Исконно русские и заимствованные слова
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мукминова Гузель Саитовна

Данный развернутый план урока разработан с учетом знаний учащихся. Цель данного урока - формировать практическое умение правильного использвания в обиходной речи исконно русских и заимствованных слов. На уроке использваны художественные тексты с высоким воспитательным потенциалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план  урока русского языка

в 6 классе по теме:

«Исконно русские и заимствованные слова»

(по учебнику Т. А. Ладыженской)

учителя русского языка и литературы

МКОУ Верхнетерешанская ООШ

Старокулаткинского района

Ульяновской области

Аксяновой Гузель Саитовны 

Целевая установка:

Обучающие цели.

Знания:  дать знания о  словах исконно русских  заимствованных, представление о путях заимствования тех или иных слов в русский язык.

Умения: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи исконно русские и заимствованные слова, показать на примерах неуместное употребление заимствованных слов вместо исконно русских в тексте; совершенствовать умение правильного выполнения лингворазборов: морфемного, элементов фонетического, орфографического.

Навыки: совершенствовать навыка грамотного письма: орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова), пунктограммы (знак конца предложения).

Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо (количество записанных на уроке слов - 115), развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний,  предложений, умение озаглавить текст, определить  его тему).

  1. Высокий речеразвивающий характер дидактического материала.
  2. Стилистический аспект: на уроке использовался художественный стиль и учебно-научный подстиль научного стиля.
  1. Развивающие цели:
  1. развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
  2. создание психологически комфортной обстановки на уроке.

III. Воспитательные цели:

  1. воспитывать внимание к окружающему миру;
  2. развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
  3. воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
  4. приобщить через пословицы и поговорки к культурному наследию русского       народа.

Оборудование урока: оформленная доска, учебник

 (Т. А. Ладыженская), карточки с текстом, словари (орфографический, толковый).

Текст № 

Задание: спишите, комментируя  правописание пропущенных орфограмм.

Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты  уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.

( А.Яшин).

Текст № 2

Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома,     закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, работа с иллюстрациями, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.

Использованная литература:

Русский язык. 6 класс. Отличные разработки. – М.: ВАКО, 2010.

Сергеева Т. С. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Приветствие
  2. Отчет дежурного о готовности к уроку.
  3. Создание положительного психологического настроя учеников

 II.  Опрос

I. Проверка домашнего задания

1. Лексический  терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей  взаимопроверкой.

1) Все слова языка (лексика);

2) словарный запас одного человека ( лексикон);

3) слова, одинаковые  по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

5) слова, обозначающие одно и то  же,  но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

6)слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

У  учеников в тетради  должна получиться запись: лексика, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

2. Проверка индивидуальных  заданий по рядам: учащимся было предложено привести примеры неологизмов,  которые  появились:

1) в связи с началом освоения космоса (1 ряд);

2) развитием науки в 20-21 вв.(2 ряд);

3) в результате словотворческой деятельности  писателей и поэтов (3 ряд).

Учащиеся отвечают по цепочке

- Приведите примеры неологизмов, появившихся в связи с освоением космоса;
- Приведите примеры неологизмов, появившихся в связи с развитием науки в 20 -21 вв.
(бионика, космохимия, реактор, атомоход).
- Приведите примеры неологизмов, возникших  в результате словотворческой деятельности  писателей и поэтов.

Вывод:  новые слова появляются беспрерывно. Появляется новая вещь – ее нужно как-то обозначить, назвать. 

III.Изучение нового материала

1. Слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.

Словарный состав русского языка постоянно пополняется. Этот процесс осуществляется в основном в результате образования из существующего уже в языке материала новых слов по законам и правилам русского языка. Так возникают в нашей речи все новые исконно русские слова.  Эти вновь появляющиеся исконно русские слова сливаются с известными раннее, унаследованными от наших предков.

Но пополнение словарного запаса родного языка осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие страны, не могут жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные и политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудие труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и тд. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке появляются заимствованные слова. Иноязычные слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении.

- Значит, за счет чего пополняется, кроме заимствованных слов, словарный состав  языка?
- В связи  с чем в язык   проникают слова из других  языков?
- За счет чего пополняется словарный запас языка?

Вывод: 

1)словарный запас пополняется за счет образования слов по законам и правилам русского языка, т.е исконно русских слов;

2) словарный запас пополняется за счет заимствованных слов

3) Заимствованные слова – слова, вошедшие в русский язык из других языков.

2.  Словарно – орфографическая  работа  
      
вестибю*ль
вестибю*льный

1) нашли слово вестибюль  в словаре
2) лексическое толкование слова: вестибюль  - большое помещение, отделяющее      вход от внутренних частей здания;
3) проговорили  слово по слогам;
4) записываем слово, ставим ударение, подчеркиваем звуки в слабой позиции;
5) по своему происхождению слово  вестибюль связано с латинским «вестис»- одежда;
6) подбор однокоренных слов + морфемный разбор.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 90. Работа с иллюстрациями, запись заимствованных слов в Орфографические словарики.

2. Работа по раздаточному материалу

Текст №1   (осложненное списывание  с комментированием пропущенных орфограмм)

Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты  уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.

                                                              ( А.Яшин).
Беседа с классом:

- О  чем этот текст?
- Какие средства выразительности используется  автором       для создания этой чудной картины? (олицетворения, метафоры)
- Приведите примеры олицетворений (дождь прошуршал, цветы удивились);
- Приведите примеры  метафор (в чашечках листьев по огоньку, по серебринке);
- Подберите синоним к глаголу «прошуршал». Почему  поэт  употребил именно этот глагол?
- Какие шипящие звуки передают  шуршание дождя по мокрому лугу?
- Какие слова использует автор: исконно русские или заимствованные?

А теперь обратимся ко второму тексту:

 Текст № 2

 Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома,     закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

Беседа с  классом:

- Сравним оба текста. Что между ними общего?
- Чем отличается второй текст от первого?
- Какими являются выделенные  в тексте слова?
- Можете ли вы самостоятельно дать толкование заимствованных слов?
- Куда нужно  обращаться в таких случаях? (ответ на этот вопрос  на стр. 43)

V. Итог урока

- С какими словами познакомились сегодня на уроке?

 (Мы познакомились с исконно русскими и заимствованными словами)
- Какие слова называются заимствованными?
- Где можно узнать о происхождении заимствованных слов?

VI. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Я считаю данный урок…

VII. Домашнее задание

П. 21, упр. 96

VIII. Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»

Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...