Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Солодякова Ольга Викторовна

Рабочая программа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literature_10_klass.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

___________/_____________/

Протокол №_____ от

«____»____________20____г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

«МКОУ Кондинская СОШ»:

Кузьмина Э.В. /___________/

«____»____________20____г

«Утверждаю»

Директор «МКОУ Кондинская СОШ»

Носова Н.Ф. /___________/

Приказ  №_____ от

«____»____________20____г

             

                                                       Рабочая программа

                             по литературе 10 класс

                              2015 – 2016 учебный год

                                                                 

                                                                         Составила: Солодякова Ольга Викторовна                                                                                                                                                                                                       Кв. категория  1

                                  Г.п. Кондинское

                                                         2015                                                                                        

Пояснительная записка

            При составление рабочей программы и календарно-тематического планирования использовались нормативные документы:

Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации » (статья 28).

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года, и Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года с учетом изменений,  внесенных приказами Министерства   образования и науки РФ от 3 июня 2011г.№1994  «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для  образовательных  учреждений РФ, реализующих  программы  общего образования,  утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312г»., от 1 февраля  2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для  образовательных  учреждений РФ, реализующих  программы  общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312г»;

             Программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной. Учебник  Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

             Структура документа

            Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету; перечень учебно-методического обеспечения (УМК),(МТО); контрольно-измерительные материалы.

             Общая характеристика учебного предмета

            В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Цели обучения литературе:                                                                                                                               воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                                                             развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.                                                        Задачи обучения:

- использование теоретико-литературных понятий для более глубокого постижения мастерства писателя;                                                                                                                                                                               - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;                                                                                                                  - формирование способности к анализу художественных произведений;                                                                - умение пользоваться литературоведческими справочниками, словарями, Интернет-ресурсами и другими источниками информации;                                                                                                                                   -  развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
                                                          Место предмета «Литература» в базисном учебном плане                                                                                  На изучение курса отводится 105часов  (35 учебных недель) из расчета 3 часа в неделю.  Из них на развитие речи 14 часов, на уроки внеклассного чтения 2 часов. Это соответствует базисному учебному плану на 2015 - 2016 учебный год.                                                                                                     Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:                                                                             Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:                                                                         -  Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.-  Выразительное чтение.-  Различные виды пересказа.-  Заучивание наизусть стихотворных текстов.-  Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.-  Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.-  Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.  -  Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.-  Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

Введение (1ч)

Русская литература в контексте  мировой культуры. Основные  темы и проблемы русской литературы 19 века.

Поэтические предшественники А.С.Пушкина ( 3 ч )

Г.Р.Державин – величайший лирик 18 века. Жизнь и творческий путь. Творчество В. А. Жуковского первого романтика 19 века. Жизнь и творческий путь поэта. Стихотворения, баллады. К.Н.Батюшков – младший современник Жуковского. Романтизм Батюшкова. Стихотворения.

А.С. Пушкин ( 11 ч.)

А. С. Пушкин – гениальный русский поэт. Основные темы творчества. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка. Создание реалистической трагедии « Борис Годунов». Проблемы народа и власти в трагедии.

М.Ю. Лермонтов ( 12 ч.)

Неповторимый облик лирического героя Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углубленный психологизм лермонтовской лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва».  Романтическое и реалистическое в поэзии Лермонтова. Обличение войны в стихотворении «Валерик».   Философская глубина и художественное совершенство лирики Лермонтова.

Н.В. Гоголь (9 ч )

Этапы творческого пути писателя.  Петербургские повести, их место в художественном мире Гоголя. Сюжет повести «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношения автора к герою. Нравственный смысл повести. Роль фантастических элементов в раскрытии авторского замысла.  

И.А. Гончаров (6ч.)

Личность и творчество писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приемы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе. Обломов и Ольга Ильинская; испытание героя любовью. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа.

 

А.Н. Островский ( 6 ч.)

      Личность и творчество писателя. А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. « Тёмное царство» в драме. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Художественное своеобразие пьес  Островского.

     Драма А. Н. Островского « Бесприданница»

И.С. Тургенев ( 11 ч.)

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов Тургенева. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева  (на материале произведений, изученных в 5-9 классах). Новый герой 60-х годов - нигилист Базаров. Творческая история романа «Отцы и дети».  Споры Базарова и Павла Петровича и конфликт поколений в романе.  Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников.  Автор и герой в романе. Сложность позиции Тургенева. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.

Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».    

Ф.И. Тютчев ( 3 ч.)

Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики.  Философская лирика Тютчева (Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать»). Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» и др.  

А.А. Фет (3 ч.)

Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Основные мотивы лирики поэта. «Остановленные мгновения» в стихотворениях Фета «Это утро, Радость эта…», «сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…» Характерные особенности лирики Фета, ее новаторские черты.

Н.А. Некрасов ( 6 ч)

Личность и творчество Некрасова. Народные истоки мироощущения поэта. Тема  гражданской ответственности поэта Некрасова.( Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом..», «Поэт и гражданин.», «Элегия», «О Муза!  я у двери гроба…». Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.)

«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме. Изменение крестьянских представлений о счастье.         Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрена Тимофеевна.         Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешенность вопроса о народной судьбе.

М.Е. Салтыков-Щедрин ( 2 ч.)

Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города».  Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России. Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России. Сказки писателя – синтез его творчества.

Л.Н. Толстой ( 13 ч.)

         Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве. Политические и философские взгляды. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения.         Сатирическое изображение большого света в романе. Семья Курагиных на страницах романа. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте     петербургского       общества.         Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство         нравственных         идеалов.    Образ    Наташи  Ростовой.  Изображение    безнравственной сути войны 1805-07 годов. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе князя Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых.         Война 1812 года  в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны.  Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории.          Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев.          Финал романа. Смысл названия.

Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Ф.М. Достоевский ( 8 ч.)

        Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение. Атмосфера 60-х годов и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербург Достоевского,  «униженные и оскорбленные» в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Раскольников и « сильные мира сего». Глубина  психологического анализа в романе. Идея и натура  Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании.  Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь  с почвенническими взглядами писателя.

Н. С. Лесков ( 2 ч.)

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Лескова.  Пестрота русского мира в хронике Лескова «Очарованный странник».  Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.

А.П. Чехов ( 5 ч.)

      Литература и общественно-политическая жизнь России в 80 – 90 годы 19 века. Личность А. П. Чехова, этапы его творчества. Особенности его художественного мироощущения.  Борьба живого и мертвого в рассказах Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Тема гибели души в « маленькой трилогии». Конфликт в пьесе «Вишневый сад».  Система персонажей в пьесе, авторское отношение к героям.  Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев.         Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.         Черты «новой драмы» А.П. Чехова в пьесе «Вишневый сад».

Зарубежная литература (3 ч )

И.В.Гёте «Фауст», О.Бальзак «Гобсек»

Итоговый урок (1 ч )

Нравственные уроки русской литературы 19 века.

Учебно-тематический план

Раздел

Всего часов

Уроков развития речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Поэтические предшественники А.С.Пушкина

           3

Русская литература  19 в.

А. С. Пушкин

11

1

М. Ю. Лермонтов

12

             3

 Н. В. Гоголь

9

             2

             1

 И. А.Гончаров

6

1

А. Н.Островский

6

И. С.Тургенев

11

2

Поэты  2 половины 19 века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет)

6

Н. А. Некрасов  

6

1

 М. Е.Салтыков-Щедрин

2

1

Л. Н. Толстой

13

2

Ф.М.Достоевский

8

1

Н. С. Лесков

2

 А. П. Чехов

5

Зарубежная литература

3

Заключительный урок

1

105

14

2


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

№ урока

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Дата урока

Корр-ка

Основные понятия

1

Введение

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

2.09

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

2

3

4

Поэтические предшественники А.С.Пушкина

Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков

3

2.09

4.09

9.09

Творчество  Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова

5

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание

1

9.09

Гуманизм и философская глубин лирики.

6

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок

1

11.09

Основные мотивы, «вечные темы», романтическая лирика.

7

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

16.09

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

8

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

1

16.09

Стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

9

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

1

18.09

Нравственно-философская проблематика стихотворений

10

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

1

23.09

Приемы создания образов в поэме.

Конфликт личности и государства.

11

12

«Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного). Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа.

2

23.09

25.09

Основные  мотивы, жанрово-композици-

онные особенности романа А.С.Пушкина.

13

14

Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Образ автора и его роль в романе

2

30.09

30.09

Пушкинский идеал женщины. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

15

РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина

1

2.10

Частное и общее, идейно-тематический анализ, сравнительная психологическая характеристика героев.

16

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира

1

2.10

Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. (Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»)

17

Тема жизни и смерти в лирике  М.Ю.Лермонтова

1

7.10

Приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

18

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины

1

7.10

Философские мотивы лирики

19

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

1

9.10

Соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова

20

Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

9.10

Знать демонические мотивы в лирике поэта. Нравственно-философские  проблемы

21

22

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного. Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч»

2

14.10

14.10

Романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности

23

24

Дружба в жизни Печорина. Любовь в жизни Печорина

2

16.10

21.10

Социально-психологический и философский роман

25

РР Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

1

21.10

Элементы анализа лирического стихотворения.

27

27

РР Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

2

23.10

28.10

28

Н.В.Гоголь

Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести. Обзор.

1

28.10

Факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

29

РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

1

30.10

Особенности стиля и манеры писателя.

30

2 четверть

Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести

1

11.11

31

32

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного)

2

11.11

13.11

Жанр поэмы, композиция,

значение образа автора, проблематика произведения.

33

34

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

2

18.11

18.11

Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы

35

36

РР  Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

2

20.11

25.11

37

И.А.Гончарова.

Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

1

25.11

Факты биографии писателя, особенности  композиции, социально-нравственная проблематика романа.

38

Обломов — «коренной народный наш тип».

1

27.11

Понятия «типичный герой», «диалектика», сложность и противоречивость характера  

39

40

Герои романа в их отношении к Обломову. «Обломов» как роман о любви

2

2.12

2.12

Сравнительная характеристика героев.

41

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

4.12

Понятие «обломовщина», признаки явления в жизни и в романе.

42

РР Сочинение по роману «Обломов»

1

9.12

43

А.Н.Островский

Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга

1

9.12

Основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра.

44

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»

1

11.12

История создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия,  конфликт.

45

Мы идем по городу Калинову

1

16.12

Законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Средства характеристики персонажа (речь, ремарка)

46

Протест Катерины против «темного царства»

1

16.12

Законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,

роль религиозности в духовном мире человека.

47

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка  к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1

18.12

Словесная символика драмы, литературная критика.

48

Вн.чт. Любовь в пьесах Островского

1

23.12

49

И.С.Тургенев

Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя.

1

23.12

Личность и судьба писателя, стиль писателя.

50

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

1

25.12

Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной России.

51

3 четверть

Базаров — герой своего времени

1

13.01

Понятие духовный конфликт. Психологические портреты героев.

52

53

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

2

13.01

15.01

Понятия конфликт, идеологический конфликт.

54

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

20.01

Жизненная позиция Базарова, как проходит герой путь испытания любовью.

55

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

1

20.01

Особенности анализа эпизода в произведении.

56

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

1

22.01

Позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.

57

58

РР  Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

2

27.01

27.01

Споры вокруг романа

Умение писать сочинение на литературную тему

59

Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

1

29.01

Основные теоретико-литературные понятия, умение объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

60

Ф.И.Тютчева

Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта

1

3.02

Романтическая литература второй половины 19 века,  эстетическая концепция «чистого искусства».

61

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева

1

3.02

Разнообразие тематики стихотворений поэта

62

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),

1

5.02

Разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

63

А.А.Фета

Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы

1

10.02

Факты биографии поэта. Философский характер поэзии

64

Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»).

1

10.02

Стихотворения о любви. Гармония и музыкальность поэтической речи.

65

РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

12.02

Сопоставительный анализ стихов поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля.

66

Н. А. Некрасов

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)

Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)

1

16.02

Биография Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

67

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)

1

17.02

Основные мотивы лирики, новаторство поэта.

68

Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…»)

1

17.02

Суждения поэта о поэтическом труде.

69

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

18.02

История создания поэмы, ее содержание и композиция, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

70

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

19.02

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

71

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы

1

24.02

Образы обиженных людей и народных заступников в поэме.

72

М. Е. Салтыкова-Щедрина

Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок

1

24.02

Факты биографии писателя, особенности жанра, проблематика и поэтика сказок.

73

Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

1

26.02

Представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.

Образы градоначальников.

74

Л.Н.Толстого

Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути

1

2.03

Основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

75

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

1

2.03

Историческая основа рассказов, их патриотический смысл.

76

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

1

4.03

Историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.

77

Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

1

9.03

Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя,

путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

78

Женские образы в романе «Война и мир»

1

9.03

Особенности изображения женских образов в романе, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.

79

Семья Ростовых и семья Болконских

1

11.03

«Мысль семейная в романе».

Отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.

80

Тема народа в романе «Война и мир»

1

16.03

Понятие «народная война».

81

Кутузов и Наполеон

1

16.03

Антитеза как центральный композиционный приём. Сопоставительная характеристика

82

83

4 четверть

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

2

18.03

30.03

Проблемы истинного и ложного героизма в романе.

84

Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения

1

30.03

«Эпилог» как гуманистический пафос произведения.

85

86

РР Сочинение  по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2

1.04

6.04

Умение писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе.

87

Ф.М.Достоевский

Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя

1

6.04

Основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

88

Петербург Ф.М.Достоевского

1

8.04

Особенности изображения Петербурга в романе, прием контраста.

89

История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные»

1

13.04

История создания романа, тематика, проблематика, идейное содержание и композиция романа.

90

Теория Раскольникова и истоки его бунта

1

13.04

Социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.

91

«Двойники» Раскольникова

1

15.04

«Двойники» Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

92

Значение образа Сони Мармеладовой в романе

1

20.04

Место Раскольникова в системе образов романа, место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.

93

Эпилог романа

1

20.04

Полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов.

94

РР Классное сочинение по роману             Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

22.04

Умение писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа

95

96

Н.С.Лескова

Художественный мир Н.С.Лескова. Личность  и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой.

2

27.04

27.04

Факты биографии писателя, его творческий путь, манера. Художественное своеобразие повести

97

А.П.Чехова.

Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества.

1

29.04

Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.)

98

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

 

1

4.05

Проблематика истинных и ложных ценностей,  принцип нисходящего развития личности.

99

Особенности драматургии А.П.Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда

1

 

4.05

Особенности драматургии Чехова.

Жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.

100

Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»

1

6.05

Своеобразие чеховского стиля в драматургии

101

Контрольная работа по русской литературе

1

11.05

Основные теоретико-литературные понятия

102

Зарубежная литература.

Уильям Шекспир «Гамлет

1

13.05

Трагедия как драматический жанр

103

И.В.Гете «Фауст»

1

18.05

Характеристика особенностей эпохи Просвещения

104

Оноре де Бальзак «Гобсек»

1

18.05

Ростовщик Гобсек – социальный портрет буржуазии

105

Итоговый урок

Нравственные уроки русской литературы  XIX века

1

25.05


Требования к знаниям и умениям учащихся

К концу учебного года десятиклассники должны

знать/понимать:                                                                                                                                                образную природу словесного искусства;                                                                                                  содержание изученных литературных произведений;                                                                              основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;                                                   основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;             основные теоретико-литературные понятия.

уметь:                                                                                                                   воспроизводить содержание литературного произведения;                                                                  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);                                                                                                                                                             анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;                                                                                                                                                  соотносить художественную литературу с общественной жизнью;                                                            раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;                                                                                                                                                      выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;                                                                                                          определять род и жанр произведения;                                                                                                       выявлять авторскую позицию;                                                                                                          выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;                                                                                                         аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;                                      писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Программное и учебно-методическое оснащение

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с.
  2. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9 для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  4. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

 

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.                                                                                                                                                                         2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.  Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008                                                                        4.  Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.                                                                                                          5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.                                                                                                                6. О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе 9 класс. Изд-во «Экзамен» М.-2005

7. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

8. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

9. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

Контроль уровня обученности

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения  в 10 классе — 400—500 слов.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений  в 10 классе  - 4,0 – 5, 0 страниц.

Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся  по основным темам программы. Задания, составленные на основе  учебника литературы, обеспечивают простоту проверки ответов учеников и позволяют выявить пробелы в их знаниях, что дает возможность учителю  заострить внимание учащихся именно на этих пробелах.

Учащимся предлагается 3 варианта заданий: 1 и 2 варианты примерно одинаковой трудности, 3 – повышенной. Некоторые тесты содержат дополнительные задания, Выполняют их те учащиеся, которые раньше других справились с обязательными вопросами.Работа рассчитана на 20—30 минут (в зависимости от объема теста и подготовленности ребят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....