РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 6 классе Зенковой Елены Викторовны, педагога первой квалификационной категории
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературеи авторскойпрограммы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив:В.П.Журавлёв, В.И.КоровинИ.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной.М.:Просвещение, 2013 ».
Настоящая программа полностью соответствует содержаниюфедерального компонента государственного образовательного стандарта и федеральному базисному учебному плану, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr._po_liter._6_klass.docx | 74.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа п. Горный
Краснопартизанского района Саратовской области» в с. БольшаяСакма
Рассмотрено Руководитель МО _________ / М.М Авдеева./ Протокол №1 от 26 августа 2014 г. | Согласовано Заместитель директора МОУ «СОШ п. Горный» ____________/Е.В.Зенкова./ 27 августа 2014 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ п. Горный» _______ ______/Р.М. Карачкова/ Приказ № 200 от 28 августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 6 классе
Зенковой Елены Викторовны,
педагога первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от 27 августа 2014 г. |
2014 – 2015 учебный год
РазделI
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературеи авторскойпрограммы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив:В.П.Журавлёв, В.И.КоровинИ.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной.М.:Просвещение, 2013 ».
Настоящая программа полностью соответствует содержаниюфедерального компонента государственного образовательного стандарта и федеральному базисному учебному плану, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место и роль в обучении: место предмета «Литература» в базисном учебном плане филиала МОУ «СОШ п. Горный» в с. Большая Сакма. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе -70 часов (2 часа в неделю, 35 недель).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, а также контрольные.
Рабочая программа рассчитанана 2014 – 2015 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения, « Литература. 6 класс;учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.П.Полухина и др./ под ред.В.Я.Коровиной – М.: изд. «Просвещение», 2013 г.»
Структура документа
Рабочая программа по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план,содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Концепция программы
Доминирующая идеяпрограммы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущее направление изучения литературы в 6 классе – художественное произведение, автор и характеры героев.
Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках в 6 классе важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы в 6 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитывать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, и т.д.)
Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним учителю строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Данная программа обеспечивает прочную связь материала 6 класса с материалом 5 класса и начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Предусмотрена межпредметная связь: литература – история – музыка – ИЗО – МХК. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счёт информативной стороны произведений, но и за счёт воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к ЕГЭ по литературе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутомвиде;
- владение диалогической и монологической речью;
- умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств;
- составление плана;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменноречирезультатов своей деятельности;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений инавыков.
В программе для 6 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися.
Раздел II
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе | |||
Всего | Уроки | Внекл. чтение | Развитие речи. | Контрольные работы | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | |||
2 | Устное народное творчество. | 2 | 2 | |||
3 | Из древнерусской литературы. | 1 | 1 | |||
4 | Из русской литературы 18 века | 1 | 1 | |||
5 | Из русской литературы XIX века. | 33 | 24 | 5 | 2 | 1 тест |
6 | Из русской литературы XX века. | 21 | 16 | 1 | 3 | 2 ( сочинение) |
7 | Из литературы народов России | 2 | 2 | |||
8 | Зарубежная литература. | 8 | 7 | 1 | ||
9 | Итоговый урок | 1 | 1 тест | |||
Всего часов | 70 | 54 | 7 | 5 | 4 |
Раздел III
Содержание тем учебного курса
Введение – 1.Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО– 2 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 час.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА – 1 ЧАС
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 33 часа
Иван Андреевич Крылов – 3 ч. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин – 10 ч. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов – 3 ч. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев – 3 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев – 1 ч. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет – 1 ч. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов – 3 ч. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков – 4 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов – 1 ч.
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 21 час
Александр Степанович Грин – 1ч. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов – 1 ч.Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Михаил Михайлович Пришвин – 5 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне – 1 ч
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев – 3 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин – 3.Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов – 1 ч. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин – 2 ч. Слово о писателе.
Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости.
Фазиль Искандер – 1 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века – 3 ч.
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 часов.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Раздел IV
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
Учащиеся должны уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- использовать различные виды пересказа
- отличать стихи от прозы
Раздел Y
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тема | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
По плану | Фактич. | ||||
Введение | 1ч. | ||||
1 | В дорогу зовущие, или Литература открывает мир | 1 | Стр.3-4 прочитать, стр.5 вопросы 1-3 | ||
Устное народное творчество | 2 | ||||
2 | Календарно-обрядовые песни | 1 | стр.10 вопросы, выразительное чтение | ||
3 | Пословицы и поговорки.ИКТ | 1 | стр.15 вопросы 1-6;записать определение | ||
Из древнерусской литературы | 1ч. | ||||
4 | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». ИКТ | 1 | Пересказ сказания,вопросы 1,2 | ||
Из русской литературы 18 века | 1ч. | ||||
5 | Произведения 18 века. Русская басня. БасняДмитриева«Муха» | 1 | Выразительное чтение, стр.30 вопросы | ||
Из русской литературы XIX века | 33ч. | ||||
6 | И. А. Крылов. Слово о баснописце Басня «Осёл и Соловей». | 1 | Выразительное чтение | ||
7 | Басни А.И. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик». | 1 | Выучить басню наизусть | ||
8 | Вн.ч. И.А. Крылов «Баснописец, каких не было». ИКТ | 1 | Повторить биографию И.А. Крылова | ||
9 | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину». ИКТ | 1 | Выучить стихотворение наизусть | ||
10 | Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта | 1 | Выразительное чтение | ||
11 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» | 1 | Выучить стихотворение наизусть | ||
12 | Двусложные размеры стиха.ИКТ | 1 | Выучить определение двусложных размеров стиха | ||
13 | История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Дружба Троекурова и Дубровского. ИКТ | 1 | Прочитать с.59-88, вопросы к главе 1-6 | ||
14 | Роман Пушкина «Дубровский». История жизни Владимира Дубровского. ИКТ | 1 | Прочитать 7-11, вопросы к главам | ||
15 | Роман Пушкина «Дубровский». Учитель – француз. ИКТ. | 1 | Стр. 148, вопросы к главам 10-19 | ||
16 | Р.р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | 1 | Дописать сочинение | ||
17 | Трагические судьбы Владимира и Маши в романе Пушкина «Дубровский». ИКТ | 1 | Прочитать повесть А.С. Пушкина «Барышня» | ||
18 | Вн.ч.«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка» | 1 | Повторить биографию М.Ю. Лермонтова | ||
19 | М. Ю. ЛермонтовСтихотворение «Тучи».Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. ИКТ | 1 | Выучить стихотворение наизусть | ||
20 | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Темаповерженной красоты | 1 | Выразительное чтение сказания, ответы на вопросы | ||
21 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком...», «Утес», «Листок». ИКТ | 1 | Выучить стихотворение наизусть, прочитать рассказ И.С.Тургенева«Бежин луг» | ||
22 | И.С.Тургенев«Бежин луг».Духовный мир крестьянских детей. ИКТ | 1 | Пересказ историй, выполнить задание 31 | ||
23 | Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» | Выучить отрывок наизусть | |||
24 | Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» ИКТ | 1 | Написать сочинение по рассказу И.С.Тургенева«Бежин луг» | ||
25 | Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева. ИКТ. | 1 | Выучить стихотворение наизусть (по выбору) | ||
26 | Родная природа в стихотворенияхА.А.Фета. | 1 | Выразительное чтение стихов | ||
27 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». ИКТ. | 1 | Стр.225, вопросы 5-8 | ||
28 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова«Железная дорога» | 1 | Выучить отрывок наизусть | ||
29 | В.ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». ИКТ | 1 | Стр.242, вопросы 4-8 | ||
30 | Трехсложные размеры стиха | 1 | Стр.242-244 | ||
31 | Контрольное тестирование по литературе 19 века. | 1 | Прочитать сказ Н.С. Лескова «Левша» | ||
32 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Изображение русского характера. ИКТ | 1 | Стр.292, вопросы 1-6, пересказ эпизода | ||
33 | Народ и власть в сказе Н.С. Лескова « Левша». ИКТ | 1 | Стр.292, вопросы 5-6 | ||
34 | Р.р. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». ИКТ. | 1 | Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» | ||
35 | В.ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | 1 | Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». | ||
36 | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». ИКТ. | 1 | Прочитать рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» | ||
37 | В.ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». | 1 | Читать «маленькие» рассказы А.П. Чехова | ||
38 | Стихи о природе Я.Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого. | 1 | Выучить стихотворение наизусть | ||
Из русской литературы XX века | 21 ч. | ||||
39. | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». Секреты человеческого счастья. ИКТ | 1 | Стр. 28, ответить на вопросы | ||
40. | А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | Стр. 31-37 прочитать, ответить на вопросы с.37 | ||
41. | М.М. Пришвин. Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца».ИКТ | 1 | Прочитать до стр.57 | ||
42. | М.М. Пришвин. ««Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. | 1 | Ответить на вопросы | ||
43. | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тропа Насти. Тропа Митраши. ИКТ | 1 | Выучить отрывок наизусть | ||
44 | Р.р. Контрольное сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. | 1 | Выбрать материал об Антипыче | ||
45 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека-хозяина природы. Смысл названия сказки-были. ИКТ | 1 | Подготовить стихотворение к внеклассному чтению | ||
46 | В.ч. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 1 | Выучить стихотворение наизусть | ||
47 | В.П.Астафьев.Картины быта в рассказе «Конь с розовой гривой».ИКТ | 1 | Стр.105,106 вопросы 1-8, пересказ эпизода | ||
48 | Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Составить словарик диалектных, местных слов | ||
49 | Р.р. Яркость и самобытность героев рассказаВ.П.Астафьева. ИКТ | 1 | Письменный рассказ о героях | ||
50 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».ИКТ | 1 | Стр.147 вопросы, смысл названия рассказа | ||
51 | Роль учительницы в жизни мальчика. Смысл названия рассказа В.Г.Распутина«Уроки французского». ИКТ | 1 | Стр. 149, вопрос 2 | ||
52 | Контрольное тестирование за 3 четверть | 1 | Читать рассказы В.М. Шукшина | ||
53 | Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика. | 1 | Выразительное чтение стихов | ||
54 | «Чудики» В.М. Шукшина. ИКТ | 1 | Стр. 150-151 | ||
55 | Образ странного героя врассказе Шукшина«Срезал». ИКТ | 1 | Стр.165, выразительное чтение по ролям | ||
56 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». ИКТ | 1 | Стр.185, вопросы для самостоятельной работы | ||
57 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения. | 1 | Пересказ статьи, выразительное чтение | ||
58 | Любовь к родной природе в стихах С. Есенина | 1 | Выучить стихотворение наизусть | ||
59 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...».Постижение красоты | Стр.193,вопрос 5, читать выразительно | |||
Из литературы народов России. Обзор | 2 ч | ||||
60 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». | 1 | Стр.198,вопросы 2-4, читать выразительно | ||
61 | Кайсын Кулиев. Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…» | 1 | Вопрос 4, читать выразительно | ||
Из зарубежной литературы | 8 ч | ||||
62 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | Прочитать по подвиги Геракла | ||
63 | Геродот. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки | 1 | Стр.214, вопросы 1-5 | ||
64 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Прочитать Одиссей на острове циклопов» | ||
65 | Вн. чт. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». «Вечный» образ мировой литературы | 1 | Подготовить пересказ одного из приключений Дон Кихота | ||
66 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства и бесчестия | 1 | Выразительное чтение переводов баллады | ||
67 | П.Мериме. Романтизм и реализм вновелле«Маттео Фальконе». | 1 | Стр.277, вопросы 3-6 | ||
68 | Вн.чт. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении. | 1 | Прочитать сказку А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | ||
69 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 1 | Выразительное чтение по ролям эпизодов сказки | ||
70 | 1 | Задание для летнего чтения |
РазделVI
Перечень учебно-методического и электронного обеспечения
Для учащихся:
- Литература. 6 класс;учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.П.Полухина и др./ под ред..Я.Коровиной – М.: изд. «Просвещение», 2013 г.
- Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ... : Дидактический материал по литературе: 5класс. - М.: Просвещение, 2013
- Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. М.: Просвещение, 2011 .
Для учителя:
- Литература. 6 класс;учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост.В.П.Полухина и др./ под ред.В.Я.Коровиной – М.: изд. «Просвещение», 2013
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной.М.:Просвещение, 2008 .
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2011.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах.Практическая методика. Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2012.
- Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе . 6 класс. - Москва. «ВАКО»,2014
- О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе.6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2011.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2011.
- Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др.Литература в 6 кл.:Урок за уроком. – М: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Электронное обеспечение
Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
Презентации к урокам
- Презентация «Пословицы и поговорки»
- Презентация. Грин А.С. «Алые паруса».
- Презентация. Астафьев «Конь с розовой гривой». Заключительный урок.
- Презентация. Виды лирики. Стихотворный размер. Понятие рифмы.
- Презентация. В.М.Шукшин «Срезал»
- Презентация. А.А.Фет. «Роднаяприродав лирике».
- Презентация. А.С.Пушкин «Роман Дубровский» Часть 1.
- Презентация. А.С.Пушкин «Роман Дубровский» Часть 2.
- Презентация. Жизнь и творчество А.С.Пушкина
- Презентация. Тест Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Презентация. М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
- Презентация. Лесков «Левша».
- Презентация. Царскосельский лицей.
- Презентация. Некрасов «Железная дорога».
- Презентация. Распутин «Уроки французского».
- Презентация. «Сказание о белгородском киселе».
- Презентация. Слово о декабристах. Поэма Некрасова «Дедушка».
Восстание декабристов (№ 6)
- Презентация. Тест. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
- Презентация. Тест по лирике Лермонтова.
- Презентация. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»
- Презентация. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Бежин луг»).
- Презентация. Презентация. Ф.И.Тютчев «Родная природа в лирике».
- Презентация. Крылов. Урок внеклассного чтения.
- Презентация. Астафьев «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев.
- Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны
Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...
Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».
С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе необходимо использовать индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках, что будет способс...
Внеклассное мероприятие по теме "Татарстан - 2030: мой вклад в будущее республики" Мингазова Елена Викторовна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ "СОШ №2" НМР РТ
Внеклассное мероприятие по теме "Татарстан - 2030: мой вклад в будущее республики" Мингазова Елена Викторовна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ "СО...
Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по родному русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....