Материалы к теме "Причастие"
методическая разработка (6 класс) на тему

Ресурс содержит комплекс  ЭОР по теме "Причастие", презентации к урокам по причастию, электронные тесты-тренажеры

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЧАСТИЕ…

Слайд 2

Девочка, наряжающая елку

Слайд 3

Елка, наряженная девочкой

Слайд 4

Дед Мороз, подаривший подарки

Слайд 5

Подарки, подаренные Дедом Морозом

Слайд 6

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 7

СЪЕДЕННАЯ КОТОМ ВЕТЧИНА СЪЕВШИЙ ВЕТЧИНУ КОТ КИДАЮЩИЙСЯ НА ЛЮДЕЙ ЗВЕРЬ ПОЙМАННЫЙ В МОРЕ ОСЬМИНОГ КИДАЕМЫЙ ПО КРУГУ МЯЧ ВИДИМЫЙ МНОЮ ПРЕДМЕТ СМОТРЯЩИЙ МАЛЬЧИК ЧЕЛОВЕК, НЕСШИЙ СУМКУ ОПАВШИЕ С ТОПОЛЯ ЛИСТЬЯ РАСКОЛОТОЕ ПОЛЕНО

Слайд 8

причастия действительные страдательные

Слайд 9

«Найди домик причастию» Выделенное слово, расколотый орех, сомневающийся читатель, забиваемый гвоздь, выросший цветок, размешанный раствор, лающая собака, погрузившийся в воду человек

Слайд 10

Действительные ПК Страдательные сомневающийся читатель Выделенное слово выросший цветок расколотый орех лающая собака забиваемый гвоздь погрузившийся в воду человек размешанный раствор

Слайд 11

причастие Действительное С традательное (действие выполняет сам предмет) (предмет испытывает действие на себе со стороны) Суффиксы -вш-, - ш- Суффиксы -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) Суффиксы -нн-, -т- Суффиксфы -ем-,-ом-,-им-

Слайд 13

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

                                                  Фрагмент урока

                / в рамках общешкольного конкурса «Профессионал»/

по использованию одной или нескольких  педагогических технологий /

ТЕМА:  Действительные и страдательные причастия

Цели занятия:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Педагогические технологии, используемые на занятии:

  1. Технология  проблемного обучения. 
    Проблемные вопросы и ситуации помогают школьникам самостоятельно  выйти на тему, самостоятельно раскрыть понятие "действительные" и "страдательные причастия и сформулировать правило, формируют умение различать данные группы причастий.

Роль учителя- направляюще-корректирующая.

/Преимущества технологии : 1) развивает критическое мышление учащихся; 2) обеспечивает системно-деятельностный подход учащихся при освоении материала; 3) формирует и развивает коммуникативные, личностные   и познавательные УУД; 4)  дает возможность использования практически  всех форм работы, в том числе индивидуальной, парной, групповой./

  1. Технология тематических физкультминуток.

Упражнения выполняются учащимися не  произвольно , а с учетом  определения разрядов причастий.  /Идет отработка усвоения материала на слух  и расслабление определенных категорий мышц/.

                                            - 2 -

  1. Технология использования мультимедийных ресурсов в форме презентации  PowerPoint -  13  слайдов.

/Презентация – это более красочная  и информативная  подача материала, а значит – более качественное освоение и усвоение темы/.

  1. Игровая технология .

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

Оценка работы: оценочный лист с заданиями, куда проставляются баллы.

                                  Фрагмент урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, так  как он будет идти не 40, а 20 минут.  А что можно сделать за 20 минут? ( повторить пройденное, изучить новое). А что интереснее: повторять или изучать новое? Почему?  …… Вот и сегодня мы попытаемся изучить новый материал причастию   ( слайд № 1).

  1. Проблемная ситуация:

У нас стоит  в кабинете красивая елка. Но на ней не хватает  нескольких шаров, дождя, мишуры. Кристина нам поможет все это надеть. Что делает Кристина? (Наряжает елку).

А как будет называться девочка, которая наряжает елку? ( наряжающая девочка) – слайды № 2,3.

Если елку уже нарядили. Как будет называться такая елка? ( наряженная).

Пришел Дед Мороз  и подарил вам подарки, например, елочки. Как будет называться Дед Мороз? ( подаривший). А елочки, которые вам подарили? ( подаренные елочки) – слайды № 4,5.

Запишите полученные словосочетания и подчеркните причастия.

наряжающая девочка

наряженная елка

подаривший Дед мороз

подаренные елочки

                  - 3 -

  1. Актуализация знаний:

- Сравните причастия в каждой тематической паре. Чем они различаются?                                      

( предпол. ответы:  в каждой паре есть причастие, где предмет сам совершает действия, и причастие, где предмет испытывает действие со стороны).

-  Дело в том, что в русском языке  есть так называемые действительные и страдательные причастия( СЛАЙД № 6 ).  Внимательно проанализировав их названия, а также то, что вы уже сказали, попытайтесь определить разряд у написанных причастий: каждая группа на шарах, которые висят на елочках ( у каждой группы своя елочка), указать номера причастий: на синих шарах – цифры дейст., на красных-цифры страдат.

-  Объясните , как вы понимаете  данные названия причастий и чем вы руководствовались?

                     IV.  Первичное закрепление:

  1. Устная разминка «Объясни меня» ( индивидуальная работа по цепочке). По заданной схеме каждый учащийся объясняет суть причастия и определяет его разряд – слайд № 7
  2. А если трудно определить, кто совершает действия, на что еще можно ориентироваться при определении разрядов? ( на суффиксы).

- Давайте попытаемся определить суффиксы дейст. и страд. причастий.

( работа в группах)

Проверяем себя по слайду – слайд № 8

  1. Письменная разминка( тест) «Найди мой домик» - слайды 9, 10(ПК)

( работа в парах с взаимопроверкой)

  1. Разминку-анализ провели, глазками зрительно материал запомнили, а теперь попытаемся определить разряд причастий на слух, причем в форме физминутки:

А) действ. – две руки,   страд. – одна рука;

Б)  действ. – голову вправо, страд. – голову влево.

                                             - 4 -

5.  Составление алгоритма. ( слайд 11)

- Представьте, что ваш одноклассник заболел и пропустил урок, вам нужно рассказать ему правило, составьте алгоритм ответа, чтобы не забыть важную информацию.

6. Поиграем в мяч «Ты-мне, я – тебе»: задайте друг другу вопросы по данной теме.

Раздаточный материал

  1. Елочка с шарами
  2. Оценочный лист
  3. Листы под алгоритмы



Предварительный просмотр:

              Оценочный лист

  1. Групповая работа «Елочка»

  1. Индивидуальная работа «Цепочка»

  1. Групповая работа «Суффиксы»

  1. Письменный тест (парами)

  1. Групповая работа «Составление алгоритма»

              Оценочный лист

  1. Групповая работа «Елочка»

  1. Индивидуальная работа «Цепочка»

  1. Групповая работа «Суффиксы»

  1. Письменный тест (парами)

  1. Групповая работа «Составление алгоритма»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...