Исконно русские и заимствованные слова
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Данный развернутый план урока разработан с учетом знаний учащихся. Цель данного урока - формировать практическое умение правильного использвания в обиходной речи исконно русских и заимствованных слов. На уроке использваны художественные тексты с высоким воспитательным потенциалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый план урока русского языка
в 6 классе по теме:
«Исконно русские и заимствованные слова»
(по учебнику Т. А. Ладыженской)
учителя русского языка и литературы
МКОУ Верхнетерешанская ООШ
Старокулаткинского района
Ульяновской области
Аксяновой Гузель Саитовны
Целевая установка:
Обучающие цели.
Знания: дать знания о словах исконно русских заимствованных, представление о путях заимствования тех или иных слов в русский язык.
Умения: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи исконно русские и заимствованные слова, показать на примерах неуместное употребление заимствованных слов вместо исконно русских в тексте; совершенствовать умение правильного выполнения лингворазборов: морфемного, элементов фонетического, орфографического.
Навыки: совершенствовать навыка грамотного письма: орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова), пунктограммы (знак конца предложения).
Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо (количество записанных на уроке слов - 115), развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний, предложений, умение озаглавить текст, определить его тему).
- Высокий речеразвивающий характер дидактического материала.
- Стилистический аспект: на уроке использовался художественный стиль и учебно-научный подстиль научного стиля.
- Развивающие цели:
- развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
- создание психологически комфортной обстановки на уроке.
III. Воспитательные цели:
- воспитывать внимание к окружающему миру;
- развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
- воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
- приобщить через пословицы и поговорки к культурному наследию русского народа.
Оборудование урока: оформленная доска, учебник
(Т. А. Ладыженская), карточки с текстом, словари (орфографический, толковый).
Текст № 1
Задание: спишите, комментируя правописание пропущенных орфограмм.
Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.
( А.Яшин).
Текст № 2
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, работа с иллюстрациями, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.
Использованная литература:
Русский язык. 6 класс. Отличные разработки. – М.: ВАКО, 2010.
Сергеева Т. С. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010
Ход урока.
- Организационный момент
- Приветствие
- Отчет дежурного о готовности к уроку.
- Создание положительного психологического настроя учеников
II. Опрос
I. Проверка домашнего задания
1. Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.
1) Все слова языка (лексика);
2) словарный запас одного человека ( лексикон);
3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);
6)слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);
7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);
8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
У учеников в тетради должна получиться запись: лексика, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.
2. Проверка индивидуальных заданий по рядам: учащимся было предложено привести примеры неологизмов, которые появились:
1) в связи с началом освоения космоса (1 ряд);
2) развитием науки в 20-21 вв.(2 ряд);
3) в результате словотворческой деятельности писателей и поэтов (3 ряд).
Учащиеся отвечают по цепочке
- Приведите примеры неологизмов, появившихся в связи с освоением космоса;
- Приведите примеры неологизмов, появившихся в связи с развитием науки в 20 -21 вв. (бионика, космохимия, реактор, атомоход).
- Приведите примеры неологизмов, возникших в результате словотворческой деятельности писателей и поэтов.
Вывод: новые слова появляются беспрерывно. Появляется новая вещь – ее нужно как-то обозначить, назвать.
III.Изучение нового материала
1. Слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.
Словарный состав русского языка постоянно пополняется. Этот процесс осуществляется в основном в результате образования из существующего уже в языке материала новых слов по законам и правилам русского языка. Так возникают в нашей речи все новые исконно русские слова. Эти вновь появляющиеся исконно русские слова сливаются с известными раннее, унаследованными от наших предков.
Но пополнение словарного запаса родного языка осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие страны, не могут жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные и политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудие труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и тд. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке появляются заимствованные слова. Иноязычные слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении.
- Значит, за счет чего пополняется, кроме заимствованных слов, словарный состав языка?
- В связи с чем в язык проникают слова из других языков?
- За счет чего пополняется словарный запас языка?
Вывод:
1)словарный запас пополняется за счет образования слов по законам и правилам русского языка, т.е исконно русских слов;
2) словарный запас пополняется за счет заимствованных слов
3) Заимствованные слова – слова, вошедшие в русский язык из других языков.
2. Словарно – орфографическая работа
вестибю*ль
вестибю*льный
1) нашли слово вестибюль в словаре
2) лексическое толкование слова: вестибюль - большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания;
3) проговорили слово по слогам;
4) записываем слово, ставим ударение, подчеркиваем звуки в слабой позиции;
5) по своему происхождению слово вестибюль связано с латинским «вестис»- одежда;
6) подбор однокоренных слов + морфемный разбор.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику.
Упражнение 90. Работа с иллюстрациями, запись заимствованных слов в Орфографические словарики.
2. Работа по раздаточному материалу
Текст №1 (осложненное списывание с комментированием пропущенных орфограмм)
Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.
( А.Яшин).
Беседа с классом:
- О чем этот текст?
- Какие средства выразительности используется автором для создания этой чудной картины? (олицетворения, метафоры)
- Приведите примеры олицетворений (дождь прошуршал, цветы удивились);
- Приведите примеры метафор (в чашечках листьев по огоньку, по серебринке);
- Подберите синоним к глаголу «прошуршал». Почему поэт употребил именно этот глагол?
- Какие шипящие звуки передают шуршание дождя по мокрому лугу?
- Какие слова использует автор: исконно русские или заимствованные?
А теперь обратимся ко второму тексту:
Текст № 2
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Беседа с классом:
- Сравним оба текста. Что между ними общего?
- Чем отличается второй текст от первого?
- Какими являются выделенные в тексте слова?
- Можете ли вы самостоятельно дать толкование заимствованных слов?
- Куда нужно обращаться в таких случаях? (ответ на этот вопрос на стр. 43)
V. Итог урока
- С какими словами познакомились сегодня на уроке?
(Мы познакомились с исконно русскими и заимствованными словами)
- Какие слова называются заимствованными?
- Где можно узнать о происхождении заимствованных слов?
VI. Рефлексия.
Продолжите предложение:
Я считаю данный урок…
VII. Домашнее задание
П. 21, упр. 96
VIII. Оценивание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова
Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....
Урок русского языка в 6 классе "Исконно русские и заимствованные слова"
Презентация к уроку...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"
Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать учащихся. Даётся занимательная викто...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"
Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать учащихся. Даётся занимательная викто...
Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»
Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...