Физминутки на уроках коми языка
методическая разработка на тему

Физминутка – «минутка» физических упражнений, направленная на снятие усталости. Учащиеся начальных классов очень быстро утомляются на уроке, поэтому физминутки помогают предупреждению усталости и снятию утомления.

Основные задачи физминутки заключаются в:

·        снятии усталости и напряжения;

·        внесении эмоционального заряда;

·        выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizminutki_na_urokah_komi_yazyka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Физминутки на уроках коми языка.

Добрынина Н.В., учитель коми языка

   МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара.

        Физминутка – «минутка» физических упражнений, направленная на снятие усталости. Учащиеся начальных классов очень быстро утомляются на уроке, поэтому физминутки помогают предупреждению усталости и снятию утомления.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

  • Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала;
  • для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами;
  • упражнения должны быть занимательными  и интересными для  учащимся, простыми  в своем выполнении;
  • в  физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
  • продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
  • во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах,  в группах и т.д.

Учитель должен владеть двигательной культурой и образно показывать движения.

В информационных источниках предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" рекомендуется  комплекс упражнений физкультурных минуток, комплекс упражнений гимнастики глаз (Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10, ), которые можно проводить на уроках в начальных классах, но я чаще всего провожу двигательно-речевые физминутки.

Двигательно-речевые физминутки. Дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, а это очень важно на уроках коми языка, стимулирует развитие речевых навыков, активизирует память, внимание.

Учащимся очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи.

Двигательно-речевые физминутки  для проведения уроков коми языка

с русскоязычными детьми.

Кыдзи Галя чужан лунö

Ми пöжалiм тупöсь нань,

Тупöсь нань тупöсь нань.

Эта судта, эта ляпта,

Эта пасьта, эта эттöм.

Тупöсь нань тупöсь нань.

Кодi мусса, сiйöс босьт.

Öдва, öдва, öдва, öдва,

Карусельным мöдöдчис.

Сэсся öддзис, öддзис, öддзис,

Ньöв моз тöвзьыны кутiс.

Öдйö, öдйö, öдйö, öдйö,

Öдйö, öдйö котöртам!

Лöня, лöня, лöня, лöня,

Карусельтö сувтöдам.

Öтчыд ичöт кöчильяс

Петалiсны ворсны.

Котралiсны, котралiсны,

Гажöдчисны, ворсöдчисны.

Сöмын пашкыр коз пу сайын

Кöин виччысис нин найöс:

- Кöчьясöс ме радейта,

Ставнысö öд кутала.

Пöльтам ыджыд гöгрöс гадь,

Пöльтам ыджыд гöгрöс гадь,

Шуам сылы: «Гадьэн пот!»

Гадьным качис вылö, вылö,

Сэсся шлыв – усис джодж вылö

Да и потiс гора – швач!

Лэбö катша, лэбö рака.

Таво ар пö лоö тшака.

Тыр пö тшакöн рас да яг,

Кодi ветлас вотны тшак?

Лымёыс сапкö, тöлыс тшапкö,

Киö – кепысь, юрö – шапка.

Кокö – гынкöм, вылö пась,

Ывла вылö петны дась.

Югдан кадö ичöт черань

Садьмис, вöрзис, зiля чеччис,

Бергалыштiс, сэсся мелань

Шондi югöр кузя лэччис.

Шарик увтö: ув-ув-ув!

Мурзик нявзö: няв-няв-няв!

Чибук гöрдлö: го-го-го!

Чипан котсьö: ко-ко-ко!

Кекöнач, кекöнач,

(хлопаем в ладоши)

Шлыв-шлыв-шлыв…

(машем руками)

Юр вылö пуксим! (руки на голову)

Тэныд  кажитчö  кö  вöчлы  тадз!

Тэныд  кажитчö  кö  вöчлы  тадз!

Тэныд  кажитчö  кö  вöчлы

И мöд  ёртлы  петкöдлы

Тэныд  кажитчö  кö  вöчлы  тадз!

-Гажаа  йöктам  ми

Тра-та-та, Тра-та-та

Йöктöмыс  тайö  шусьö-

Миян   лавата.

-Менам  нырöй  ок  и  бур,

А сöседлöн  бурджык!

-Киыс  вöлi? Вöлi! А кокыс вöлi? Эз!

Мамыс корö ичöт шырöс

Видзöдлвны кымын кад.

Шырö мунö часi дорö,

Вöрöдыштны гиря рад.

Виччысьтöг друг кылö шы
Öдйö гортас пышйö шыр.

- Кыдзи олам?

- Вот тадз!(большой палец правой руки вверх)

- Кыдзи мунам?

- Вот тадз!(топаем ногами)

- А котӧртам?

- Вот тадз!(бежим на месте) и с.в.

Чужöмö тöв пöльтö,

Пуяс сiйö качайтö,

Тöлук вылö, вылö, вылö,

Пуяс улö, улö, улö.

Нюр вылын кык пöдруга,

Турунвиж кык лягуша.

Лягушаяс чеччысны,

Мичаа мыссьысны,

Кинас хлоп-хлоп,

Кокнас топ-топ,

- Пуксям, нуöдам урок.

Зарядка вылö шондi корас,

Лэптам Ки, кор кылам «раз»!

Юр весьтын качайтчöны коръяс,

Лэдзям Ки кор кылам «Дас».

(Игра на внимание)

Ыавла вылын шоныд зэр,

Ми пилитам ыджыд кер,

Öкмыс-дас, öкмыс-дас,

Лоас миян пес чипас.

- Ми кык том вок,

Зэв пельк вок,

- Ме – Гöрд Ныр,

- А ме – Лöз ныр.

- Кодi öнi котöртас?

- Он миянöс повзьöдöй,

Ёртъяс öдйö котöотöй!

Мамлы бура отсалам,

Кöлуй асьным песлалам.

Шор дорö мунам,

Кöлуй пожъалам,

Кöв вылö öшлам,

Бура уджалам!

Ю дорö котöртам,

Копартчам, мыссям,

Öтлаын - раз, тайö брасс,

Куим –нёль, тайö кроль.

Берег вылö петам,

Гортö мунам.

Котöртöны пон да кань,

Олöны зэв бура.

Понйыс - шань,

Каньыс – шань,

Быдöн мывкыд юра.

Миян Веня мунö ягö,

Корсьны медся чöскыд ягöд.

Котöртö сы бöрся пон:

- Виччысь менöдона зон!

Чöдлач öктö зонка ягын,

Туисын зэв уна ягöд.

Медводз ставным чеччам,

Зарядка ми вöчам.

Öти, кык – вот тадз!

Куим, нёль – вот тадз!

Места вылын котралам,

Парта дорын чеччалам,

Шойччыштам ми бура.

Юара миян урöк.

Вöрö Иван мунö,

Тшак аддзис уна,

Копыртчис, бостiс,

Гортас сiйöс косьтiс.

Физминутки для глаз.

Физминуктки для глаз  позволяют не только снять напряжение, но и повторить лексический материал по коми языку. 

    «Мазi – чушканзi».

      По звуковому сигналу «Мазi!»  дети смотрят на картинку пчелы.  На сигнал «Чушканзi!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

   «Ылын – матын».

Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).

   «Серпасысьяс».

Учитель  показывает фигуры (цифры, буквы),  дети «обводят» их глазами.

   « Лым чиръяс».

      Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках бумажные снежинки, следим глазами за ними. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой вытянутыми руками слева направо.

«Кöкъямысъяс».

      Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки (используется демонстрационная таблица). Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

 « Шондi да кымöр»   

      Дети смотрят на иллюстрацию-тучку в руках учителя . За тучкой солнышко. Тучку убрали, видим солнышко – заморгали. Снова тучка – смотрим и т.д.     

      «Син лапйöдлыштам».

      Учитель  показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.

   «Чушканзi»     

-   Зi -зi –зi — лэбö чушканзi .

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.

       «Ылын – матын».

       Дети держат карандаш  в руках, медленно вытягивают руки вперед и подносят обратно карандаш  близко к глазам. Следят взглядом за карандашом.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рифмовки и физминутки на уроках английского языка.

В статье собраны рифмовки и физминутки, которые я использую на уроках английского языка. Их можно использовать как элемент здоровьесберегающих технологий. Кроме того они помогают решать фонетические з...

Физминутка на уроке английского языка

Комплекс упражнений, предупреждающий появление переутомления на уроке английского языка, разработан для учащихся 2-6 классов....

музыкальная физминутка на уроке английского языка

песенка-физминутка для урока английского языка в начальной и средней школе...

физминутки на уроках русского языка

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваив...

Урок коми языка "Старинная коми одежда"

Урок был проведен в 3 классе....

физминутка для урока коми языка

интересный вариант для детей...