Сибгат Хаким. Родной край
план-конспект урока (8 класс) на тему

Хайруллина Сагира Иршатовна

Аннотация открытого урока  на   тему:  «  Образ родного края  в поэзии Сибгата  Хакима» .  

 План открытого урока предназначается для учителей татарского языка средних школ. Содержит образец  урока татарской литературы.

Цель урока: знакомство со стихотворениями С. Хакима, анализ стихотворения «Судьба», развитие речи учащихся, экологическое воспитание, привитие любви к родной природе.  

На этом уроке учитель  использует  презентацию, созданную  в программе Microsoft Power, содержащей  отрывки из стихотворений поэта, литературные переводы стихотворений на русский язык, сравнение, рисунки.   При использовании таких презентаций в процессе объяснения новой темы    дети  узнают : какой перевод более точный, какие конструкции показались тяжёлыми при переводе, какие слова не перевели. Такую работу можно провести по любому изучаемому  произведению по литературе  .   Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Учитель слишком много информации не дает, презентация соответствует уровню развития детей и не вредит их  здоровью.

Изучение  стихотворений   С. Хакима    имеет большое воспитательное значение. В юном возрасте, когда закладываются устои нравственности, важно почувствовать с помощью трепетного слова художника удивительную красоту  родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, иногда и беззащитность  .В  них  как в зеркале, отражается внутренний мир самого  поэта: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, любовь. Он не только наблюдательный человек, но и талантливый художник, умеет всматриваться в мир, удивляться тому простому, что порой мы не замечаем   .    Поэт хорошо знает родную природу и понимает ее. Он может передать «разговор» птиц, рассказать, как распускаются цветы яблони    , как сирень цветет, как весна наступает, солнце светит, как родник журчит  .   Умение видеть и понимать прекрасное — есть основа нравственности. В основе этих качеств, заложенных в человеке, лежит любовь. Как писал Р. Рождественский, «все начинается с любви». С любви к родителям, отчему дому, к родной земле и к родному краю. С любви, которая способна облагораживать человека, вдохновлять его на творчество, окрылять, спасать от нравственного падения. Нравственное переплетается с умением видеть и понимать красоту, потому что прекрасно всегда то, что несет людям добро. «Красота спасет мир» — эти слова принадлежат Ф. Достоевскому. Да, красота возвышает человека, выдвигает перед ним нравственный идеал. И поэтому в интеллектуальном развитии личности большую роль играет воспитание в ней способности видеть, понимать, переживать прекрасное. На уроке учитель  учит детей любить родной край и беречь  родную природу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_hayrullinoy.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация открытого урока  на   тему:  «  Образ родного края  в поэзии Сибгата  Хакима» .  

 План открытого урока предназначается для учителей татарского языка средних школ. Содержит образец  урока татарской литературы.

Цель урока: знакомство со стихотворениями С. Хакима, анализ стихотворения «Судьба», развитие речи учащихся, экологическое воспитание, привитие любви к родной природе.  

На этом уроке учитель  использует  презентацию, созданную  в программе Microsoft Power, содержащей  отрывки из стихотворений поэта, литературные переводы стихотворений на русский язык, сравнение, рисунки.   При использовании таких презентаций в процессе объяснения новой темы    дети  узнают : какой перевод более точный, какие конструкции показались тяжёлыми при переводе, какие слова не перевели. Такую работу можно провести по любому изучаемому  произведению по литературе  .   Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Учитель слишком много информации не дает, презентация соответствует уровню развития детей и не вредит их  здоровью.

Изучение  стихотворений   С. Хакима    имеет большое воспитательное значение. В юном возрасте, когда закладываются устои нравственности, важно почувствовать с помощью трепетного слова художника удивительную красоту  родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, иногда и беззащитность  .В  них  как в зеркале, отражается внутренний мир самого  поэта: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, любовь. Он не только наблюдательный человек, но и талантливый художник, умеет всматриваться в мир, удивляться тому простому, что порой мы не замечаем   .    Поэт хорошо знает родную природу и понимает ее. Он может передать «разговор» птиц, рассказать, как распускаются цветы яблони    , как сирень цветет, как весна наступает, солнце светит, как родник журчит  .   Умение видеть и понимать прекрасное — есть основа нравственности. В основе этих качеств, заложенных в человеке, лежит любовь. Как писал Р. Рождественский, «все начинается с любви». С любви к родителям, отчему дому, к родной земле и к родному краю. С любви, которая способна облагораживать человека, вдохновлять его на творчество, окрылять, спасать от нравственного падения. Нравственное переплетается с умением видеть и понимать красоту, потому что прекрасно всегда то, что несет людям добро. «Красота спасет мир» — эти слова принадлежат Ф. Достоевскому. Да, красота возвышает человека, выдвигает перед ним нравственный идеал. И поэтому в интеллектуальном развитии личности большую роль играет воспитание в ней способности видеть, понимать, переживать прекрасное. На уроке учитель  учит детей любить родной край и беречь  родную природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...