Согласные глухие и звонкие
методическая разработка (5 класс) на тему

Урок русского языка для 5 класса. УМК А.Д.Шмелева. Урок построен в соотвествии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvonkie_i_gluhie.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

УМК : Русский язык. Автор: А.Д.Шмелев

Тема урока: Согласные звонкие и глухие.

Класс:  5

Цель: формирование  умения разделять согласные по глухости-звонкости, определять процессы оглушения и озвончения согласных

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  2. Метапредметные.

Регулятивные:  учиться формулировать цель учебной деятельности, работать по составленному образцу, оценивать результаты своей деятельности

Познавательные: выполнять анализ слова, выбирать основания для сравнения, представлять  информацию в виде алгоритма, уметь выстраивать логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, оформлять свои мысли в устной форме, слушать других

  1. Предметные: различать глухие и звонкие согласные, определять в словах процессы оглушения и озвончения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся

УУД

1.Актуализация знаний. Повторение изученных знаний (18 мин)

Организует работу по актуализации и повторению  знаний, полученных  уч-ся в начальной школе.

Отгадывают загадки, записывают отгаданные слова:

1.колос-голос

2.коса-коза

3.шар-жар

Формулируют тему и цель урока. Записывают тему.

Заполняют таблицу. Выполняют задание 4. Организуют самопроверку работы.

Задание 1.отгадайте загадки.

1.С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

2.С глухим траву она срезает,

Со звонким – и листочки объедает.

3.С глухим в начале –кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.

Задание 2. Чем различаются данные слова? Сформулируйте тему урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

Задание 3. Заполните таблицу, пользуясь §6 учебника. Расскажите, на какие группы можно разделить согласные по глухости-звонкости.

Только глухие согласные

Парные по глухости-звонкости

Только звонкие согласные

Задание 4. Выпишите слова, в которых 1)все согласные звуки глухие,2) все согласные звуки глухие

Шоссе, завтрак, цитата, легко, жжение, лимон, терем, стой.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности.

Познавательные: выполнять анализ слова, выбирать основания для сравнения

2.Введение нового знания (15-18 мин)

Организует работу учащихся по открытию нового знания

1.Работают в группах

2. Анализируют результаты наблюдений, делают выводы.

3. Формулируют правило

4. Подбирают проверочные слова.

5.Осуществляют самопроверку знаний.

Задание 1. Из упр.25 (2) выпишите слова, в которых звук не совпадает с буквенным написанием.

Перелез, сторожка, нрав, восторг.

Что произошло с согласными? Работая в парах, сформулируйте, в какой позиции происходит оглушение?

1….

2….

Задание 2. Выпишите слова с оглушением, обозначьте звуки.

Просьба, сдавать, рыбка, сад, зубки, вокзал.

Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании этих согласных? Подберите и запишите проверочные слова.

Задание 3. Запишите  остальные слова. Какие звуки вы произносите на месте подчеркнутых букв?

Сдавать, просьба,  вокзал.

Как называется этот фонетический процесс? Работая в парах, сформулируйте, в какой позиции происходит озвончение?

1….

Подберите проверочное слово там, где это возможно. А какими правилами мы еще пользуемся?

Познавательные: выполнять анализ, выделять признаки; представлять информацию в виде краткой записи.

2.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций.

3 Закрепление  нового знания. Контролирующее задание (5 мин)

1.Организует деятельность по применению новых знаний с последующей самопроверкой

1. Выполняют задание, отрабатывают навык различения  глухих и звонких согласных, определения  процессов оглушения и озвончения.

2.Осуществляют контроль своей деятельности

Задание 1. Из упр. 26 выпишите слова, в которых все согласные звуки

глухие: это, по, опыт

звонкие: сбор

Происходит оглушение: предков

Происходит озвончение: сбор

Проверьте себя, поставьте оценку.

Какие ошибки вы допустили?

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности

4.Рефлексия (2 мин)

1.Организует деятельность учащихся с целью  рефлексии их деятельности на уроке.

1.Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

На какие вопросы мы ответили в течение урока? Какие вопросы мы ставили в начале урока? Какими задались в течение урока?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Глухие и звонкие парные согласные звуки и буквы"

План-конспект занятия со скриншотами заданий для интерактивной доски....

Правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова

Правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова 1 урок...

Конспект коррекционного занятия по теме " Глухие и звонкие согласные"

Занятие для детей 2 класса с дисграфией на основа нарушения  языкового анализа и синтеза. Это занятие обобщающее. Проводится в конце второго года обучения по коррекции письменной речи....

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. урок русского языка в 5 классе

Урок по учебнику Л.М.Рыбченковой, параграф 5. второй урок из трёх по данной теме....

Согласные глухие и звонкие Г – К.

Учить дифференцировать звуки г – к и правильно обозначать их на письме буквами, развивать навыки звукового анализа и синтеза....

Конспект занятия на тему: "Согласные глухие и звонкие, их дифференциация"

Цель: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук....