Урок русского языка, 6 класс
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №61
Рахмановой Н.Г. в 6 «А» классе
Тема: Переходные и непереходные глаголы
Цели урока:
- учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов;
- учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
•развивать речь учащихся.
Ход урока:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы! Тогда-за работу!
Удачи желаю я Вам!
- Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)
Девиз урока- Знаешь-говори, не знаешь-слушай. (слайд 1)
Дети читают девиз урока и определяют тип урока-урок открытия новых знаний.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)
- Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.
Тропинка продолжа..т..ся-
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся-
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк. (слайд 2)
Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. ( теряется -окончание ет, так как 1 спряжение, ь не пишется, тропинка что делает?).
2.Что общего в этих глаголах? (ед.ч., наст.вр., 3 лицо, несов. вид, 1 спр., есть ся -возвратный глагол)
3.Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. (слайд 3)
4.Все ли грамматические признаки мы назвали? ( нет)
-У нас возникли затруднения (проговаривают ученики)
III.Выявление места и причин затруднения. (1мин.)
-Какое затруднение возникло? (не можем назвать ещё один грамматический признак глагола)
-Почему возникло затруднение? (не изучали другие признаки)
IV.Построение проекта выхода из затруднения. (2мин.)
Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.
-Какую цель мы ставим? (открыть новый признак глагола)
Тема урока будет сформулирована в конце урока.
-Наметим план наших действий:
1.Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.
2.Устраним затруднения.
3.Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.
4.Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.
-Что нам поможет? (учебник и учитель).
V. Реализация построенного проекта. (15 мин)
1. Фронтальная работа по учебнику. Стр. 198-199
2.Какой новый признак открыли? Вставляем в таблицу «переходность».
3.Какие признаки переходности глаголов узнали?
Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность - просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежание путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).
Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.
Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (см. стрелку на с. 192) - слайд
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
- при отрицании
- при указании на часть предмета
Учитель: Вспомните, как называются глаголы с суффиксом-ся? (Возвратными
В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет -
Учитель: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) -
Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.
А теперь попробуем составить алгоритм определения переходности или непереходности глаголов. (работа в парах)
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Тренировочные упражнения. (8мин)
Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов проговариванием алгоритмов. ( устно)
1.Орфографическая работа. (2мин)
МАЛЯР
ШТУКАТУР
Ребята, а что означают эти слова? И чем занимаются люди этой профессии?
Теперь послушайте, как трактует автор толкового словаря значение этих слов.
Составьте, пожалуйста, с этими словами предложения.
2.Дифференцированная работа.
Сильные ученики работают по карточкам на местах.
Карточка
Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.
Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ку, добиват..ся успехов, не пр..сутствовал на с..брании, сочу..ствовать пр..ятелю, созд..вал произв..дение, извинит..ся перед товарищем, готовит..ся к экзамену, ребенку (не)здоровилось, отличит..ся в учёбе..
Слабые - работают у доски под руководством учителя .(Определить падеж, указать переходность)
Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, заботиться о ветеранах, возлагать надежды, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.
3. Синтаксический разбор предложения.
Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в весёлую мелодию.
(Повеств., невоскл., сложное,ССП, сост. из двух частей:1) прост, двусост., распр., 2) прост., двусост, распр.)
- Игра «Семафор»
Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.
Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.(слайд)
VII. Домашнее задание
Учитель: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус -
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (слайд ).
Сегодня на уроке все прекрасно поработали, можно поставить следующие оценки:…
VIII. Итоги урока
(слайд )
Учитель: Какие глаголы называются переходными?
От чего может зависеть переходность глаголов?
Какая тема урока была?
Какую цель ставили?
Достигли ли цели урока?
IX. Рефлексия учащихся
(слайд)
Я вспомнил, что...
Вызвало затруднение...
Я узнал...
Было сложно...
Я понял...
Было интересно...
Особенно понравилось...
На этом наш урок окончен, до свидания, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...