Урок - практикум по литературе в 11 классе: обучение ответу на развёрнутый вопрос в формате ЕГЭ
план-конспект урока (11 класс) на тему
Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе на примере стихотворения А. Фета "Сияла ночь, луной был полон сад..."
Цель: отработать умения и навыки старшеклассников по подгтовке заданий в формате ЕГЭ с развёрнутым ответом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_praktikum_11_klass_fet.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-эвристический урок литературы в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы
Каневской МБОУ «Гимназии»
Краснодарского края
Яковенко Наталья Ивановна.
Тема: сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе на примере творчества А. Фета
Цель: особенности модели задания 10 с развёрнутым ответом и подготовка текста на основе формулировки задания.
Ход выступления.
1.Особенность задания 10 в формате ЕГЭ. (Слайд 2). Особенность задания в том, что оно имеет двухчастную структуру: в первой части - основной вопрос, во второй – вопрос на знание других произведений, то есть литературного контекста. Понятие литературный контекст включает в себя:
- знание содержания и художественных особенностей произведения;
- знание эпохи, в которую жил и творил поэт;
- знание главной авторской идеи лирического произведения;
- представление об особенностях творческой манеры поэта;
- знание традиций и примеры новаторства в русской литературе.
(Слайд3). Самое главное – уметь использовать эти знания на практике. Первый шаг – изучить основы работы эксперта с ответами на вопрос С4. Переведём эту таблицу на понятный для выпускника «язык».
Итак, чтобы получить максимальный балл, учащийся должен:
- Понять особенности задания
- написать ответ на вопрос
- назвать два произведения, их авторов
- сопоставить две позиции произведений
- обосновать свой выбор
- не допустить фактических ошибок.
Необходимо запомнить выделенные глаголы, которые являются определяющими в навыках и умениях старшеклассника.
(Слайд4). Начинаем с определения творческой манеры А. А. Фета.
1.Работаем с цитатами, в которых содержится информация об особенностях творчества поэта.
- Не я, мой друг, а божий мир богат… (Цитата говорит о стремлении Фета передать красоту мира, запечатлеть его лучшие мгновения). Не зря Фет прославился как певец красоты.
Как беден наш язык! Хочу и не могу —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...
(Цитата свидетельствует о стремлении поэта усовершенствовать язык с целью изображения тайны мироздания). Итак, задача поэта – передать красоту мира с помощью «шестого чувства». Фету тесно в рамках традиционной поэзии, и он обращается за помощью к звуку, цвету, которыми так богата жизнь. Например, стихотворения «Шёпот, робкое дыханье», «Я пришёл к тебе с приветом!», «Вечер», «Ель рукавом мне дорогу завесила»…
Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.
Подчеркнём: объект искусства – красота. Поэт стремится передать тончайшие нюансы впечатления, оттенки настроения – это и формирует поэтический почерк Фет – стремление запечатлеть мгновение жизни, как бы случайный снимок на память.
Здесь отражена импрессионистическая манера поэта
(Слайд№5). Запомните цитаты!
Они дают представление об особенностях творческой манеры поэта. А именно:
- Стремление передать впечатление от мимолетных видений, явлений жизни.
- Показать не столько предмет, сколько передать впечатление, произведённое этим предметом.
- Показать мир в его подвижности, изменчивости.
- Зафиксировать нюансы чувств.
- Тождество состояния человека, его внутреннего мира и природы.
- Поиск новых способов поэтической выразительности.
(Слайд №6). Слово учителя о новом направлении в литературе и западном искусстве начала 20 века.
На уроке можно использовать репродукции с картин французских импрессионистов, рассмотреть их особенности. Наиболее ярким примером импрессионизма А. Фета является его известное стихотворение «Шёпот, робкое дыхание…»
- Импрессионизм — «Впечатление»; искусство конца XIX — начала XX века.
- «Впечатление» – картина К. Моне дала название направлению в искусстве.
- Художникам свойственен интерес к передаче мгновенного движения, ускользающих впечатлений, текучей формы.
- Расцвет творчества А.Фета — середина XIX века, когда в искусстве ещё не существовало понятия “импрессионизм”.
А.Фет — русский поэт, а родиной импрессионизма считается Франция.
Вывод: А. Фет – новатор в русском стихосложении.
(Слайд№7). Влияние лирики Фета на творчество последующих поэтов.
- Русские художники и поэты Серебряного века, которые ориентировались на принципы импрессионизма и постимпрессионизма, считали А.Фета своим учителем и первым русским импрессионистом.
- Лирика Фета оказала огромное влияние на творчество великих поэтов, таких, как
С. Есенин, А. Блок, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков.
(Слайд№8). 2-й шаг в подготовке ответа на задание с развёрнутым ответом: тематика лирики поэта.
(Слайд№9). Формулировка вопроса задания ЕГЭ.
(Слайд№10) Своеобразие любовной лирики Фета. (Повторить биографию поэта).
(Слайды№№№11,12,13): чтение и обсуждение текста стихотворения А. Фета «Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…» (1877) - это своеобразный диалог с музыкой.
(Слайд№14): задание в формате ЕГЭ. В чём особенности поэтического решения темы любви
А. Фетом? Что из предложенного вы можете прокомментировать?
- Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
- Лирический герой одинок и тоскует.
- Фрагментарность композиции.
- Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности
- Любовь - это вдохновение, это сама «жизнь», это лирическое преступление и наказание, это красота и гармония, рождающиеся из преодоления страдания.
- Любовь – это загадочное, непостижимое до конца чувство.
(Слайд№15).
Рассказ заранее подготовленного учащегося об истории создания стихотворения. Подсказка для части 2 Задания с развёрнутым ответом.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» посвящено Татьяне Кузьминской (прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого).
Когда-то Татьяна Кузьминская пела в Ясной Поляне в присутствии Фета, который был растроган ее пением.
Прошли годы, и вновь летней ночью в Ясной Поляне пела Кузьминская. Фет, взволнованный, поднялся в кабинет, а утром преподнес певице стихи.
Это стихотворение напоминает стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Их объединяет чувство одиночества и тоски.
(Слайд№16). Предлагается сопоставить строки стихотворения А. Пушкина и А. Фета, сделать вывод: «Что общего»?
А Пушкин:
«В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви …»
А. Фет:
«И много лет прошло томительных и скучных…»
- Какой мотив стихотворения Пушкина Фет развивает?
- Кто главный герой стихотворения Фета: человек или чувство?
Работа в КСО: вспомнить другие произведения о любви, которые имеют сходный мотив.
(Слайд№17). Итак, мы выделили трёх поэтов и назвали три произведения: А. Фет «Сияла ночь, луной был полон сад.», А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», Ф. Тютчев «Я встретил Вас и всё былое…».
Что же общего у них? (Поиск ответа на проблемный вопрос)
Во – первых, все стихотворения о любви, во-вторых, они обращены к прошлому, то есть в них содержится воспоминание о лучших мгновениях в жизни, в-третьих, во всех трёх стихотворениях звучит мотив одиночества и тоски.
Задание для самостоятельной работы: определите различия, присутствующие в этих лирических текстах.
(Слайд№18). В русской литературе достаточно примеров, в которых развивается тема любви. Но нужно быть внимательным при чтении заданий с развёрнутым ответом.
Работа с текстом стихотворения А. К Толстого «Меня во мраке и пыли…», и А. Блока «Мы встречались с тобой на закате». (Реализация домашнего задания).
Можно ли эти стихотворения сопоставить с фетовским «Сияла ночь. Луной был полон сад»?
Здесь тема любви как возвышенного и загадочного чувства и с этой позиции мы можем их сравнить. Но, стихотворение А. Толстого несёт в себе мысль о творческой силе любви, озаряющей лирического героя вдохновением. Лирический герой А. Блока вспоминает о былой любви и встречах на закате. Он ими только и живёт. Мы можем сопоставить это стихотворением с фетовским с этой позиции.
(Слайд №19). Предлагается клише для ответа
План ответа:
1)Особенности лирики любви Фета.
2) 1-й аргумент: автор и название произведения; что общего? Что различного? Ваш комментарий.
3)2-й пример: автор, произведение; что общего? Что различного? Ваш комментарий.
5) Общий вывод.
Что надо включить в ответ:
- Тема любви, памяти;
- Мотив одиночества, тоски;
- интерьер и пейзаж: как они связаны;
- что в центре: образ лирического героя или чувство;
- своеобразие стиля;
- сопоставить: что общего? что различного?
(Слайд№20). На основе проработанного на уроке материала даётся задание на дом.
Итоги:
- Ознакомиться кодификатором и проработать предложенные произведения.
- Изучить критерии оценок и сопоставить свои успехи и возможности с критериями.
- Запомнить, какие умения и навыки необходимы при выполнении ЕГЭ по литературе.
- Отработать клише по заданиям с развёрнутыми ответами. Запомнить: без знания содержания художественного произведения много баллов не наберёшь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.
Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....
Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами
Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....
Рабочая программа по литературе (6 класс, обучение на дому)
Статус документаНастоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...
ОГЭ по литературе 2019 , как можно ответить на вопросы ОГЭ по литературе
ОГЭ по литературе, типовые экзаменационные варианты Л.В. Новиковой, 2019 г.., экзаменационная работа №3, вариант 1 . Как можно ответить на некоторые вопросы ОГЭ по литературе...