РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» 8 КЛАСС
рабочая программа (8 класс) на тему

Есипова Людмила Игоревна

Рабочая  программа по литературе для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта  образования,   Программы  общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования Плавский район

«Волхонщинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей                             зам. директора по УМР                                      директор школы

гуманитарного цикла                                       ------------------------------                                     -------------------------

протокол №   от «   »              2013г.                   «   » сентября 2013 г.                                     «   » сентября 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЛИТЕРАТУРА»

 8 КЛАСС

 Составитель: учитель русского языка и литературы

Есипова Л. И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая  программа по литературе для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта  образования,   Программы  общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2011 год.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в

эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из

основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений

способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Цели и задачи обучения

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Программа по литературе   построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства).  Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения  литературы  остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

 Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 8 класса предусматривает обучение литературе в объеме 70 часов (2 часа в неделю).

Содержание тем учебного курса

                                                            8 класс

                                                                 (70 часов)

Введение. ( 1час). Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.                                               Народные песни (2 часа)                                                                                                                    Для чтения и изучения: «Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве». Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).                                                                                             «Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.                  Для самостоятельного чтения: К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».                                                                                     Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).                                                                                                         Древнерусская литература (4 часа)                                                                                               Для чтения и бесед: «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты).                           «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).                    Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.                                             Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.                                             Русская литература XIX – начала ХХ века (32 ч. + 4ч. + 3ч.) 

 А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина

Для чтения и изучения: «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.                                                                                                Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.                                                                       Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.  Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.                 Для самостоятельного чтения: А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).                                                                                                       

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и изучения:                                                                                                    Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.               «Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).   Для самостоятельного чтения: «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

 Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения: «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.             Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.                                                                                           Для самостоятельного чтения: «Женитьба».

 И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Для чтения и изучения: «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.                                                                                                                                Для самостоятельного чтения: «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

 Л.Н.Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения: «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.             Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.                                                                     Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».

 В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения: «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.                                    «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.              Для самостоятельного чтения: «Мгновение».

И.А.Бунин.

Для чтения и бесед: Лирика и проза писателя.  Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

 М.Горький. Вера писателя в человека.

Для чтения и изучения: «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. «Заветы отца». Смысл сказок Горького.                                                                                                                          Теория литературы: конфликт в художественном произведении.                                    Для самостоятельного чтения: «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии»  (по выбору учащихся).

Литература ХХ века (8 ч. + 2ч. + 1ч.)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. 

 Для чтения и изучения: «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».                                                                               Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения: «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).                             Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.                                      Для самостоятельного чтения: «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).

 А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Для чтения и изучения: «Василий Теркин»  (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).                                       История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.    Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.                                                                                                                                Для самостоятельного чтения: «Василий Теркин» (полный текст).

 В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.                                                                                   «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.              «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?                                         Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).

 Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

Для чтения и бесед: «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».                                     Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

  Из зарубежной литературы (9 ч. +2 ч.)

                                                                         

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге.

Для чтения и бесед: «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.                                                                                  Теория литературы: трагедия.

 М.Сервантес. Слово о писателе.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Календарно-тематическое планирование по литературе             8 класс

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

I.

Введение

2 (2+0)

1-2

Литература как искусство слова.  

Литература и другие виды искусства.

1

1

1-ая учебная неделя

II.

                                                           Народные песни 2(2+0)

3-4

Исторические народные песни как жанр устной народной поэзии.

Лирические народные песни как жанр народной поэзии.

1

1

2-ая учебная неделя

III.

                                                     Древнерусская литература   3 (2+1)

5-6

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

1

1

3-я учебная неделя

7

Вн.чт. «Повесть о Петре и Февронии»

1

4-ая учебная неделя

IV.

                                                     Русская литература ХIX века начала XX века 53 (46+7)

8

А.С.Пушкин. Историческая история повести «Капитанская дочка». Особенности композиции.

1

9-10

Гринев, его роль в произведени, формирование характера и взглядов.

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота.

1

1

5-ая учебная неделя

11-12

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

1

1

6-ая учебная неделя

13-14

Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

1

1

7-ая учебная неделя

15-16

Р.р. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

2

8-ая учебная неделя

17-18

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина».

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы. Лирика.

1

1

9-ая учебная неделя

19-20

Мотивы вольной Кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике Лермонтова.

«Мцыри». Роль пейзажей в поэме.

1

1

10-ая учебная неделя

21-22

«Мцыри». Роль вступления, лирического монолога.

Мцыри – любимый идеал Лермонтова.

2

11-ая учебная неделя

23-24

Р.р. Сочинение по поэме «Мцыри».

2

12-ая учебная неделя

25-26

Анализ сочинения, работа над ошибками.

Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

«Ревизор». Жизненная основа комедии.  Общечеловеческое значение характеров комедии.

1

1

13-ая учебная неделя

27-28

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

2

14-ая учебная неделя

29-30

«Ревизор» в театре и кино.

Р.р. Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор».

1

1

15-ая учебная неделя

31-32

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Женитьба».

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя. Повесть «Ася».

1

1

16-ая учебная неделя

33-34

Образ «тургеневской девушки». Сложность характера Аси.

Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Поэтическая атмосфера повести.

1

1

17-ая учебная неделя

35-36

Вн.чт. И.С.Тургенев. «Три встречи», «Часы», «Андрей Колосов».

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

1

1

18-ая учебная неделя

37-38

«После бала». Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Особенности композиции, автор и рассказчик в произведении.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.

1

1

19-ая учебная неделя

39-40

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе.

1

1

20-ая учебная неделя

41-42

 «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Вн.чт. В.Г.Короленко. «Мгновение».

1

1

21-ая учебная неделя

43-44

М.Горький. Вера писателя в человека. «Песня о Соколе». Символико – аллегорический смысл «Песни».

«Заветы отца». Смысл сказок Горького.

1

1

22-ая учебная неделя

45-46

Вн.чт. М.Горький. «Ма-аленькая», «Страсти-мордасти».

2

23-я учебная неделя

47-48

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Лирика. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека.

2

24-ая учебная неделя

49-50

А.Т. Твардовский. История создания и композиция поэмы «Василий Тёркин».

Тема «большой» и «малой» Родины.

1

1

25-ая учебная неделя

51-52

Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Характеристика героя».

1

1

26-ая учебная неделя

53-54

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя. «Телеграмма». Ёмкость художественного слова.

2

27-ая учебная неделя

55-56

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

1

1

28-ая учебная неделя

57-58

Вн.чт. Рассказы В.М.Шукшина «Волки», «Стенька Разин», «Космос, нервная система и шмат сала» (по выбору учащихся).

Н.Рубцов. Слово о поэте.

1

1

29-ая учебная неделя

59-60

Патриотический характер лирики поэта.

Общественные мотивы, преломляющие в «личном, частном».

2

30-ая учебная неделя

V.

                                                                      Литература эпохи Возрождения 8 (8+0)

61-62

У.Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта» (сцены).

Конфликт чистого сердца и предрассудков.

1

1

31-ая учебная неделя

63-64

Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

2

32-ая учебная неделя

65-66

М. де Сервантес. Слово о писателе.  «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа.

Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

2

33-я учебная неделя

67-70

Систематизация и обобщение изученного.

2

34-35-аыеучебные недели

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы за курс 8 класса ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути классиков;
  • изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа

Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
  • участия в диалоге и дискуссии
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их художественной значимости
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Список литературы

Для учащихся:

  1. Литература,8 класс (под ред. Г.И. Беленького) - М.: «Мнемозина», 2012 г.
  2. Беленький Г.И. «Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  учащихсяся по литературе. 8 кл» – М.: «Мнемозина», 2012 г.
  3. Мещерякова  М. И. «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь» -  Москва: «Рольф», 2011.

Для учителя:

1. Литература в 8 классе: Урок за уроком. / Б.И. Турьянская , Е.В. Комиссарова / – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2011 г.

2. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Л.И. Тарееваи др./– Волгоград: «Учитель», 2010 г.

3. Литература: 8 кл.: Методические советы. / Г.И. Беленький / – М.: «Просвещение», 2011

4. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах./ Н.М. Скоркина/  – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2012

5. Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы. / О.А. Ерёмина/ – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.

6. Поурочные разработки по зарубежной литературе: 5-9 классы. / Н.В. Егорова/ – М.: «ВАКО», 2010 г.

7. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. / И.В. Золотарёва, Т.В. Крысова/ – М.: «ВАКО», 2012

8. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. / Н.В. Егорова / -  М.: «ВАКО», 2012

9. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Н.Н. Оглоблина/ – М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...