мастер-класс "Станционный смотритель"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
-Добрый день! Рада видеть вас и надеюсь на сотрудничество в ходе мастер-класса. Слайд 1
Несколько слов об учреждении, которое я представляю. В течение 15 лет я работаю в школе №100, где обучаются дети с церебральным параличом.
Заболевание ограничивает контакты наших учеников с внешним миром. Главный вопрос, который стоит перед всеми педагогами, - это успешная социализация детей-инвалидов в обществе. Поэтому на уроках литературы наряду с глубоким изучением произведения особое внимание уделяется нравственному воспитанию учеников. Некоторые уроки литературы я провожу совместно с психологом, и надеюсь, что они помогают ребенку получить опыт, чтобы выстроить правильные отношения с окружающим миром, в том числе и в своей семье, настоящей и будущей.
Слайд 2
Поэтому произведение А.С.Пушкина «Станционный смотритель» выбрано не случайно. Вечная тема - отношения отцов и детей - рассматривается сначала с точки зрения общечеловеческой (через притчу о блудном сыне, где показано покаяние грешного человека и милосердия Божия к нему), затем через эту притчу мы анализируем отношения героев повести: Дуни и её отца, Самсона Вырина, и, пережив, прочувствовав, получив читательский опыт, решаем, как строить отношения в своей семье.
Предлагаю вам побывать в роли учеников и выполнить индивидуальное задание. Откройте конверт, достаньте карточки. Прочитайте слова (1 человек вслух). Вам надо восстановить пословицы, выбрав одно слово из трех предложенных (родня, семья, дом, …).
С учетом требований ФГОС у ребенка должен быть выбор, возможность высказать свое мнение; возможно, ребенок придумает свой вариант, поэтому используется многоточие.
Слайд 3
Подумайте и покажите свой ответ.
В ______ согласно, так идёт дело прекрасно. В ________, где лад, счастье дорогу не забывает. Вся _________ вместе, так и душа на месте.
А свой вариант у кого-то появился?
- Действительно, семья. Семья объединяет разные поколения, отношения между которыми порой складываются непросто. Об этом размышляли многие писатели, в том числе А.С. Пушкин.
Сформулируем тему урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Мы будем говорить о семье, о взаимоотношениях родителей и детей в повести «Станционный смотритель»).
Слайд 4
-Тема нашего урока (1 человек вслух): «Проблема отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Чтобы сформулировать задачи урока, предлагаю ученикам выполнить проблемное задание с помощью схем.
Слайд 5.
Первая схема. Отцы дети
- Какая задача стоит перед нами? Рассмотреть отношения между отцами и детьми.
Вторая схема.
Отцы дети автор
- Как можно сформулировать вторую задачу?
Определить отношение автора к этой проблеме, узнать, на чьей стороне его симпатии.
Третья схема.
Отцы дети автор я
- Какая еще задача стоит перед нами?
Определить свое отношение к проблеме отцов и детей, поднятой в повести.
Молодцы!
- Для постановки проблемного вопроса используем следующий прием: создаем ассоциативный ряд с опорой на личный опыт учеников.
- Сегодня в центре нашего внимания будет семья Выриных. А какие чувства испытываете вы, когда произносите слово «семья»?
(Любовь, тепло, спокойствие, забота, …).
Далее используем приём цветописи, который поможет ребенку выразить свое отношение к семье.
-Если бы у вас были краски, как бы вы изобразили счастливую семью?
(Ответы. Педагог выбирает круги разных цветов и размещает на доске).
-Посмотрите, какая яркая картинка у нас получилась. Но, к сожалению, не всегда отношения детей и взрослых складываются в семье хорошо. И вот тогда между родными людьми могут возникнуть непонимание, обида, злоба. Какой цвет вы добавили бы тогда в картину?
Темный цвет обычно символизирует зло.
(Педагог размещает круги черного, коричневого цвета на доске).
Какой же вопрос будет в центре нашего внимания?
-Почему возникает непонимание в семье? Кто в этом виноват? Как это избежать? Попробуем разобраться.
Чтобы сделать урок интересным, удержать внимание учеников, воздействовать на различные анализаторы с целью более глубокого осмысления литературного произведения, я использую такие приемы, как работа с иллюстрацией к тексту, видео и аудиозаписи.
Слайд 6.
1 задание. Рассмотрите иллюстрацию и прослушайте аудиозапись. Какие отношения были между отцом и дочерью в повести? Сумел ли это передать художник Мстислав Добужинский? (Любящий отец, заботливая дочь). (Дуня спешит отцу на помощь. Обратите внимание на обстановку и картинки на стене. (Бедная обстановка, картинки с историей блудного сына, есть любовь, забота).
Появление Минского изменило жизнь семьи, Дуня покинула отца. Герой отправляется в Петербург, чтобы вернуть дочь.
Слайд 7.
2 задание. Познакомьтесь с видеофрагментом «Самсон Вырин в доме Минского». Какие чувства вызывает отец?
Просмотр
(Самсон Вырин лишний в богатом доме, одинокий, жалкий, дочь забыла о нем).
Слайд 8.
3 задание. Рассмотрите иллюстрацию «Дуня на могиле отца». У Пушкина всего лишь одна строчка: «Она легла здесь и лежала долго».
Как вы думаете, что чувствует Дуня на могиле отца? Как художник передал её чувства? (Дуня обняла могилу отца, горько плачет).
- Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора? Поднимите руку те, кто считает, что на стороне отца.
Позиция автора неоднозначна. А.С.Пушкин и осуждает, и сочувствует своим героям. Самсон Вырин любит дочь, но не может понять её стремление жить по зову сердца. Он не верит в счастье Дуни, спивается и умирает. Дочь любит отца, но покидает его, причинив ему боль. Раскаявшись, дочь возвращается к отцу, но его уже нет. Но, оставшись дома, героиня не была бы счастлива.
Предлагаю вам разделиться на 2 группы и выполнить творческую работу.
1 группа.
- Какие советы вы могли бы дать отцу? (Надо быть терпеливыми, прощать ошибки, давать больше самостоятельности детям, верить в них, как верит Господь в человека в притче о блудном сыне).
2 группа.
- Какие советы вы могли бы дать дочери? (Дуня могла бы написать письмо отцу, рассказать о своей жизни, попросить прощения, приехать в гости, не забывать об отце).
Заслушать ответы.
- Я вижу, что история взаимоотношений дочери и отца не оставила вас равнодушными. Вы дали замечательные советы как отцам, так и детям. Если их соблюдать, то отношения в семье будут гармоничными, добрыми.
(Убрать черный, коричневый круги с доски).
- Сегодня мы узнали секреты добрых взаимоотношений между детьми и родителями. Надеюсь, что каждый раз, когда возникнут трудности в вашей семье, вы вспомните сегодняшний урок и поступите так, как велит вам сердце.
В заключение хочу поблагодарить вас за отличную работу и подарить на память о нашей встрече небольшие сувениры с пожеланием счастья, мира и добра вам и вашим близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный опрос по повести "Станционный смотритель"(добавлен 05.01.2012)
Письменный опрос позволяет выяснить, как внимательно и вдумчиво ученик работал с текстом художественного произведения...
Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс
Программный вид работы позволяет подготовить учащихся к одному из заданий ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...
Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Предмет: литература Класс: 6а Учебник: «Литература. 6 класс»...
Вопросы к зачету по билетам 8 класс, темы А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Метель", "Станционный смотритель"; Н.В.Гоголь "Ревизор", "Шинель"
Билеты для зачета по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, 8 класс, учебник под ред. В.Г.Маранцмана. Отдельные вопросы повторяются, их можно использовать для проверочных по каждому из произведений от...
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...