урокаУ-1 -учитель русского языка,У-2 -учитель английского языка.Учащиеся рассаживаются по группам (2 группы)Этап...
«Из истории слов» заимствованные слова
Цели: познакомиться с происхождением слов на тему «Овощи» и « Фрукты.»...
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....