Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literature_10_klass.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: ___________/_____________/ Протокол №_____ от «____»____________20____г | «Согласовано» Заместитель директора по УР «МКОУ Кондинская СОШ»: Кузьмина Э.В. /___________/ «____»____________20____г | «Утверждаю» Директор «МКОУ Кондинская СОШ» Носова Н.Ф. /___________/ Приказ №_____ от «____»____________20____г |
Рабочая программа
по литературе 10 класс
2015 – 2016 учебный год
Составила: Солодякова Ольга Викторовна Кв. категория 1
Г.п. Кондинское
2015
Пояснительная записка
При составление рабочей программы и календарно-тематического планирования использовались нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » (статья 28).
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года, и Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г.№1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312г»., от 1 февраля 2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312г»;
Программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной. Учебник Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету; перечень учебно-методического обеспечения (УМК),(МТО); контрольно-измерительные материалы.
Общая характеристика учебного предмета
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Цели обучения литературе: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Задачи обучения:
- использование теоретико-литературных понятий для более глубокого постижения мастерства писателя; - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; - формирование способности к анализу художественных произведений; - умение пользоваться литературоведческими справочниками, словарями, Интернет-ресурсами и другими источниками информации; - развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся; Место предмета «Литература» в базисном учебном плане На изучение курса отводится 105часов (35 учебных недель) из расчета 3 часа в неделю. Из них на развитие речи 14 часов, на уроки внеклассного чтения 2 часов. Это соответствует базисному учебному плану на 2015 - 2016 учебный год. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.- Выразительное чтение.- Различные виды пересказа.- Заучивание наизусть стихотворных текстов.- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч)
Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.
Поэтические предшественники А.С.Пушкина ( 3 ч )
Г.Р.Державин – величайший лирик 18 века. Жизнь и творческий путь. Творчество В. А. Жуковского первого романтика 19 века. Жизнь и творческий путь поэта. Стихотворения, баллады. К.Н.Батюшков – младший современник Жуковского. Романтизм Батюшкова. Стихотворения.
А.С. Пушкин ( 11 ч.)
А. С. Пушкин – гениальный русский поэт. Основные темы творчества. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка. Создание реалистической трагедии « Борис Годунов». Проблемы народа и власти в трагедии.
М.Ю. Лермонтов ( 12 ч.)
Неповторимый облик лирического героя Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углубленный психологизм лермонтовской лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва». Романтическое и реалистическое в поэзии Лермонтова. Обличение войны в стихотворении «Валерик». Философская глубина и художественное совершенство лирики Лермонтова.
Н.В. Гоголь (9 ч )
Этапы творческого пути писателя. Петербургские повести, их место в художественном мире Гоголя. Сюжет повести «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношения автора к герою. Нравственный смысл повести. Роль фантастических элементов в раскрытии авторского замысла.
И.А. Гончаров (6ч.)
Личность и творчество писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приемы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе. Обломов и Ольга Ильинская; испытание героя любовью. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа.
А.Н. Островский ( 6 ч.)
Личность и творчество писателя. А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. « Тёмное царство» в драме. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Художественное своеобразие пьес Островского.
Драма А. Н. Островского « Бесприданница»
И.С. Тургенев ( 11 ч.)
Судьба писателя. Формирование общественных взглядов Тургенева. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева (на материале произведений, изученных в 5-9 классах). Новый герой 60-х годов - нигилист Базаров. Творческая история романа «Отцы и дети». Споры Базарова и Павла Петровича и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Автор и герой в романе. Сложность позиции Тургенева. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.
Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Ф.И. Тютчев ( 3 ч.)
Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Философская лирика Тютчева (Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать»). Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» и др.
А.А. Фет (3 ч.)
Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Основные мотивы лирики поэта. «Остановленные мгновения» в стихотворениях Фета «Это утро, Радость эта…», «сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…» Характерные особенности лирики Фета, ее новаторские черты.
Н.А. Некрасов ( 6 ч)
Личность и творчество Некрасова. Народные истоки мироощущения поэта. Тема гражданской ответственности поэта Некрасова.( Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом..», «Поэт и гражданин.», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба…». Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.)
«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрена Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешенность вопроса о народной судьбе.
М.Е. Салтыков-Щедрин ( 2 ч.)
Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города». Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России. Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России. Сказки писателя – синтез его творчества.
Л.Н. Толстой ( 13 ч.)
Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве. Политические и философские взгляды. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Семья Курагиных на страницах романа. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07 годов. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе князя Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа. Смысл названия.
Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Ф.М. Достоевский ( 8 ч.)
Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение. Атмосфера 60-х годов и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербург Достоевского, «униженные и оскорбленные» в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Раскольников и « сильные мира сего». Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.
Н. С. Лесков ( 2 ч.)
Самобытность таланта и особенность идейной позиции Лескова. Пестрота русского мира в хронике Лескова «Очарованный странник». Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.
А.П. Чехов ( 5 ч.)
Литература и общественно-политическая жизнь России в 80 – 90 годы 19 века. Личность А. П. Чехова, этапы его творчества. Особенности его художественного мироощущения. Борьба живого и мертвого в рассказах Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Тема гибели души в « маленькой трилогии». Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Система персонажей в пьесе, авторское отношение к героям. Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям. Черты «новой драмы» А.П. Чехова в пьесе «Вишневый сад».
Зарубежная литература (3 ч )
И.В.Гёте «Фауст», О.Бальзак «Гобсек»
Итоговый урок (1 ч )
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
Учебно-тематический план
Раздел | Всего часов | Уроков развития речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | ||
Поэтические предшественники А.С.Пушкина | 3 | ||
Русская литература 19 в. А. С. Пушкин | 11 | 1 | |
М. Ю. Лермонтов | 12 | 3 | |
Н. В. Гоголь | 9 | 2 | 1 |
И. А.Гончаров | 6 | 1 | |
А. Н.Островский | 6 | ||
И. С.Тургенев | 11 | 2 | |
Поэты 2 половины 19 века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет) | 6 | ||
Н. А. Некрасов | 6 | 1 | |
М. Е.Салтыков-Щедрин | 2 | 1 | |
Л. Н. Толстой | 13 | 2 | |
Ф.М.Достоевский | 8 | 1 | |
Н. С. Лесков | 2 | ||
А. П. Чехов | 5 | ||
Зарубежная литература | 3 | ||
Заключительный урок | 1 | ||
105 | 14 | 2 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | Корр-ка | Основные понятия |
1 | Введение | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 1 | 2.09 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | |
2 3 4 | Поэтические предшественники А.С.Пушкина | Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков | 3 | 2.09 4.09 9.09 | Творчество Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова | |
5 | А. С. Пушкин | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание | 1 | 9.09 | Гуманизм и философская глубин лирики. | |
6 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок | 1 | 11.09 | Основные мотивы, «вечные темы», романтическая лирика. | ||
7 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 | 16.09 | Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта | ||
8 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | 1 | 16.09 | Стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | ||
9 | Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти | 1 | 18.09 | Нравственно-философская проблематика стихотворений | ||
10 | Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | 23.09 | Приемы создания образов в поэме. Конфликт личности и государства. | ||
11 12 | «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного). Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа. | 2 | 23.09 25.09 | Основные мотивы, жанрово-композици- онные особенности романа А.С.Пушкина. | ||
13 14 | Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Образ автора и его роль в романе | 2 | 30.09 30.09 | Пушкинский идеал женщины. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | ||
15 | РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина | 1 | 2.10 | Частное и общее, идейно-тематический анализ, сравнительная психологическая характеристика героев. | ||
16 | М. Ю. Лермонтов | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира | 1 | 2.10 | Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. (Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина») | |
17 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | 7.10 | Приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. | ||
18 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины | 1 | 7.10 | Философские мотивы лирики | ||
19 | Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова | 1 | 9.10 | Соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова | ||
20 | Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 | 9.10 | Знать демонические мотивы в лирике поэта. Нравственно-философские проблемы | ||
21 22 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного. Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч» | 2 | 14.10 14.10 | Романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности | ||
23 24 | Дружба в жизни Печорина. Любовь в жизни Печорина | 2 | 16.10 21.10 | Социально-психологический и философский роман | ||
25 | РР Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова | 1 | 21.10 | Элементы анализа лирического стихотворения. | ||
27 27 | РР Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | 2 | 23.10 28.10 | |||
28 | Н.В.Гоголь | Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести. Обзор. | 1 | 28.10 | Факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. | |
29 | РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 | 30.10 | Особенности стиля и манеры писателя. | ||
30 | 2 четверть | Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести | 1 | 11.11 | ||
31 32 | Н.В.Гоголь «Мертвые души» Смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного) | 2 | 11.11 13.11 | Жанр поэмы, композиция, значение образа автора, проблематика произведения. | ||
33 34 | Образы помещиков в поэме «Мертвые души» | 2 | 18.11 18.11 | Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы | ||
35 36 | РР Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 2 | 20.11 25.11 | |||
37 | И.А.Гончарова. | Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» | 1 | 25.11 | Факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственная проблематика романа. | |
38 | Обломов — «коренной народный наш тип». | 1 | 27.11 | Понятия «типичный герой», «диалектика», сложность и противоречивость характера | ||
39 40 | Герои романа в их отношении к Обломову. «Обломов» как роман о любви | 2 | 2.12 2.12 | Сравнительная характеристика героев. | ||
41 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | 4.12 | Понятие «обломовщина», признаки явления в жизни и в романе. | ||
42 | РР Сочинение по роману «Обломов» | 1 | 9.12 | |||
43 | А.Н.Островский | Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга | 1 | 9.12 | Основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра. | |
44 | История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» | 1 | 11.12 | История создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. | ||
45 | Мы идем по городу Калинову | 1 | 16.12 | Законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Средства характеристики персонажа (речь, ремарка) | ||
46 | Протест Катерины против «темного царства» | 1 | 16.12 | Законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. | ||
47 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 1 | 18.12 | Словесная символика драмы, литературная критика. | ||
48 | Вн.чт. Любовь в пьесах Островского | 1 | 23.12 | |||
49 | И.С.Тургенев | Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. | 1 | 23.12 | Личность и судьба писателя, стиль писателя. | |
50 | История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. | 1 | 25.12 | Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной России. | ||
51 | 3 четверть | Базаров — герой своего времени | 1 | 13.01 | Понятие духовный конфликт. Психологические портреты героев. | |
52 53 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 2 | 13.01 15.01 | Понятия конфликт, идеологический конфликт. | ||
54 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | 20.01 | Жизненная позиция Базарова, как проходит герой путь испытания любовью. | ||
55 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 1 | 20.01 | Особенности анализа эпизода в произведении. | ||
56 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | 1 | 22.01 | Позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. | ||
57 58 | РР Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» | 2 | 27.01 27.01 | Споры вокруг романа Умение писать сочинение на литературную тему | ||
59 | Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева | 1 | 29.01 | Основные теоретико-литературные понятия, умение объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. | ||
60 | Ф.И.Тютчева | Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта | 1 | 3.02 | Романтическая литература второй половины 19 века, эстетическая концепция «чистого искусства». | |
61 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева | 1 | 3.02 | Разнообразие тематики стихотворений поэта | ||
62 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»), | 1 | 5.02 | Разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. | ||
63 | А.А.Фета | Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы | 1 | 10.02 | Факты биографии поэта. Философский характер поэзии | |
64 | Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). | 1 | 10.02 | Стихотворения о любви. Гармония и музыкальность поэтической речи. | ||
65 | РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | 12.02 | Сопоставительный анализ стихов поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля. | ||
66 | Н. А. Некрасов | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…») | 1 | 16.02 | Биография Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. | |
67 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») | 1 | 17.02 | Основные мотивы лирики, новаторство поэта. | ||
68 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…») | 1 | 17.02 | Суждения поэта о поэтическом труде. | ||
69 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 | 18.02 | История создания поэмы, ее содержание и композиция, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | ||
70 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | 19.02 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | ||
71 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы | 1 | 24.02 | Образы обиженных людей и народных заступников в поэме. | ||
72 | М. Е. Салтыкова-Щедрина | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок | 1 | 24.02 | Факты биографии писателя, особенности жанра, проблематика и поэтика сказок. | |
73 | Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | 26.02 | Представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. Образы градоначальников. | ||
74 | Л.Н.Толстого | Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути | 1 | 2.03 | Основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. | |
75 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | 1 | 2.03 | Историческая основа рассказов, их патриотический смысл. | ||
76 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра | 1 | 4.03 | Историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. | ||
77 | Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | 9.03 | Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя, путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. | ||
78 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | 9.03 | Особенности изображения женских образов в романе, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. | ||
79 | Семья Ростовых и семья Болконских | 1 | 11.03 | «Мысль семейная в романе». Отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. | ||
80 | Тема народа в романе «Война и мир» | 1 | 16.03 | Понятие «народная война». | ||
81 | Кутузов и Наполеон | 1 | 16.03 | Антитеза как центральный композиционный приём. Сопоставительная характеристика | ||
82 83 | 4 четверть | Истинное и ложное в романе «Война и мир» | 2 | 18.03 30.03 | Проблемы истинного и ложного героизма в романе. | |
84 | Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения | 1 | 30.03 | «Эпилог» как гуманистический пафос произведения. | ||
85 86 | РР Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 2 | 1.04 6.04 | Умение писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе. | ||
87 | Ф.М.Достоевский | Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя | 1 | 6.04 | Основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. | |
88 | Петербург Ф.М.Достоевского | 1 | 8.04 | Особенности изображения Петербурга в романе, прием контраста. | ||
89 | История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» | 1 | 13.04 | История создания романа, тематика, проблематика, идейное содержание и композиция романа. | ||
90 | Теория Раскольникова и истоки его бунта | 1 | 13.04 | Социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. | ||
91 | «Двойники» Раскольникова | 1 | 15.04 | «Двойники» Раскольникова: Лужин и Свидригайлов | ||
92 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе | 1 | 20.04 | Место Раскольникова в системе образов романа, место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. | ||
93 | Эпилог романа | 1 | 20.04 | Полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. | ||
94 | РР Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | 22.04 | Умение писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа | ||
95 96 | Н.С.Лескова | Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. | 2 | 27.04 27.04 | Факты биографии писателя, его творческий путь, манера. Художественное своеобразие повести | |
97 | А.П.Чехова. | Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. | 1 | 29.04 | Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) | |
98 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
| 1 | 4.05 | Проблематика истинных и ложных ценностей, принцип нисходящего развития личности. | ||
99 | Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда | 1
| 4.05 | Особенности драматургии Чехова. Жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. | ||
100 | Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» | 1 | 6.05 | Своеобразие чеховского стиля в драматургии | ||
101 | Контрольная работа по русской литературе | 1 | 11.05 | Основные теоретико-литературные понятия | ||
102 | Зарубежная литература. | Уильям Шекспир «Гамлет | 1 | 13.05 | Трагедия как драматический жанр | |
103 | И.В.Гете «Фауст» | 1 | 18.05 | Характеристика особенностей эпохи Просвещения | ||
104 | Оноре де Бальзак «Гобсек» | 1 | 18.05 | Ростовщик Гобсек – социальный портрет буржуазии | ||
105 | Итоговый урок | Нравственные уроки русской литературы XIX века | 1 | 25.05 |
Требования к знаниям и умениям учащихся
К концу учебного года десятиклассники должны
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.
уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Программное и учебно-методическое оснащение
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9 для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008. 2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008 4. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003. 5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003. 6. О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе 9 класс. Изд-во «Экзамен» М.-2005
7. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
8. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
9. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Контроль уровня обученности
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе — 400—500 слов.
Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений в 10 классе - 4,0 – 5, 0 страниц.
Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся по основным темам программы. Задания, составленные на основе учебника литературы, обеспечивают простоту проверки ответов учеников и позволяют выявить пробелы в их знаниях, что дает возможность учителю заострить внимание учащихся именно на этих пробелах.
Учащимся предлагается 3 варианта заданий: 1 и 2 варианты примерно одинаковой трудности, 3 – повышенной. Некоторые тесты содержат дополнительные задания, Выполняют их те учащиеся, которые раньше других справились с обязательными вопросами.Работа рассчитана на 20—30 минут (в зависимости от объема теста и подготовленности ребят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....