Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе В. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_literatura.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)» Под редакцией В.Я.Коровиной 10-е издание.- М.: «Просвещение».
Учебник: Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Романтизм. Сентиментализм.
- Баллада, роман в стихах.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Реализм в художественной литературе.
- Философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения.
В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки-практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.
Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский
. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века-1ч.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 10 |
Из литературы XIX века. | 54 |
Из литературы XX века. | 27 |
Из зарубежной литературы. | 8 |
ИТОГО | 102 |
Количество часов:
Всего – 102, в неделю - 3 часа.
Плановых контрольных уроков - 5
Уроков развития речи - 9, в т. ч. 4 классных, 5 домашних сочинений
Уроков внеклассного чтения - 7
Требования к уровню подготовки девятиклассников
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Информационно-методическое обеспечение
- Учебники Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение.
- Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.
- Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
- «Первое сентября» http://festival.1 september.ru.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во час | Тип урока | Виды учебной деятельности; планируемые результаты | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения
| Прим |
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Тестирование | Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111, Х1Х, ХХ вв | |||
Литература о Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение Фрагменты). | Ответы на вопросы, стр.34 | Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» | |||
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Эвристическая беседа
| Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. | Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» | |||
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; | Ответ на вопрос 8, стр41 | Знать: особенности классицизма как литературного направления | |||
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическое чтение произведения. | Фронтальный опрос класса | Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» | |||
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа Подбор цитат | Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? | Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях | |||
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения | Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. | 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 | Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) | |||
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Наблюдение над «высоким» слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения | 4-е задание, стр.67 | Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности | |||
А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения | Ответить на вопрос 8, стр74 | Знать: жанр путешествия | |||
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | Знать: замысел книги, понятие «подтекст» | |||
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении | Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина | Знать: понятие сентиментализм и его особенности | |||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Комментированное чтение
| Задания по груп- пам-проанализи- ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы | |||
Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения | Подбор цитат, составление плана | Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века | |||
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. «Золотой век» русской литературы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией | Составить тезисы лекции по плану | Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений | |||
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Практикум. | Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос | Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия | |||
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Практикум. | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада | |||
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, видеофильм . | Составление тезисов по плану. | Знать: жизненный путь и творчество писателя | |||
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен | Расставить основ- ные события пьесы в хроноло- гическом поряд- ке. Выписать выражения, став- шие крылатыми | Знать: сюжет и композицию пьесы | |||
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. | Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии | |||
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика | Знать: роль личности автора | |||
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии | Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» | Знать: черты классицизма и реализма в комедии | |||
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» | Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова | Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным | |||
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» | Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта | |||
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение | Составить лекси ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | Знать: смыслообразующие изобразитель но-выразительные средства | |||
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви | Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений | Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви | |||
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений | Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» | Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе | |||
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | Читать «Цыганы» | ||||
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. | Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы | Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности | |||
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. | Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 | Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа | |||
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. | Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора | Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт | |||
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. | Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков | Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) | |||
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов | Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским | Знать: сюжет романа | |||
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Работа с текстом. | Ответы на вопросы | Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни | |||
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Обсуждение проблемных вопросов | Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | Знать: реализм романа; художественные особенности романа | |||
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» | Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях | Знать: язык и стиль романа в оценке критиков | |||
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов | Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы | Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты | |||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений | Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений | Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений | |||
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова | Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии | |||
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение | Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» | Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка | |||
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Анализ стихотворений. | Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» | Знать: основной пафос стихов Лермонтова | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ предисловия | Тесты на знание содержания романа | Знать: особенности композиции романа | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ эпизодов | Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. | Знать: концепция личности | |||
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Знать: психологический портрет героя | |||
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ эпизодов Составление плана | Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике | |||
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Проанализиро- вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | Знать: композиционная функция женских образов | |||
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. | Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина | Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями | |||
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа | Ответы на вопросы | Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» | |||
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы | Викторина по произведениям Гоголя | Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы | |||
Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. | Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. | Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | |||
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) | Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. | Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое | |||
Р.Р. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) | Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | Знать: единство комического и лирического начал | |||
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. | Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) | Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» | |||
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный) | Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. | Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт | |||
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести | Беседа по поставленным вопросам | Знать: традиции изображения «маленького» человека | |||
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. | Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) | Знать: проблемы повести; психологизм повести | ||||
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно- лога в раскрытии души героя | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. | Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание | Знать: осознание героем собственной нравственной позиции | |||
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. | Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа | |||
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ рассказа. | Ответить на вопросы | Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ | |||
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | 1 | Урок развития речи | Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат | Составление плана сочинения | Уметь составлять связное высказывание на тему | |||
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | 1 | Урок внеклассного чтения | Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен- ностей стихотворений Н.Некрасова. Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов» | Выразительное чтение стихотворений | Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества | |||
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, конспектирование | Основные положения лекции | Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений | |||
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ рассказа. | Ответы на вопросы викторины | Знать: биография писателя, текст произведения | |||
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Анализ рассказа, характеристика героев | Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | Знать: композиция рассказа | |||
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». | Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про фессора Преобра женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор | Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика | |||
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести | Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | Знать: проблематика повести | |||
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение рассказа | Ответы на вопросы по теме | Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) | |||
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа | Роль пейзажей и портретных зарисовок | Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя | |||
Внеклассное чтение. | 1 | Внеклассное чтение | Самостоятельная работа, работа в группах. Составление презентации | Творческое сообщение | Знать о жизни и творчестве советских писателей в годы ВОВ | |||
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. | Знать: жизненный путь и основные произведения писателя | ||||
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы | Раскрыть | Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи | |||
Контрольная работа (зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | ЗУН по теме | ||||
Русская поэзия «Серебряного века». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Урок- концерт | Составление тезисов лекции | Умение составлять конспект лекции | |||
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений | Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта | |||
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. | Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов | Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль | |||
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ стихотворения | Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | Знать: сквозные образы в лирике поэта | |||
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. | Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии | |||
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение и анализ стихотворений | Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта | |||
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии | 7-е задание, стр129 | Знать: особенности поэзии Цветаевой | |||
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение | Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте | Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого | |||
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений | Отметить характерные черты ранней лирики | Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы | |||
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений | 4-е задание учебника, стр146 | Знать: судьбу поэта и стихи | |||
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) | Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» | Знать: философская глубина лирики поэта | |||
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры | Знать: основные мотивы творчества | |||
А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…». Проблемы интонации стихов о войне | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение и анализ заявленных стихотворений | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры | Знать: основные мотивы, особенности стиля | |||
92-93 | Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 2 | Уроки внеклассного чтения | Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов | Краткая информация о жизни и творчестве поэтов | Знать: отличительные признаки жанра романс | ||
94 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 1 | Урок контроля | Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему. | ЗУН по теме | |||
95 | Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.
| Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается | Знать: тематика и особенности произведений; Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе | ||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы | Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы | Знать: множественность смыслов поэмы | ||
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). | Фронтальный опрос | Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения | ||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам | Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | Знать: трагедия как драматический жанр | ||
99 | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания | Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля | Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения | ||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Выразительное чтение отрывков | Раскрыть итоговый смысл трагедии | Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература | ||
101 | Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Урок контроля | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы | |||
102 | Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....