Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_10_2015.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»

 


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ №1

___________ / Н.Л. Астафьева

Приказ  от________ 2015г. №___

Рабочая программа

 по литературе

(базовый уровень)

10 а класс

Составитель: Баранова Татьяна Николаевна,

учитель первой категории

Котельники городской округ

2015

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), авторской программы по литературе для 5-11 классов Лебедева Ю.В., Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2010г.

        Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 10 класс». В 2 ч. Автор - Лебедев Ю. В. - М.: «Просвещение», 2014.

        Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

        Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание  любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

        Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно- эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

        Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

        Учебная программа 10 класса рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

        

Общая характеристика учебного предмета, курса

        Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

        Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

        Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

        Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

        Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 - 9 класс и 10 - 11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5 - 6 класс, 7 - 8 класс и 9 класс.

        В 10 - 11 классах учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе.

        Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

        В 10 классе представлена русская литература XIX века. Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и другим. Программа последовательно обращает внимание к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

        В 10 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

        В центре анализа — литературный процесс XIX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др. Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории. Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

        Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения

предмета, курса

Результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при

изучении предмета «Литература» являются:

 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской

литературе, к культурам других народов;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

        Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в средней школе

проявляются в:

 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

        Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;

 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. Основное содержание программы.

Название темы

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Литература второй половины XIX века

2

-

2.

Александр Николаевич Островский

8

1

3.

Иван Сергеевич Тургенев

10

1

4.

Николай Гаврилович Чернышевский

2

-

5.

Иван Александрович Гончаров

6

1

6.

Федор Иванович Тютчев

4

-

7.

Афанасий Афанасьевич Фет

4

1

8.

Алексей Константинович Толстой

2

-

9.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

6

-

10.

Николай Алексеевич Некрасов

9

1

11.

Федор Михайлович Достоевский

11

1

12.

Николай Семенович Лесков

4

-

13.

Лев Николаевич Толстой

13

2

14.

Антон Павлович Чехов

7

1

15.

Из зарубежной литературы

4

-

ИТОГО

102

9

 

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

 

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика оТургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

 

Из литературы народов России. КостаХетагуров.Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

 

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

логику развития историко-литературного процесса в XIX веке;

важнейшие литературные направления XIX века;

биографические сведения об изученных писателях;

содержание изученных произведений;

отчётливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

обучающиеся должны уметь:

владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;

при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя

эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым

этапам литературного процесса.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации метапредметной функции, которую литература  выполняет в системе  школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой и интеллектуальной  деятельности и предполагают развитие речемыслительных, аналитических и творческих способностей.

        В процессе изучения  литературы совершенствуются и развиваются следующие

общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования  знаний по литературе в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,  самокоррекцию).

  1. Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование

разделов и тем

Плановые

сроки

прохождения

Скоррект.

сроки

прохождения

1

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века

1 неделя

2

Русская литературная критика второй половины XIX века

1 неделя

И. С. ТУРГЕНЕВ (10+1)

3

«Вся моя биография — в моих сочинениях». 
Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя.

1 неделя

4

«И даль свободного романа…» Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

2 неделя

5

«Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“». Базаров — герой своего времени

2 неделя

6

«Меж ними все рождало споры…» «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

2 неделя

7

Дружба в жизни Базарова. Базаров и его «спутники»

3 неделя

8

«За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе «Отцы и дети»

3 неделя

9

Базаров и его родители

3 неделя

10

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

4 неделя

11

Природа на страницах романа. Композиция романа «Отцы и дети».

4 неделя

12

«Кто ж вам милей: отцы иль дети?»  Споры вокруг романа «Отцы и дети»

4 неделя

13

Обучающее сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

5 неделя

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2)

14

Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество (обзор)

5 неделя

15

Роман "Что делать"и его значение в истории литературы (обзор)

5 неделя

Н.А.Островский (8+1)

16

«Я тружусь всю жизнь». Слово об Островском. Личность и судьба драматурга.

6 неделя

17

«Самое решительное произведение Островского» История создания пьесы, система образов, приемы характеристики героев в пьесе Островского «Гроза».

6 неделя

18

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Экскурсия по городу Калинову.

6 неделя

19

«Такая уж я зародилась горячая».  Катерина в системе образов.

7 неделя

20

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.

7 неделя

21

Трактовка образа Катерины в русской литературной критике

7 неделя

22

«Гроза» - драма или трагедия? Жанровое своеобразие. Смысл названия и символика пьесы.

8 неделя

23

Роль второстепенных персонажей в пьесе.

8 неделя

24

Обучающее сочинение по пьесе Н.А. Островского «Гроза».

8 неделя

И. А. ГОНЧАРОВ (6+1)

25

Очерк жизни и творчества Гончарова.

9 неделя

26

Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова.  История создания. Особенности композиции романа «Обломов»

9 неделя

27

«Наше имя — легион…» Обломов — «коренной народный наш тип».

9 неделя

28

Илья Обломов и  Андрей  Штольц.

10 неделя

29

«Обломов» как роман о любви

10 неделя

30

«Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике

10 неделя

31

Обучающее сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

11 неделя

Ф. И. ТЮТЧЕВ(5)

32

Ф.И. Тютчев. Наследник классицизма и поэт-романтик .Этапы биографии и творчества

11 неделя

33

Основные темы и мотивы творчества Ф. И. Тютчева.
Художественное своеобразие его поэзии

11 неделя

34

Мир природы в поэзии Тютчева

12 неделя

35

Любовная лирика Тютчева.

12 неделя

36

Философская лирика Тютчева.

12 неделя

Н. А. НЕКРАСОВ (9+1)

37

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова.

13 неделя

38

Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова.

13 неделя

39

Образ революционера-демократа  в лирике Некрасова.        

13 неделя

40

Гражданская лирика Некрасова

14 неделя

41

Панаевский цикл.

14 неделя

42

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.

14 неделя

43

Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо». Савелий-богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.

15 неделя

44

Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

15 неделя

45

«Долюшка русская, долюшка женская…»

15 неделя

46

Обучающее сочинение по поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

16 неделя

А. А. ФЕТ (4+1)

47

А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Место поэта в русской поэзии второй половины XIX века.

16 неделя

48

Характерные особенности и основные мотивы лирики Фета

16 неделя

49

Любовная лирика Фета

17 неделя

50

Природа в поэзии Фета

17 неделя

51

Обучающее сочинение

Анализ лирического произведения

17 неделя

А. К. ТОЛСТОЙ (2)

52

Жизненный путь А.К. Толстого.

18 неделя

53

Творчество А.К.Толстого (обзор)

18 неделя

САЛТЫКОВ ЩЕДРИН (6)

54

Очерк жизни и творчества.

18 неделя

55

Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.(«Господа Головлевы», «История одного города»)

19 неделя

56

«Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.

19 неделя

57

Анализ сказки  

19 неделя

58

Анализ сказки

20 неделя

59

Общечеловеческое звучание сказок  Салтыкова-Щедрина

20 неделя

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (11+1)

60

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

20 неделя

61

Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.

21 неделя

62

Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных.

21 неделя

63

Путь к преступлению.

21 неделя

64

Теория Раскольникова о праве сильной личности

22 неделя

65

Преступление Раскольникова

22 неделя

66

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.

22 неделя

67

"Солгал-то он бесподобно, а на натуру не смог рассчитать..."

23 неделя

68

Почему Раскольников сделал явку с повинной?

23 неделя

69

"Правда" Сони Мармеладовой

23 неделя

70

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова.

24 неделя

71

Обучающее сочинение по роману "Преступление и наказание"

24 неделя

Л. Н. Толстой (14+1)

72

Л.Н. Толстой - человек, писатель, мыслитель

24 неделя

73

Роман "Война и мир" - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

25 неделя

74

Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

25 неделя

75

«Род человеческий развивается только в семье». Семьи Болконских, Ростовых, Курагиных.

25 неделя

76

Семья Ростовых.

26 неделя

77

Изображение войны 1805-1807гг.

26 неделя

78

Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского

26 неделя

79

Быт поместного дворянства и "жизнь сердца" героев романа.

27 неделя

80

Отечественная война 1812гю философия войны в романе.

27 неделя

81

«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

27 неделя

82

«Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)

28 неделя

83

Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

28 неделя

84

Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого

28 неделя

85

Эпилог романа

29 неделя

86

Обучающее сочинение по роману "Война и мор"

29 неделя

Н. С. Лесков (4)

87

Художественный мир произведений Лескова

29 неделя

88

"Очарованный странник" Идейно-художественное своеобразие.

30 неделя

89

«Русский человек со всем справится». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

30 неделя

90

«Две Катерины». «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова

30 неделя

А. П. Чехов (7+1)

91

Жизнь и творчество.

31 неделя

92

Трилогия о любви.

31 неделя

93

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

31 неделя

94

«Вишнёвый сад»- драма или комедия?

32 неделя

95

Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.

32 неделя

96

Молодое поколение в пьесе.

32 неделя

97

«Россия- наш сад». Символика названия.

33 неделя

98

Обучающее сочинение по творчеству Чехова.

33 неделя

Зарубежная литература (4)

99

Генрик Ибсен "Кукольный дом"

33 неделя

10

Ги де Мопассан "Ожерелье"

34 неделя

101

Б. Шоу "Пигмалион"

34 неделя

102

Итоговый урок.

34 неделя

Итого 102часа

5. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Лебедев Ю.В., Романова А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2010г.

Учебник

Лебедев Ю.В. русский язык и литература. литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. базовый уровень. В 2 частях/ Ю. В. Лебедев. - М.: Просвещение, 2014.

6. Материально-техническое обеспечение.

1. Компьютер.

2. Проектор.

«СОГЛАСОВАНО»  

Протокол заседания ШМО от «_____» ________2014г. №______.

«СОГЛАСОВАНО»

 Зам. директора по УВР

___________/ ______________  

    подпись                                      ФИО

«_____»         ______________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....