Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания.
Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.
Доминирующая идея программы 5 класса:
- системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации.
Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:
- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий;
- формирование личности как субъекта культурной деятельности, формирование гуманитарного стиля мышления в процессе приобщения к достижениям культуры;
- формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;
- системная подготовка к итоговым испытаниям.
Специальная идея для 5 класса: Освоение пространства страны Литературия. Имеется в виду движение учащихся в течение учебного года от первоначальных, уже сложившихся представлений о литературе и читательской деятельности к системному, более полному представлению о литературе и задачах культурного читателя. Пошаговое практическое выявление формализованных типологических элементов отдельного произведения и литературы в целом. Поэтому в течение учебного года осваиваются фольклор и литература в родо-жанровом, аналитическом, исследовательском ключе.
На изучение литературы в 5 классе отводится 68 учебных часов (в неделю 2 урока).
Особенности класса
В классе 30 учащихся: 14 девочек, 16 мальчиков. На момент окончания предыдущего учебного года ___ отличников, ___ обучались на «4» и «5», ___ с одной «3», неуспевающих нет. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение следующего образовательного этапа и не требует коррекции в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию речи учащихся.
Содержание курса
№ п./п. | Тема | Кол-во часов |
1. | Мир человека и его изображение в фольклоре | 10 |
2. | Мой дом - мой мир | 4 |
3. | Природа – мир, окружающий дом | 19 |
4. | Дороги к счастью | 17 |
5. | Мир – сообщество людей | 18 |
итого | 68 |
Критерии оценки
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоение учебного предмета «Литература» в 5 классе
Читательская деятельность
Чтение и анализ художественного текста
Ученик научится:
-воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;
- различать стихи и прозу;
-выразительно читать произведение (или фрагменты) индивидуально и по ролям, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту;
-отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;
-сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;
-планировать свой круг чтения художественной литературы;
-участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или
прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения;
-соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в диспуте;
-различать произведения по их родовой принадлежности: эпос, лирику, драму;
-иметь первоначальное представление о лирическом стихотворении, о пейзажной лирике;
-различать жанры литературных произведений: миф, народную и литературную сказку, загадку, басню, рассказ, роман, балладу;
-иметь первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения;
-определять тему, идею произведения по наводящим вопросам учителя;
-иметь представление о теме и идее лирического стихотворения;
-иметь первоначальное представление о фабуле, конфликте, композиции;
-выявлять основные элементы композиции в художественном произведении: экспозицию,
завязку, развитие действия, кульминацию, развязку;
-выделять смысловые части художественного текста; составлять простой план прочитанного, в том числе цитатный;
-иметь первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении, характеризовать пространство и время в художественном произведении (в литературной сказке);
-иметь первоначальное представление о пейзаже, находить в тексте пейзаж, интерьер, определять их функцию в литературном произведении;
-анализировать эпизод художественного произведения по наводящим вопросам учителя;
-анализировать лирическое произведение по вопросам учителя;
-сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;
-под руководством учителя выявлять систему персонажей в произведении;
-иметь первоначальное представление о портрете в литературном произведении;
-находить портрет героя, объяснять, как портрет его характеризует;
-характеризовать героя по предложенному плану;
-сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;
-находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в создании
образов героев, образа мира: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
-иметь представление о цветописи в лирическом произведении;
-самостоятельно создавать сравнения;
-иметь первоначальное представление о ритме, рифме и строфе;
-под руководством учителя графически изображать ритмический узор стихотворения
.
Ученик получит возможность научиться:
-различать тему и проблему
-определять с помощью учителя проблематику произведения
-сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению
авторской позиции по наводящим вопросам и плану;
-сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;
-сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;
-находить антитезу в художественном произведении
-находить в художественном тексте и характеризовать комические ситуации и комические
характеры;
-находить в басне мораль, толковать аллегорию;
-находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении
-соотносить свою точку зрения с другими участвовать в диспуте.
Основы смыслового чтения научно
-популярных текстов:
Ученик научится:
-использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в содержании научно
-популярного текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;
-работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными
материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;
-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания...), заданную в явном виде и скрытой форме;
-задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
-осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
-готовить сообщения по заданной теме и материалам;
-определять назначение разных видов текстов;
-находить ключевые слова (тематическое поле текста);
-выделять главную мысль текста;
-преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему для лучшего запоминания по образцу,
составлять простой план;
-исследовать обозначенную учителем проблему, находить ответы на проблемные вопросы в научных текстах;
Ученик получит возможность научиться:
-различать темы и подтемы специального текста, выделять главную и избыточную
информацию;
-преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему самостоятельно;
-готовить информационную заметку в школьную газету о жизни и творчестве писателя на
основе учебного текста.
Литературно-творческая деятельность
Ученик научится:
-выразительно читать текст художественного произведения;
-инсценировать эпизоды произведения;
-создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;
-готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);
-писать сочинение
-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе художественных и учебных текстов;
-писать сочинение;
-анализ эпизода литературного произведения по вопросному плану, предложенному учителем;
-создавать устные сочинения о доме (своём доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) по плану;
-писать сочинение
-анализ художественного произведения, отвечая на вопросы плана;
-писать сочинение
-рассуждение в форме ответана проблемный вопрос;
-писать сочинение
-описание («Дом литературного героя»
и др.);
-
готовить устные рассказы о людях в экстремальных обстоятельствах (на основе рассказов родных, знакомых, заблудившихся в лесу, попавших в сложную ситуацию);
-сочинять собственные произведения: сказки, загадки, истории или диалоги с включением поговорок;
-сочинять пейзажные миниатюры на основе фотографий или пейзажной живописи;
-сочинять устные рассказы о домашних животных;
-писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении малого жанра (рассказе, сказке) по плану;
-подбирать иллюстрации к произведениям или создавать свои;
-давать устный отзыв об иллюстрациях одноклассников по плану;
-сравнивать живописный и литературный образ (стихотворение и картину на сходную тему);
-писать отзыв об иллюстрациях к художественным произведениям;
-иметь представление о художественной интерпретации;
писать отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки);
-составлять киносценарий по эпизоду художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
-сочинять свои стихотворения о природе;
-сочинять юмористический рассказ;
-писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;
-писать отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе
художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки).
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе
Ученик научится:
-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать
тему проекта с помощью учителя;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;
-работать по составленному плану;
-использовать в работе дополнительные источники информации;
-использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;
-анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты иявления, делать выводы под руководством учителя;
-подтверждать аргументы фактами;
-представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
-давать оценку результатам проектной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно формулировать учебную проблему
-самостоятельно отбирать источники информации
-самостоятельно работать с источниками
-давать оценку результатам исследовательской деятельности
Контрольно-измерительные материалы
Диагностические работы позволяют проверить уровень достижения образовательных
результатов в сфере читательской деятельности, коммуникативно
-творческой, проектной, а также определить уровень литературного развития школьников.
Проводится в форме тестов с открытыми закрытыми
заданиями, в форме аналитического задания по вопросам
Диагностическая работа по теме «Мир человека и его изображение в фольклоре» (решение тестов).
Диагностическая работа по стихотворениям И.А.Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», И.Сурикова «Вот моя деревня...».
Диагностическая работа по 1 и 2 разделам (комплексная: тест и развёрнутый ответ на
вопрос)
А.С.Пушкин «Туча». Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». 1 часть
-по прозе, 2 часть
-по поэзии (Выполняется дома).
Диагностическая работа по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Диагностическая работа:
К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Контрольная работа по итогам года (комплексная).
Художественные проекты
Составление иллюстрированных сборников «Загадки народов мира», «Пословицы и
поговорки народов мира». Создание проекта праздника Нового года и его воплощение
Разработка проекта художественного аудио- видеоальбома
Выпуск сборника собственных произведений о природе. Составление и оформление
сборника стихов о природе.
Создание фотоальбома по одной из тем: «Утро в городе», «Листопад», «Первый снег»,
«Весна не за горами» и т.д.
Проект литературного музея или музея сказочного героя
Выпуск газеты или журнала «Война и дети» (учебник, ч.2, с.223)
Выставка книг о защитниках Родины и проведение экскурсии по выставке (учебник, ч.2,
с.223)
Выпуск сборника детских юмористических произведений.
Произведения для заучивания наизусть:
Пословицы, поговорки.
И.А.Крылов. Басня (по выбору).
А.С.Пушкин. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», отрывок из «Сказки о мёртвой
царевне».
М.Ю.Лермонтов. Бородино (отрывок).
Из раздела «Мир природы в лирических произведениях (3
-4 стихотворения по выбору):
Ф.И.Тютчев «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом...», «Осенний вечер»
(по выбору)
А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен», «Какая ночь! Как воздух чист!», «Осень»(по выбору)2-3 по выбору:
И.А.Бунин «Густой зелёный ельник при дороге»
Н.А.Заболоцкий «Осеннее утро».
А.А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», «Перед весной бывают дни такие»
Н.М.Рубцов «В горнице», «Листья осенние»
.
С.А.Есенин«Прячет месяц за овинами».
Из раздела «Тема защиты Родины в литературе» 2 по выбору):
К.М.Симонов «Сын артиллериста» (отрывок).
К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Проверочные работы
Работа 1
- Прочитайте текст и выполните задания.
…прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие. Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил именно с горя. Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.
- А что, Гаврила, - заговорила вдруг она, - не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.
- Отчего же не женить-с! Можно-с, - ответил Гаврила, - и очень даже будет хорошо-с.
- Да; только кто за него пойдет?
- Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Все же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.
- Кажется ему Татьяна нравится?
Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.
И.С. Тургенев «Муму»
1. Запишите несколько вопросов к этому тексту.
2. Подберите несколько терминов, которые пригодятся для анализа этого текста.
3. Подберите заголовок к этому фрагменту текста, так чтобы была понятна его главная мысль.
4. Напиши краткий связный ответ (5-8 предложений) на вопрос: «Почему можно утверждать, что «Муму» - рассказ вовсе не для маленьких?»
В тексте есть: повествование
описание
авторские характеристики
диалог
ирония
Попробуйте сами сформулировать в рамках предмета «литература» свои
достоинства, успехи | недостатки, пробелы |
Нарисуйте свое «дерево целей», в каждой ветке обозначив свои задачи на перспективу.
Работа 2
- Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений. Легкомысленный башмачник вошел, закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»
Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна. Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. «Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?»
- Хорош, - проговорил Гаврила и помолчал. – Хорош, нечего сказать!
Капитон только плечиками передернул. «А ты небось лучше?» - подумал он про себя.
- Ну посмотри на себя, ну посмотри, - продолжал с укоризной Гаврила, ну на кого ты похож?
Капитон окинул спокойным взглядом свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого.
- А что-с?
- Что-с? – повторил Гаврила. – Что-с? Еще ты говоришь: что-с? На черта+ ты похож, согрешил я. грешный, вот на кого ты похож.
Капитон проворно замигал глазками.
«Ругайтесь, мол, ругайтесь, Гаврила Андреич», - подумал он опять про себя.
- Ведь вот ты опять пьян был,- начал Гаврила, - ведь опять? А? ну, отвечай же.
- По слабости здоровья спиртным напиткам подвергался действительно, - возразил Капитон.
- По слабости здоровья!.. Мало тебя наказывают – вот что; А в Питере еще был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.
- В этом случае Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем. А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ: сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я…
- А ты остался, гусь, на улице. Ах ты, забубенный человек! Ну да дело не в том, - продолжал дворецкий, - а вот что. Барыне… - тут он помолчал, - барыне угодно, чтоб ты женился. Слышишь? Оне полагают, что ты остепенишься, женившись. Понимаешь?
- Как не понимать-с.
- Ну, да. По-моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну да это уж их дело. Что ж? ты согласен?
Капитон осклабился.
- Женитьба дело хорошее для человека, Гаврила Андреич; и я, с своей стороны, с очень моим приятным удовольствием.
- Ну да, - возразил Гаврила и подумал про себя: «Нечего сказать, аккуратно говорит человек». – Только вот что, - продолжал он вслух, - невесту-то тебе приискали неладную.
- А какую, извольте полюбопытствовать?
- Татьяну.
- Татьяну?
И Капитон вытаращил глаза и отделился от стены.
И.С. Тургенев «Муму»
В1 Какое место занимает этот эпизод в рассказе?
В2 Как называется разговор двух или нескольких лиц? Какова его роль во фрагменте?
В3 Какое значение имеет в характеристике Капитона слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «ножка», «глазки» и другие?
В4 Как называются словесные описания Капитона?
В5 К каким стилям речи относятся слова, употребляемые Капитоном: а) «сманул», «сполитиковал» и др. и б) «В этом случае…один мне судья: сам Господь Бог»; «по слабости здоровья спиртным напиткам подвергался…» и др: (стилистический контраст).
В6 Какое это средство речевой выразительности: «вытаращил глаза и отделился от стены»от стены»?
С1 Чем определяется достоинство человека? Каково отношение автора к действующим в сцене персонажам? (Краткий ответ 5-8 предложений)
С2 Почему дворня так старалась выполнить прихоть барыни? (Краткий ответ 5-8 предложений)
Напишите сочинение (120-140 слов): Кто из героев рассказа – барыня, дворня или Герасим – свободны?
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учащихся
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.
Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.
Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.
Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004.
Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.
Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 5 класса. – СПб., 2007.
Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост.
Литература для учителя
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011.
Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.
Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.
Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.
Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.
Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.
Литературные Интернет-ресурсы
Тематические каталоги
http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.
Поиск книг
http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог
Академическая наука
http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей
http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси
Методическое сопровождение
http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой
Словари литературные
http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.
http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»
http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm - Постмодернизм. Словарь терминов.
http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»
http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.
http://www.inforeg.ru/electron/concord/concord.htm - Словарь языка А. С. Грибоедова
http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html - Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....