Устаревшие слова
методическая разработка (6 класс) по теме

Сагалакова Ольга Петровна

Урок напарвлен на актуализацию знаний об устаревших словах в хакасском языке и пополнения словарного запаса учащихся незнакомыми словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На заочный этап конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков» -2015

Сагалакова Ольга Петровна,

учитель хакасского языка и литературы МБОУ «Красноключинская ООШ» Бейского района, Республики Хакасия

Тема урока: Устаревшие слова

6 класс

Цели урока: Формировать интерес учащихся к родному языку.

Цели для учащихся: повысить интерес учащихся к изучению родного языка.

Педагогические задачи: Актуализировать знания учащихся об устаревших словах в хакасском языке и пополнить словарный запас учащихся незнакомыми словами.  Развивать умение делать вводы на основе сопоставления  с русским языком и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.  Воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений, к культуре хакасского народа.

Планируемые результаты:

Предметные: пополнят словарный запас устаревшими словами, осознают цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться сопоставлять материалы по хакасскому языку с изученными темами на русском языке.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – уточнение представлений об устаревших словах;

Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия  в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание на хакасском языке, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.

Интегрированный урок: хакасский язык и русский язык

Технологии: информационно-коммуникационные, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (переход от одного вида деятельности к другому), интерактивные методы обучения, групповые методы работы.

Оборудование: видеоролик о юрте-музее (приложение 1), слайдовая презентация (приложение 2), интерактивная доска, карточки, объявления, подставка для котла («очых» на хакасском языке),  котлы («хазан» на хакасском языке).

Предварительно дети должны быть поделены на три или четыре  группы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Играет чатхан - хакасский музыкальный инструмент. Дети садятся за парты.

Учитель:

- Закройте глаза. Представьте, что перед вами расстилается широкая степь. В этой степи вы видите хакасскую юрту. Вы заходите в юрту. Внутри очень уютно, тепло. А теперь откройте глаза. Посмотрите на слайд.

Включается видеоролик: «Юрта изнутри». Дети внимательно смотрят.

  1. Мониторинг знаний.

После просмотра видео учитель предлагает посмотреть на стены кабинета, где на стене вывешены объявления (количество объявлений зависит от количества групп),  в которых написаны устаревшие слова. Дается задание учащимся, т.е. проводится мониторинг для выявления знаний учащихся о знании устаревших слов, связанных с бытом хакасов.

Учитель:

- С каждого объявления оторвите себе листочки с незнакомыми словами.

В объявлении написаны слова: теербен (ручная мельница), jрiyме (сметана) хазан (котел), очых (подставка для котла), халах (месилка), ит (мясо), тeeс (туесок), сарuаас (веялка), чарба (ячневая крупа), соох,  (ступка для очищения пшеницы или ячменя), соох палазы (камень, который нужен для очищения пшеницы или ячменя), ун (мука), нымырха (яйцо), хахпах (аппарат для переработки хакасского напитка айрана), прастас (простакваша), суu (вода), сапчах (кадка), тус (соль), яблах (картофель), портагы (небольшое ведро для айрана или для хранения молока), ыраuа (кувшин), сeт (молоко).

3. Знакомство с новыми словами.

-Какие незнакомые слова вы себе выбрали? Вы должны назвать слово и его перевод на русский язык.

Слова, написанные на объявлении, представлены на слайде.  Каждый ученик называет слово, которое он не знает. Учитель нажимает на гиперссылку выходят изображения слов, которых дети не узнали. Для быстрого возврата к списку слов слайд представлен гиперссылками. Учитель нажимает на слово – появляется изображение с данным словом и переводом на русский язык. Ученик называет слово оторванное из объявления на хакасском языке и переводит его на русский язык, опираясь на показанный на доске слайд.

-Часто ли вы употребляете в речи слова, которые вы только что произнесли?

-Как мы назовем данные слова? (Устаревшие слова)

-Да сегодня эти слова в нашей речи встречаются редко. Время проходит, жизнь меняется. Эти слова нам нужны лишь для того, чтобы назвать предметы, которые мы сегодня видим только в музеях. И такие слова называются: историзмы.

-Как вы думаете, зачем нам нужны историзмы. (Для того, чтобы называть вещи, предметы,  которые существовали в истории).

4. Игра «Соедини слово»

- А теперь посмотрим как вы освоили слова, которые мы только что назвали. Какая группа быстрее правильно соединит слова, которые написаны на карточках?

Каждой группе розданы карточки, в которых слова в одном ряду написаны на хакасском языке, а в другом на русском языке.  Группы работают,  после готовности групп выходит слайд с этими же словами на  интерактивной доске. Представитель одной из групп выходит и при помощи маркера соединяет слова первого и второго ряда. Остальные проверяют правильно они выполнили задание или нет.  Каждая группа отмечает сколько у них правильных ответов.

5. Игра «Раздели слова»

- А теперь посмотрите на доске. (Выходит слайд с теми же  словами, которые были написаны в объявлении.)  Вам нужно перечисленные слова разделить на две группы. Каким образом будете делить обсудите в группе.

Дети должны данные слова разделить на следующие две группы: продукты питания  и предметы, которые нужны в быту (или устаревшие слова – историзмы).

При проверке выходит слайд с правильными ответами.  Каждая группа проверяет свои выполненные задания.

- Каким образом вы поделили вышеперечисленные слова. (Ответы учащихся)

6. «Приготовь блюдо».

- Этими предметами когда-то наши предки готовили различные блюда.  Вы сами когда-нибудь видели, как готовят хакасские блюда? (Ответы учащихся)

-Давайте попробуем приготовить хакасское блюдо из этих продуктов. (Каждой группе распределены карточки со словами, обозначающими продукты питания. Каждой группе нужно из этих слов составить рецепт какого-нибудь хакасского блюда). Каким образом приготовите блюдо запишите на листочках.  Карточки со словами нужно положить в хазаны (котлы) на подставках (очых), которые стоят на столах каждой группы.

Затем каждая группа представляет свой приготовленный рецепт. Обязательное условие – рецепт должен быть подробно озвучен на хакасском языке.

 Используя вышеперечисленные слова можно приготовить следующие хакасские блюда: ячневый суп, потхы (каша).

- А теперь проверьте как правильно вы приготовили хакасские блюда.

 Выходит слайд с готовыми рецептами. Каждая группа проверяет приготовленные блюда.

После выполнения задания каждая группа дает оценку работе своей группы.

7. Рефлексия

Интерактивная Игра «Карусель».

Дети становятся в два динамичных круга:  внутренний круг встает лицом к внешнему.  После каждого обсуждения вопроса учащиеся внутреннего круга  должны передвинутся по часовой стрелке на один шаг, так чтобы партнер внешнего круга сменился. В результате постановки вопроса учителем учащиеся должны обсудить предлагаемый вопрос. Учитель задает следующие вопросы:

- Что ты знаешь об устаревших словах?

- Как часто в своей речи вы используется устаревшие слова и приведите примеры.

- Назовите устаревшие слова, которые вы узнали на сегодняшнем уроке.

- Вспомните устаревшие слова из русского языка и попробуйте их перевести на хакасский язык.

- Что больше всего понравилось вам на сегодняшнем уроке?

Учитель: - Мне очень понравилось сегодня с вами работать на уроке. Большое всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устаревшие слова».

Цели:Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературойВоспитывающая- воспитывать интерес к истории РоссииКоррекционная – ...

Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"

Презентация  помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...

Урок- презентация "Устаревшие слова"

Урок- презентация по теме "Устаревшие слова" с использованием фрагмента художественного фильма...

Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"

Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...

Урок по теме "Устаревшие слова"

На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых устаревших слов и фразеологизмов, учатся работать со словарями, обращаются к сказкам, в которых употребляются устаревшие слова. Рассматривается реп...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова" с использованием технологии речевого критического мышления....

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в  языке отражается  история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...