Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Ибрагимова Ирина Игоревна

Рабочая программа по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Технологии  обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания.

Кроме очевидных интегративных связей  литература –  язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.

Доминирующая идея программы 5  класса:

- системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации.

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а   также универсальных учебных действий;        

- формирование личности как субъекта культурной деятельности, формирование гуманитарного стиля мышления    в        процессе приобщения к достижениям культуры;

- формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;

  - системная подготовка к итоговым испытаниям.

Специальная идея для 5 класса: Освоение пространства страны Литературия. Имеется в виду движение учащихся в течение учебного года от первоначальных, уже сложившихся представлений о литературе и читательской деятельности к системному, более полному представлению о литературе и задачах культурного читателя. Пошаговое практическое выявление формализованных типологических элементов отдельного произведения и литературы в целом. Поэтому в течение учебного года осваиваются фольклор и литература в родо-жанровом, аналитическом, исследовательском ключе.

На изучение литературы в 5 классе отводится 68  учебных часов (в неделю 2 урока).

     

Особенности класса

В классе  30 учащихся: 14 девочек, 16 мальчиков. На момент окончания предыдущего учебного года ___ отличников, ___ обучались на «4» и «5», ___ с одной «3», неуспевающих нет. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение следующего образовательного этапа и не требует коррекции в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию речи учащихся.

Содержание курса

№ п./п.

Тема

Кол-во часов

1.

Мир человека и его изображение в фольклоре

10

2.

Мой дом - мой мир

4

3.

Природа – мир, окружающий дом

19

4.

Дороги к счастью

17

5.

Мир – сообщество людей

18

итого

68

Критерии оценки

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее  59%.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоение учебного предмета «Литература» в 5 классе

Читательская деятельность

Чтение и анализ художественного текста

Ученик научится:

-воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;

- различать стихи и прозу;

-выразительно читать произведение (или фрагменты) индивидуально и по ролям, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;

-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

-выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту;

-отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;

-сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;

-планировать свой круг чтения художественной литературы;

-участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или

прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения;

-соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в диспуте;

-различать произведения по их родовой принадлежности: эпос, лирику, драму;

-иметь первоначальное представление о лирическом стихотворении, о пейзажной лирике;

-различать жанры литературных произведений: миф, народную и литературную сказку, загадку, басню, рассказ, роман, балладу;

-иметь первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения;

-определять тему, идею  произведения по наводящим вопросам учителя;

-иметь представление о теме и идее лирического стихотворения;

-иметь первоначальное представление о фабуле, конфликте, композиции;

-выявлять основные элементы композиции в художественном произведении: экспозицию,

завязку, развитие действия, кульминацию, развязку;

-выделять смысловые части художественного текста; составлять простой план прочитанного, в том числе цитатный;

-иметь первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении, характеризовать пространство и время в художественном произведении (в литературной сказке);

-иметь первоначальное представление о пейзаже, находить в тексте пейзаж, интерьер, определять их функцию в литературном произведении;

-анализировать эпизод художественного произведения по наводящим вопросам учителя;

-анализировать лирическое произведение по вопросам учителя;

-сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей  по заданным критериям;

-под руководством учителя выявлять систему персонажей в произведении;

-иметь первоначальное представление о портрете в литературном произведении;

 -находить портрет героя, объяснять, как портрет его  характеризует;

-характеризовать героя по предложенному плану;

-сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;

-находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в создании

образов героев, образа мира: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

-иметь представление о цветописи в лирическом произведении;

-самостоятельно создавать сравнения;

-иметь первоначальное представление о ритме, рифме и строфе;

-под руководством учителя графически изображать ритмический узор стихотворения

.

Ученик получит возможность научиться:

-различать тему и проблему

-определять с помощью учителя проблематику произведения

-сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению

авторской позиции по наводящим вопросам и плану;

-сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;

-сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;

-находить антитезу в художественном произведении

-находить в художественном тексте и характеризовать комические ситуации и комические

характеры;

-находить в басне мораль, толковать аллегорию;

-находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении

-соотносить свою точку зрения с другими участвовать в диспуте.

Основы смыслового чтения научно

-популярных текстов:

Ученик научится:

-использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;

-ориентироваться в содержании научно

-популярного текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;

-работать  с  определениями:  заучивать,  находить  толкование,  пользуясь  справочными

материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;

-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания...), заданную в явном виде и скрытой форме;

-задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

-осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

-готовить сообщения по заданной теме и материалам;

-определять назначение разных видов текстов;

-находить ключевые слова (тематическое поле текста);

-выделять главную мысль текста;

-преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему для лучшего запоминания по образцу,

составлять простой план;

-исследовать обозначенную учителем проблему, находить ответы на  проблемные вопросы в научных текстах;

Ученик получит возможность научиться:

-различать  темы  и  подтемы  специального  текста,  выделять  главную  и  избыточную

информацию;

-преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему самостоятельно;

-готовить информационную заметку в школьную газету о жизни и творчестве писателя на

основе учебного текста.

Литературно-творческая деятельность

Ученик научится:

-выразительно читать текст художественного произведения;

-инсценировать эпизоды произведения;

-создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;

-готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);

-писать  сочинение

-рассуждение  в  форме  развёрнутого  ответа  на  вопрос  на  основе художественных и учебных текстов;

-писать  сочинение;

-анализ  эпизода  литературного  произведения  по  вопросному  плану, предложенному учителем;

-создавать  устные  сочинения  о  доме  (своём  доме,  доме  литературного  героя,  сказочного персонажа) по плану;

-писать сочинение

-анализ художественного произведения, отвечая на вопросы плана;

-писать сочинение

-рассуждение в форме ответана проблемный вопрос;

-писать сочинение

-описание («Дом литературного героя»

и др.);

-

готовить устные рассказы о людях в экстремальных обстоятельствах (на основе рассказов родных, знакомых, заблудившихся в лесу, попавших в сложную ситуацию);

-сочинять собственные произведения:  сказки, загадки, истории или диалоги с  включением поговорок;

-сочинять пейзажные миниатюры на основе фотографий или пейзажной живописи;

-сочинять устные рассказы о домашних животных;

-писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении малого жанра (рассказе, сказке) по плану;

-подбирать иллюстрации к произведениям или создавать свои;

-давать устный отзыв об иллюстрациях одноклассников по плану;

-сравнивать живописный и литературный образ (стихотворение и картину на сходную тему);

-писать отзыв об иллюстрациях к художественным произведениям;

-иметь  представление  о  художественной  интерпретации;

писать  отзыв  о  мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки);

-составлять киносценарий по эпизоду художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

-сочинять свои  стихотворения о природе;

-сочинять юмористический рассказ;

-писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;

-писать  отзыв  о  мультфильме,  кинофильме  или  спектакле,  созданных  на  основе

художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки).

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе

Ученик научится:

-обнаруживать и формулировать  учебную проблему  совместно с  учителем, выбирать

тему проекта с помощью учителя;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

-работать по составленному плану;

-использовать в работе дополнительные источники информации;

-использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

-анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты иявления, делать выводы под руководством учителя;

-подтверждать аргументы фактами;

-представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

-давать оценку результатам проектной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно формулировать учебную проблему

-самостоятельно отбирать источники информации

-самостоятельно работать с источниками

-давать оценку результатам исследовательской деятельности

Контрольно-измерительные материалы

Диагностические  работы позволяют  проверить  уровень  достижения  образовательных

результатов в сфере читательской деятельности, коммуникативно

-творческой, проектной, а также определить уровень  литературного  развития  школьников.  

Проводится  в  форме  тестов  с открытыми закрытыми

заданиями, в форме аналитического задания по вопросам

Диагностическая работа по теме «Мир человека и его изображение в фольклоре» (решение тестов).

Диагностическая работа по стихотворениям И.А.Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», И.Сурикова «Вот моя деревня...».

Диагностическая работа по 1 и 2 разделам (комплексная: тест и развёрнутый ответ на

вопрос)

А.С.Пушкин «Туча». Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». 1 часть

-по прозе, 2 часть

-по поэзии (Выполняется дома).

Диагностическая работа по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Диагностическая  работа:

К.Симонов  «Майор  привёз  мальчишку  на  лафете».

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Контрольная работа по итогам года (комплексная).

Художественные проекты

Составление иллюстрированных  сборников  «Загадки  народов  мира»,  «Пословицы  и

поговорки народов мира». Создание проекта праздника Нового года и его воплощение

Разработка проекта художественного аудио- видеоальбома

Выпуск  сборника  собственных  произведений  о  природе.  Составление  и  оформление

сборника стихов о природе.

Создание фотоальбома по одной из тем: «Утро в городе», «Листопад», «Первый снег»,

«Весна не за горами» и т.д.

Проект литературного музея или музея сказочного героя

Выпуск газеты или журнала «Война и дети» (учебник, ч.2, с.223)

Выставка книг о защитниках Родины и проведение экскурсии по выставке (учебник, ч.2,

с.223)

Выпуск сборника детских юмористических произведений.

Произведения для заучивания наизусть:

Пословицы, поговорки.

И.А.Крылов. Басня (по выбору).

А.С.Пушкин. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», отрывок из «Сказки о мёртвой

царевне».

М.Ю.Лермонтов. Бородино (отрывок).

Из раздела «Мир природы в лирических произведениях (3

-4 стихотворения по выбору):

Ф.И.Тютчев «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом...», «Осенний вечер»

(по выбору)

А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен», «Какая ночь! Как воздух чист!», «Осень»(по выбору)2-3 по выбору:

И.А.Бунин «Густой зелёный ельник при дороге»

Н.А.Заболоцкий «Осеннее утро».

А.А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», «Перед весной бывают дни такие»

Н.М.Рубцов «В горнице», «Листья осенние»

.

С.А.Есенин«Прячет месяц за овинами».

Из раздела «Тема защиты Родины в литературе» 2 по выбору):

К.М.Симонов «Сын артиллериста» (отрывок).

К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Проверочные работы

Работа 1

-   Прочитайте текст и выполните задания.

…прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие. Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил именно с горя. Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.

- А что, Гаврила, - заговорила вдруг она, - не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

- Отчего же не женить-с! Можно-с, - ответил Гаврила, - и очень даже будет хорошо-с.

- Да; только кто за него пойдет?

- Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Все же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

- Кажется ему Татьяна нравится?

Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.              

                                                                                                             И.С. Тургенев «Муму»

1. Запишите несколько вопросов к этому тексту.

2. Подберите несколько терминов, которые пригодятся для анализа этого текста.

3. Подберите заголовок к этому фрагменту текста, так чтобы была понятна его главная мысль.

4. Напиши краткий связный ответ (5-8 предложений) на вопрос: «Почему можно утверждать, что «Муму» - рассказ вовсе не для маленьких?»

В тексте есть:                     повествование

                                             описание

                                             авторские характеристики

                                             диалог

                                             ирония

Попробуйте сами сформулировать в рамках предмета «литература» свои

достоинства, успехи

недостатки, пробелы

Нарисуйте свое «дерево целей»,  в каждой ветке обозначив свои задачи  на перспективу.

 Работа 2

  - Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений. Легкомысленный башмачник вошел, закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»

Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна. Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. «Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?»

- Хорош, - проговорил Гаврила и помолчал. – Хорош, нечего сказать!

Капитон только плечиками передернул. «А ты небось лучше?» - подумал он про себя.

- Ну посмотри на себя, ну посмотри, - продолжал с укоризной Гаврила, ну на кого ты похож?

Капитон окинул спокойным взглядом свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого.

- А что-с?

- Что-с? – повторил Гаврила. – Что-с? Еще ты говоришь: что-с? На черта+ ты похож, согрешил я. грешный, вот на кого ты похож.

Капитон проворно замигал глазками.

«Ругайтесь, мол, ругайтесь, Гаврила Андреич», - подумал он опять про себя.

- Ведь вот ты опять пьян был,-  начал Гаврила, - ведь опять? А? ну, отвечай же.

- По слабости здоровья спиртным напиткам подвергался действительно, - возразил Капитон.

- По слабости здоровья!.. Мало тебя наказывают – вот что; А в Питере еще был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.

- В этом случае Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем. А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ: сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я…

- А ты остался, гусь, на улице. Ах ты, забубенный человек! Ну да дело не в том, - продолжал дворецкий, - а вот что. Барыне… - тут он помолчал, - барыне угодно, чтоб ты женился. Слышишь? Оне полагают, что ты остепенишься, женившись. Понимаешь?

- Как не понимать-с.

- Ну, да. По-моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну да это уж их дело. Что ж? ты согласен?

Капитон осклабился.

- Женитьба дело хорошее для человека, Гаврила Андреич; и я, с своей стороны, с очень моим приятным удовольствием.

- Ну да, - возразил Гаврила и подумал про себя: «Нечего сказать, аккуратно говорит человек». – Только вот что, - продолжал он вслух, - невесту-то тебе приискали неладную.

- А какую, извольте полюбопытствовать?

- Татьяну.

- Татьяну?

И Капитон вытаращил глаза и отделился от стены.

                                                                           И.С. Тургенев «Муму»

В1 Какое место занимает этот эпизод в рассказе?

В2 Как называется разговор двух или нескольких лиц? Какова его роль во фрагменте?

В3 Какое значение имеет в характеристике Капитона слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «ножка», «глазки» и другие?

В4 Как называются словесные описания Капитона?

В5 К каким стилям речи относятся слова, употребляемые Капитоном: а) «сманул», «сполитиковал» и др. и б) «В этом случае…один мне судья: сам Господь Бог»; «по слабости здоровья спиртным напиткам подвергался…» и др:  (стилистический контраст).

В6 Какое это средство речевой выразительности: «вытаращил глаза и отделился от стены»от  стены»?

 

С1 Чем определяется достоинство человека? Каково отношение автора к действующим в сцене персонажам? (Краткий ответ 5-8 предложений)

С2 Почему дворня так старалась выполнить прихоть барыни? (Краткий ответ 5-8 предложений)

Напишите сочинение (120-140 слов): Кто из героев рассказа – барыня, дворня или Герасим – свободны?

Информационно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.

Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.

Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.

Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos»,  2004.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.

Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 5 класса. – СПб., 2007.

Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост.

Литература для учителя

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.

Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011.

Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.

Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.

Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.

Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н.  Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.

Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.

Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.

Литературные Интернет-ресурсы

Тематические каталоги

http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания

http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.

Поиск книг

http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета

http://www.biblus.ru/Default.aspx  - Все книги России, библиографический каталог

Академическая наука

http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей

http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси

Методическое сопровождение

http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»

http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы

http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой

Словари литературные

http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.

http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»

http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»

http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия

http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия

http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm - Постмодернизм. Словарь терминов.

http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»

http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.

http://www.inforeg.ru/electron/concord/concord.htm - Словарь языка А. С. Грибоедова

http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html - Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....