Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему
Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokah_rus_yaz_i_lit-ry.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы
Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.
При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.
Стало ясно, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся (на специальных уроках развития речи, при изучении других тем, во внеурочное время) ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении устойчивых навыков не может идти и речи. Эта проблема стала актуальной ещё и потому, что выполнение экзаменационной работы по русскому языку, да и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль. Поэтому целью моей работы по данной проблеме стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся.
Основные задачи:
- Диагностика знаний, умений и навыков учащихся в сфере речевой деятельности.
- Формирование и развитие основных компетенций.
1) коммуникативной:
- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся.
2) языковой и лингвистической:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
3) культуроведческой:
- овладение нормами русского речевого этикета;
- совершенствование владения различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся.
Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц (звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение), что находит отражение в так называемых вторых пунктах программы школьного курса русского языка (традиционная программа, авторы – М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). Существует программа (УМК Разумовской М.М., главной целью обучения является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке), в которой усилена речевая направленность.
В ходе работы выяснилось, что наиболее целесообразным в данной ситуации оказалось следующее:
- ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи, особенно с текстами произведений, изучающихся на уроках литературы) на уроках русского языка и литературы;
- использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
- внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Вот некоторые из используемых мною на уроках упражнений и речевых задач, которые способствуют достижению поставленной цели:
- диктанты: по памяти; “Угадай словечко”; "Реклама нового слова", лексический; "немой", зрительный и др.;
- сочинение-миниатюра по опорным словам;
- игра “Объясни разницу”;
- построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
- "Собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений.
- использование произведений живописи на уроках русского языка.
- тренировка артикуляционного аппарата.
Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.
Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции: кумулятивной, накопительной, ведь, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности.
Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.
Итак, вопросы для первичного восприятия картины:
- Что вы видите на картине?
- Что изображено в центре картины?
- Что вы видите на заднем плане?
- На каком фоне изображены предметы?
- Какое время года на картине изображено?
- Какой день показал художник?
- Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
- Какие цвета использовал художник?
- Какой цвет преобладает?
- Кто главный герой картины? Как вы догадались?
- Что можно сказать о главном герое?
- Почему художник дал такое название картине?
- Как бы вы ее назвали?
- Нравится ли вам картина? Почему?
- Какое настроение она вызывает? Почему?
Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:
- Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины.
- Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
- Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
- Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
- Выразите свое отношение к картине.
- Опишите ситуацию, изображенную на картине.
- Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.
На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер:
- Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
- Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
- Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
- К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?
Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:
- Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
- Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
- Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
- В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?
Эти упражнения готовят учащихся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.
На продвинутом этапе обучения можно организовать беседу по картине, в ходе которой отработать словарно-стилистический аспект высказываний; следует поощрять поиск наиболее подходящих слов, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.
Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:
- Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины.
- Неподготовленное заранее высказывание: "Вы посетили выставку картин: расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть".
- Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя изо и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?
- Ролевая игра: "Я — экскурсовод", "Картина заговорила", "Художник пишет картину".
- Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.
Интервью у посетителя выставки.
Интервью у директора музея.
Интервью у экскурсовода.
Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.
Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.
Я проводила работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.
Кроме того, использовала ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.
На уроке литературы также использовала упражнения, рекомендуемые Зайцевым В.Н.: чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга.
А чтобы не падала осмысленность чтения, использовала пересказ (самостоятельный, в парах) лингвистических (тексты брали из учебников М.М.Разумовской.) и художественных текстов.
Интересно использование и такого приёма, как инверсия. Известно, что ребята часто теряются, если им задать вопрос не так, как они его ждут. Справиться с этим затруднение помогает применение инверсии при формулировке правил, изучаемых на уроке. Например, учащиеся знают, что "причастный оборот – это причастие с зависимыми словами". Вопрос может звучать следующим образом: Как называется причастие с зависимыми словами? Такое "инверсирование" (переворачивание, перефразирование ) помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Приведу примеры используемых мною приёмов, стимулирующих литературное творчество, развивающих творческое воображение: проблемное изложение теоретического материала; самостоятельное наблюдение учащихся над текстом, совершенствование рукописи (самостоятельное, коллективное редактирование); рецензирование работ учащихся (в том числе и взаимное); сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной литературы; устные высказывания различного характера.
Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа по русскому языку и литературе. Конкурс стихотворений и песен, посвящённых Великой Отечественной войне.
На уроках литературы необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок. Прочитайте, как рассказывается... о трех сражениях Ивана — крестьянского сына) — задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например прочитать описание природы, — в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания.
Неотъемлемой частью моей работы на каждом из уроков литературы является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.
Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь (затужили, своенравна, мимоходом, студеная пора и др.), требуют различного подхода. Первая группа слов нуждается только в объяснении, вторая — в дополнительных упражнениях (введение в предложение, в пересказ, рассказ и др.).
Кроме того, важно проследить повторяющиеся в нескольких произведениях слова и обратить на них внимание учащихся. Например, слово «своенравная» впервые встретилось детям в пушкинской «Сказке о мертвой царевне...», затем в «Снежной королеве» Андерсена, впоследствии школьники активно используют это слово в работе с «Муму» Тургенева. Крайняя степень удивления передается словом «ахнул» и в «Царевне-лягушке», и в «Сказке о мертвой царевне...», и в «Кавказском пленнике». Вместе с тем каждый раз эти слова включают в себя особые смысловые оттенки.
В ходе работы обращаю внимание на слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение, например: в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» объясните, почему Пушкин называет царицу сначала «царицей», потом «бабой гневной», «злою царицей», а затем «злой мачехой».
В рассказе «Муму» учащимся дается задание: найдите и прочитайте однокоренные слова (двор, дворник, дворецкий, придворный, дворня, дворянин, дворовый). Объясните значение этих слов. Изучая произведение, несколько усложняется словарная работа на первом уроке — это толкование новых слов, терминов, включение их в собственное предложение; на втором — внимание к словам, характерным для сказки, к словам, характеризующим героев уже прочитанных произведений (как эти слова можно объяснить, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев); на третьем уроке — осмысление многозначности слова, эпитетов в стихотворениях о природе, их роли в художественном произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.
.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.
На уроках литературы я использую различные виды пересказов: свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного). Например,«Царевну-лягушку» лучше использовать для художественного пересказа. «Снежную королеву», сказку объемную и переводную, уместнее пересказывать кратко.
В выборе пересказа для соответствующего произведения следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст дает материал для того или иного пересказа.
Свободный пересказ — самый простой для учащихся, поэтому с него и начинается работа.
К выборочному пересказу обращаемся в сказке, впоследствии берется текст большого произведения (расскажите историю Костылина из «Кавказского пленника»).
Осторожнее всего следует относиться к пересказу от другого лица. Он нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя, такое переключение очень сложно для детей данного возраста.
Следует учитывать постепенное нарастание трудностей в совершенствовании пересказов. Например, краткий пересказ для учащихся труден, поэтому подготовка к нему ведется исподволь: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, главы, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей и т. д.
Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним также следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т. д.
Постепенно требования к пересказам учащихся усложняются: вводятся элементы описаний, рассуждений: расскажите, как Жилин и Костылин (из рассказа «Кавказский пленник») попали в плен. Сравните, как вели себя они в плену. Прочитайте описание природы.
Обратим внимание на то, что в работе над пересказом этого произведения от учащихся требуется рассуждение и умение включить в рассказ описание, понять его роль в произведении.
Элементы описания, рассуждения войдут в пересказы учащихся и при работе с рассказом Тургенева «Муму». Несколько усложняется словарная работа на первом уроке — это толкование новых слов, терминов, включение их в собственное предложение; на втором — внимание к словам, характерным для сказки, к словам, характеризующим героев уже прочитанных произведений (как эти слова можно объяснить, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев); на третьем уроке — осмысление многозначности слова, эпитетов в стихотворениях о природе, их роли в художественном произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.
То же следует сказать и о пересказах: на первом уроке — свободный, выборочный, художественный, на втором — краткий пересказ, на третьем — рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение стихотворений, на четвертом — пересказ с элементами рассуждения, описания, собственный рассказ и т. д.
В своей работе я большое внимание уделяю выразительному чтению стихотворных произведений.
На уроках литературы я использую иллюстрации с целью углубления работы над художественным произведением3.
Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, которое она производит, сопоставляя ее с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, следовательно, совершенствовать устную речь.
Не менее интересно использовать картины. Известно, например, что портрета Арины Родионовны — няни Пушкина — не сохранилось, но картины «Пушкин слушает сказки своей няни» В. Кузнецова, «Пушкин и няня» Н. Ульянова, «Пушкин и няня» Ю. Непринцева, несомненно, сделают рассказ учителя о поэте значительно ярче и нагляднее, позволят провести беседу с учащимися по картине.
Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогает не только развить мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, способствовала формированию общей культуры, но и внесла существенный вклад в развитие всесторонней, социально активной личности выпускника школы, помогла формированию и развитию ключевых компетенций, его социальной адаптации, что и определяет качество современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы
обобщение опыта...
Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы...
Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...
Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....
Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....
Реферат на тему " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"
Представление в виде презентации реферата по теме самообразования...
Реферат на тему : " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
Реферат по теме самообразования...