Олимпиада по русскому языку.
олимпиадные задания (10 класс) по теме
Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса. Можно использовать для школьного тура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimp.russkiy_10_kl.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап
всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
10 КЛАСС
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.
Поэзия для человека один из способов выражения своей личности и проявляет..ся при посредстве слова единствен..ого орудия уд..влетворяющего её потребностям. Всё что говорит..ся о поэтичности какого(нибудь) пейзажа или явления природы указывает только на пр..годность их в качестве поэтического материала или намекает на очень отдалён..ую ан..логию в ан..мистическом духе между поэтом и природой. То же относит..ся и к поступкам или чу..ствам человека (не)воплощён..ым в слове. Они могут быть прекрас..ными как впечатление даваемое поэзией но не станут ею потому(что) поэзия заключает в себе далеко не всё прекрас..ное что доступно человеку. (Н..)какими средствами стихотворной фонетики н.. передать подлин..ого голоса скрипки или флейты (н..)какими стилистическими приёмами (н..)воплотить блес..ка солнца, вé..ния ветра.
Поэзия и религия две стороны одной и той(же) монеты. И та и другая требу..т от человека духовной работы. Но не во имя практической цели как этика и эстетика а во имя высшей неизвес..ной им самим. Этика приспос..бливает человека к жизни в обществе эстетика стремит..ся увеличить его способность наслаждат..ся. Руководство же в перерождении человека в высший тип пр..надлежит религии и поэзии. Религия обращает..ся к кол..ективу. <…> Поэзия всегда обращает..ся к личности. Даже там где поэт говорит с толпой, — он говорит отдельно с каждым из толпы. От личности поэзия требует того(же) чего религия от кол..ектива. (Во)первых признания своей единствен..ости и всемогущества (во)вторых усовершенствования своей природы.
(Н.С. Гумилев. 214 слов)
Задание к тексту
Определите лексическое значение слов этика и эстетика.
2. Поставьте ударения в словах:
Понять, понял, понявший, поняли, поняла, понятый, поняв, понят, понята, поняты.
3. Прочитайте отрывок из «Господ Головлёвых» М.Е. Салтыкова-Щедрина:
На другой день, утром, оба сына отправились к пáпеньке ручку поцеловать, но пáпенька ручки не дал. Он лежал на постели с закрытыми глазами и, когда вошли дети, крикнул:
— Мытаря судить приехали?.. вон, фарисеи… вон!
Определите значение слов мытарь и фарисей. Одно из этих слов приобрело переносное значение. Какое из этих слов? Укажите это переносное значение. На какую библейскую притчу намекает Головлёв - старший? О чем говорится в этой притче? 4. Проведите анализ морфемной структуры слов жидкий, окóлица, дым, запястье с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.
5. В приведенных примерах найдите стилистические фигуры (фигуры речи). Назовите их. Дайте толкование их значения.
1. Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влáзит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко)
2. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.С. Пушкин)
3. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? (А.С. Пушкин)
6. Кто из российских ученых-языковедов является автором следующих научных трудов: «Проблема авторства и теория стилей» (1961), «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963)?
1) Ф.Ф. Фортунатов; 2) А.М. Пешковский; 3) А.А. Шахматов; 4) Л.В. Щерба; 5) В.В. Виноградов; 6) Г.О. Винокур.
7. В левой колонке таблицы даны определения основных жанров публицистического стиля: репортаж, интервью, информационная заметка, статья, очерк, фельетон. Заполните правую колонку таблицы.
Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта. | Интервью |
Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало. | Фельетон |
Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики. | Репортаж |
Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика. | Очерк |
Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию. | Статья |
Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость. | Информационная заметка |
8. Переведите текст на современный русский литературный язык.
…аще людемъ твоимъ лучитца с кѣмъ брань гдѣ ни будь и ты на своихъ брани а кручиновато дѣло и ты ударь хоти и твои правъ тѣмъ брань утолиши такоже убытокъ и вражда не будетъ да еще недруга напоити и накормити хлѣбомъ да солью ино вместо вражды дружба… (Домострой. Сильвестровская редакция)
9. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.
10. В одном из сочинений митрополита Макария мы читаем следующее: «[Она] … есть яже научаетъ пути праваго и жития полезнаго добрословия; сию же науку сладкоголосием или краснословиемъ нарицаетъ, понеже красовито и удобно глаголати и писати научаетъ». Назовите науку, о которой говорит в своем сочинении митрополит Макарий.
11.2015 год объявлен годом литературы. Какое значение он имеет для вас? Что вы можете сказать об этом государственном мероприятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...