Олимпиада по русскому языку.
олимпиадные задания (10 класс) по теме

Пепельжи Галина Александровна

Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса. Можно использовать для школьного тура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp.russkiy_10_kl.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

10 КЛАСС

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо,  пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

Поэзия для человека один из способов выражения своей личности и проявляет..ся при посредстве слова единствен..ого орудия уд..влетворяющего её потребностям. Всё что говорит..ся о поэтичности какого(нибудь) пейзажа или явления природы указывает только на пр..годность их в качестве поэтического материала или намекает на очень отдалён..ую ан..логию в ан..мистическом духе между поэтом и природой. То же относит..ся и к поступкам или чу..ствам человека (не)воплощён..ым в слове. Они могут быть прекрас..ными как впечатление даваемое поэзией но не станут ею потому(что) поэзия заключает в себе далеко не всё прекрас..ное что доступно человеку. (Н..)какими средствами стихотворной фонетики н.. передать подлин..ого голоса скрипки или флейты (н..)какими стилистическими приёмами (н..)воплотить блес..ка солнца, вé..ния ветра.

Поэзия и религия две стороны одной и той(же) монеты. И та и другая требу..т от человека духовной работы. Но не во имя практической цели как этика и эстетика а во имя высшей неизвес..ной им самим. Этика приспос..бливает человека к жизни в обществе эстетика стремит..ся увеличить его способность наслаждат..ся. Руководство же в перерождении человека в высший тип пр..надлежит религии и поэзии. Религия обращает..ся к кол..ективу. <…> Поэзия всегда обращает..ся к личности. Даже там где поэт говорит с толпой, — он говорит отдельно с каждым из толпы. От личности поэзия требует того(же) чего религия от кол..ектива. (Во)первых признания своей единствен..ости и всемогущества (во)вторых усовершенствования своей природы.

(Н.С. Гумилев. 214 слов)

Задание к тексту

Определите лексическое значение слов этика и эстетика. 

2. Поставьте ударения в словах:

Понять, понял, понявший, поняли, поняла, понятый, поняв, понят, понята, поняты.

3. Прочитайте отрывок из «Господ Головлёвых» М.Е. Салтыкова-Щедрина:

На другой день, утром, оба сына отправились к пáпеньке ручку поцеловать, но пáпенька ручки не дал. Он лежал на постели с закрытыми глазами и, когда вошли дети, крикнул:

Мытаря судить приехали?.. вон, фарисеи… вон!

Определите значение слов мытарь и фарисей. Одно из этих слов приобрело переносное значение. Какое из этих слов? Укажите это переносное значение. На какую библейскую притчу намекает Головлёв - старший? О чем говорится в этой притче? 4. Проведите анализ морфемной структуры слов жидкий, окóлица, дым, запястье  с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

5. В приведенных примерах найдите стилистические фигуры (фигуры речи). Назовите их. Дайте толкование их значения.  

1. Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влáзит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко)

2. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.С. Пушкин)

3. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? (А.С. Пушкин)

6. Кто из российских ученых-языковедов является автором следующих научных трудов: «Проблема авторства и теория стилей» (1961), «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963)?

1) Ф.Ф. Фортунатов; 2) А.М. Пешковский; 3) А.А. Шахматов; 4) Л.В. Щерба; 5) В.В. Виноградов; 6) Г.О. Винокур.

7. В левой колонке таблицы даны определения основных жанров публицистического стиля: репортаж, интервью, информационная заметка, статья, очерк, фельетон. Заполните правую колонку таблицы.

Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.

Интервью

Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.

Фельетон

Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.

Репортаж

Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.

Очерк

Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.

Статья

Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.

Информационная

 заметка

8. Переведите текст на современный русский литературный язык.

…аще людемъ твоимъ лучитца с кѣмъ брань гдѣ ни будь и ты на своихъ брани а кручиновато дѣло и ты ударь хоти и твои правъ тѣмъ брань утолиши такоже убытокъ и вражда не будетъ да еще недруга напоити и накормити хлѣбомъ да солью ино вместо вражды дружба… (Домострой. Сильвестровская редакция)

9. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов. 

10. В одном из сочинений митрополита Макария мы читаем следующее: «[Она] … есть яже научаетъ пути праваго и жития полезнаго добрословия; сию же науку сладкоголосием или краснословиемъ нарицаетъ, понеже красовито и удобно глаголати и писати научаетъ».  Назовите науку, о которой говорит в своем сочинении митрополит Макарий.

11.2015 год  объявлен годом литературы. Какое значение он имеет для вас? Что вы можете сказать об этом государственном мероприятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...