Урок русского языка, 6 класс
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Рахманова Наталья Геннадьевна

Тема: "Переходные и непереходные глаголы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok4.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №61

 Рахмановой Н.Г. в 6 «А» классе

Тема: Переходные и непереходные глаголы

Цели урока:

  • учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов;
  • учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;

     •развивать речь учащихся.

Ход урока:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы! Тогда-за работу!

Удачи желаю я Вам!

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)

Девиз урока- Знаешь-говори, не знаешь-слушай. (слайд 1)

Дети читают девиз урока и определяют тип урока-урок открытия новых знаний.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)

  1. Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.

Тропинка продолжа..т..ся-

Опять в траве теря..т..ся,

Опять в овраг спуска..т..ся,

Бежит через мосток,

И в поле выбира..т..ся,

И в поле вдруг конча..т..ся-

В родник большой влива..т..ся,

 Как в реку ручеёк.         (слайд 2)

Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. ( теряется -окончание ет, так как 1 спряжение, ь не пишется, тропинка что делает?).

2.Что общего в этих глаголах? (ед.ч., наст.вр., 3 лицо, несов. вид, 1 спр., есть ся -возвратный глагол)

3.Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. (слайд 3)

4.Все ли грамматические признаки мы назвали?  ( нет)

-У нас возникли затруднения (проговаривают ученики)

III.Выявление места и причин затруднения. (1мин.)

-Какое затруднение возникло? (не можем назвать ещё один грамматический признак глагола)

-Почему возникло затруднение? (не изучали другие признаки)

IV.Построение проекта выхода из затруднения. (2мин.)

Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.

-Какую цель мы ставим? (открыть новый признак глагола)

Тема урока будет сформулирована в конце урока.

-Наметим план наших действий:

1.Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

2.Устраним затруднения.

3.Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

4.Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

-Что нам поможет? (учебник и учитель).

V. Реализация построенного проекта. (15 мин)

1. Фронтальная работа по учебнику. Стр. 198-199

2.Какой новый признак открыли? Вставляем в таблицу «переходность».

3.Какие признаки переходности глаголов узнали?

Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность - просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежание путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).

Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.

Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (см. стрелку на с. 192) - слайд

Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

  1. при отрицании
  2. при указании на часть предмета  

Учитель: Вспомните, как называются глаголы с суффиксом-ся? (Возвратными

В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).

Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет -

Учитель: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) -  

Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.

А теперь попробуем составить алгоритм определения переходности или непереходности глаголов. (работа в парах)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Тренировочные упражнения. (8мин)

Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов проговариванием алгоритмов. ( устно)

1.Орфографическая работа. (2мин)

МАЛЯР

ШТУКАТУР

Ребята, а что означают эти слова? И чем занимаются люди этой профессии?

Теперь послушайте, как трактует автор толкового словаря значение этих слов.

Составьте, пожалуйста, с этими словами предложения.

2.Дифференцированная работа.

Сильные ученики работают по карточкам на местах.

Карточка

Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.

Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ку, добиват..ся успехов, не пр..сутствовал на с..брании, сочу..ствовать пр..ятелю, созд..вал произв..дение, извинит..ся перед товарищем, готовит..ся к экзамену,  ребенку (не)здоровилось,  отличит..ся в учёбе..

Слабые - работают у доски под руководством учителя .(Определить падеж, указать переходность)

Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, заботиться о ветеранах, возлагать надежды, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.

3. Синтаксический разбор предложения.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в весёлую мелодию.

(Повеств., невоскл., сложное,ССП, сост. из двух частей:1) прост, двусост., распр., 2) прост., двусост, распр.)

  1. Игра «Семафор»

Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.

Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.(слайд)

VII.        Домашнее задание

Учитель: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

               Выбирай на вкус!

 И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (слайд ).

Сегодня на уроке все прекрасно поработали, можно поставить следующие оценки:…

VIII.        Итоги урока

(слайд )

Учитель: Какие глаголы называются переходными?

От чего может зависеть переходность глаголов?

Какая тема урока была?

Какую цель ставили?

Достигли ли цели урока?

IX.        Рефлексия учащихся 

(слайд)
Я вспомнил, что...  

Вызвало затруднение...

Я узнал...    

Было сложно...

Я понял...

Было интересно...

Особенно понравилось...

На этом наш урок окончен, до свидания, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...