Физминутки на уроках коми языка
методическая разработка на тему
Физминутка – «минутка» физических упражнений, направленная на снятие усталости. Учащиеся начальных классов очень быстро утомляются на уроке, поэтому физминутки помогают предупреждению усталости и снятию утомления.
Основные задачи физминутки заключаются в:
· снятии усталости и напряжения;
· внесении эмоционального заряда;
· выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Физминутки на уроках коми языка.
Добрынина Н.В., учитель коми языка
МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара.
Физминутка – «минутка» физических упражнений, направленная на снятие усталости. Учащиеся начальных классов очень быстро утомляются на уроке, поэтому физминутки помогают предупреждению усталости и снятию утомления.
Основные задачи физминутки заключаются в:
- снятии усталости и напряжения;
- внесении эмоционального заряда;
- выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
- Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала;
- для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами;
- упражнения должны быть занимательными и интересными для учащимся, простыми в своем выполнении;
- в физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
- продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
- во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в группах и т.д.
Учитель должен владеть двигательной культурой и образно показывать движения.
В информационных источниках предлагаются различные формы проведения физминутки:
- подвижная игра;
- имитация трудовых действий;
- произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
- физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.
В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" рекомендуется комплекс упражнений физкультурных минуток, комплекс упражнений гимнастики глаз (Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10, ), которые можно проводить на уроках в начальных классах, но я чаще всего провожу двигательно-речевые физминутки.
Двигательно-речевые физминутки. Дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, а это очень важно на уроках коми языка, стимулирует развитие речевых навыков, активизирует память, внимание.
Учащимся очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи.
Двигательно-речевые физминутки для проведения уроков коми языка
с русскоязычными детьми.
Кыдзи Галя чужан лунö Ми пöжалiм тупöсь нань, Тупöсь нань тупöсь нань. Эта судта, эта ляпта, Эта пасьта, эта эттöм. Тупöсь нань тупöсь нань. Кодi мусса, сiйöс босьт. | Öдва, öдва, öдва, öдва, Карусельным мöдöдчис. Сэсся öддзис, öддзис, öддзис, Ньöв моз тöвзьыны кутiс. Öдйö, öдйö, öдйö, öдйö, Öдйö, öдйö котöртам! Лöня, лöня, лöня, лöня, Карусельтö сувтöдам. |
Öтчыд ичöт кöчильяс Петалiсны ворсны. Котралiсны, котралiсны, Гажöдчисны, ворсöдчисны. Сöмын пашкыр коз пу сайын Кöин виччысис нин найöс: - Кöчьясöс ме радейта, Ставнысö öд кутала. | Пöльтам ыджыд гöгрöс гадь, Пöльтам ыджыд гöгрöс гадь, Шуам сылы: «Гадьэн пот!» Гадьным качис вылö, вылö, Сэсся шлыв – усис джодж вылö Да и потiс гора – швач! |
Лэбö катша, лэбö рака. Таво ар пö лоö тшака. Тыр пö тшакöн рас да яг, Кодi ветлас вотны тшак? | Лымёыс сапкö, тöлыс тшапкö, Киö – кепысь, юрö – шапка. Кокö – гынкöм, вылö пась, Ывла вылö петны дась. |
Югдан кадö ичöт черань Садьмис, вöрзис, зiля чеччис, Бергалыштiс, сэсся мелань Шондi югöр кузя лэччис. | Шарик увтö: ув-ув-ув! Мурзик нявзö: няв-няв-няв! Чибук гöрдлö: го-го-го! Чипан котсьö: ко-ко-ко! |
Кекöнач, кекöнач, (хлопаем в ладоши) Шлыв-шлыв-шлыв… (машем руками) Юр вылö пуксим! (руки на голову) | Тэныд кажитчö кö вöчлы тадз! Тэныд кажитчö кö вöчлы тадз! Тэныд кажитчö кö вöчлы И мöд ёртлы петкöдлы Тэныд кажитчö кö вöчлы тадз! |
-Гажаа йöктам ми Тра-та-та, Тра-та-та Йöктöмыс тайö шусьö- Миян лавата. -Менам нырöй ок и бур, А сöседлöн бурджык! -Киыс вöлi? Вöлi! А кокыс вöлi? Эз! Мамыс корö ичöт шырöс Видзöдлвны кымын кад. Шырö мунö часi дорö, Вöрöдыштны гиря рад. Виччысьтöг друг кылö шы | - Кыдзи олам? - Вот тадз!(большой палец правой руки вверх) - Кыдзи мунам? - Вот тадз!(топаем ногами) - А котӧртам? - Вот тадз!(бежим на месте) и с.в. Чужöмö тöв пöльтö, Пуяс сiйö качайтö, Тöлук вылö, вылö, вылö, Пуяс улö, улö, улö. |
Нюр вылын кык пöдруга, Турунвиж кык лягуша. Лягушаяс чеччысны, Мичаа мыссьысны, Кинас хлоп-хлоп, Кокнас топ-топ, - Пуксям, нуöдам урок. | Зарядка вылö шондi корас, Лэптам Ки, кор кылам «раз»! Юр весьтын качайтчöны коръяс, Лэдзям Ки кор кылам «Дас». (Игра на внимание) |
Ыавла вылын шоныд зэр, Ми пилитам ыджыд кер, Öкмыс-дас, öкмыс-дас, Лоас миян пес чипас. | - Ми кык том вок, Зэв пельк вок, - Ме – Гöрд Ныр, - А ме – Лöз ныр. - Кодi öнi котöртас? - Он миянöс повзьöдöй, Ёртъяс öдйö котöотöй! |
Мамлы бура отсалам, Кöлуй асьным песлалам. Шор дорö мунам, Кöлуй пожъалам, Кöв вылö öшлам, Бура уджалам! | Ю дорö котöртам, Копартчам, мыссям, Öтлаын - раз, тайö брасс, Куим –нёль, тайö кроль. Берег вылö петам, Гортö мунам. |
Котöртöны пон да кань, Олöны зэв бура. Понйыс - шань, Каньыс – шань, Быдöн мывкыд юра. | Миян Веня мунö ягö, Корсьны медся чöскыд ягöд. Котöртö сы бöрся пон: - Виччысь менöдона зон! Чöдлач öктö зонка ягын, Туисын зэв уна ягöд. |
Медводз ставным чеччам, Зарядка ми вöчам. Öти, кык – вот тадз! Куим, нёль – вот тадз! Места вылын котралам, Парта дорын чеччалам, Шойччыштам ми бура. Юара миян урöк. | Вöрö Иван мунö, Тшак аддзис уна, Копыртчис, бостiс, Гортас сiйöс косьтiс. |
Физминутки для глаз.
Физминуктки для глаз позволяют не только снять напряжение, но и повторить лексический материал по коми языку.
«Мазi – чушканзi».
По звуковому сигналу «Мазi!» дети смотрят на картинку пчелы. На сигнал «Чушканзi!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
«Ылын – матын».
Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).
«Серпасысьяс».
Учитель показывает фигуры (цифры, буквы), дети «обводят» их глазами.
« Лым чиръяс».
Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках бумажные снежинки, следим глазами за ними. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой вытянутыми руками слева направо.
«Кöкъямысъяс».
Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки (используется демонстрационная таблица). Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.
« Шондi да кымöр»
Дети смотрят на иллюстрацию-тучку в руках учителя . За тучкой солнышко. Тучку убрали, видим солнышко – заморгали. Снова тучка – смотрим и т.д.
«Син лапйöдлыштам».
Учитель показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.
«Чушканзi»
- Зi -зi –зi — лэбö чушканзi .
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.
«Ылын – матын».
Дети держат карандаш в руках, медленно вытягивают руки вперед и подносят обратно карандаш близко к глазам. Следят взглядом за карандашом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42476.jpg)
Рифмовки и физминутки на уроках английского языка.
В статье собраны рифмовки и физминутки, которые я использую на уроках английского языка. Их можно использовать как элемент здоровьесберегающих технологий. Кроме того они помогают решать фонетические з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-87203-1363881479.jpg)
Физминутка на уроке английского языка
Комплекс упражнений, предупреждающий появление переутомления на уроке английского языка, разработан для учащихся 2-6 классов....
музыкальная физминутка на уроке английского языка
песенка-физминутка для урока английского языка в начальной и средней школе...
физминутки на уроках русского языка
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваив...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-358508-1584264072.jpg)
Технологическая карта урока коми языка в соответствии с требованиями ФГОС учителя коми языка МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкар Соколовой Марии Андреевны
Технологическая карта изучения темы «_Вöрса пемöсъяс_»...
Урок коми языка "Старинная коми одежда"
Урок был проведен в 3 классе....