Урок - практикум по литературе в 11 классе: обучение ответу на развёрнутый вопрос в формате ЕГЭ
план-конспект урока (11 класс) на тему

Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе на примере стихотворения А. Фета "Сияла ночь, луной был полон сад..."

Цель: отработать умения и навыки старшеклассников по подгтовке заданий в формате ЕГЭ с развёрнутым ответом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_praktikum_11_klass_fet.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-эвристический урок литературы  в 11 классе.

Учитель русского языка и литературы

Каневской МБОУ «Гимназии»

 Краснодарского края

Яковенко Наталья Ивановна.

Тема: сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе на примере творчества А. Фета

Цель: особенности модели задания 10 с развёрнутым ответом и подготовка текста на основе формулировки задания.

Ход выступления.

1.Особенность задания 10 в формате ЕГЭ. (Слайд 2). Особенность задания в том, что оно имеет двухчастную структуру: в первой части  - основной вопрос, во второй – вопрос на знание других произведений, то есть литературного контекста. Понятие литературный контекст  включает в себя:

  • знание содержания и художественных особенностей произведения;
  • знание эпохи, в которую жил и творил поэт;
  • знание главной авторской идеи лирического произведения;
  • представление об особенностях творческой манеры  поэта;
  • знание традиций и примеры новаторства в русской литературе.

(Слайд3). Самое главное – уметь использовать эти знания на практике. Первый шаг – изучить основы работы эксперта с ответами на вопрос С4. Переведём эту таблицу на понятный для выпускника «язык».

Итак, чтобы получить максимальный балл, учащийся должен:

  • Понять особенности задания
  • написать ответ на вопрос
  •  назвать два произведения, их авторов
  • сопоставить две позиции произведений
  • обосновать свой выбор
  • не допустить фактических ошибок.

Необходимо запомнить выделенные глаголы, которые являются определяющими в навыках и умениях старшеклассника.

(Слайд4). Начинаем с определения творческой манеры А. А. Фета.

1.Работаем с цитатами, в которых содержится информация  об особенностях творчества поэта.

  • Не я, мой друг, а божий мир богат… (Цитата говорит о стремлении Фета передать красоту мира, запечатлеть его лучшие мгновения). Не зря Фет прославился как певец красоты.

Как беден наш язык! Хочу и не могу —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...
 

(Цитата свидетельствует  о стремлении поэта усовершенствовать язык  с целью изображения тайны мироздания). Итак, задача поэта – передать красоту мира с помощью «шестого чувства». Фету тесно в рамках традиционной поэзии, и он обращается за помощью к звуку, цвету, которыми так богата жизнь. Например, стихотворения «Шёпот, робкое дыханье», «Я пришёл к тебе с приветом!», «Вечер», «Ель рукавом мне дорогу завесила»…

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.
 

Подчеркнём:  объект искусства – красота. Поэт стремится передать тончайшие нюансы впечатления, оттенки настроения – это и формирует поэтический почерк  Фет – стремление запечатлеть мгновение жизни, как бы случайный снимок на память.

Здесь отражена  импрессионистическая манера  поэта

(Слайд№5). Запомните  цитаты!
Они
 дают представление об особенностях творческой манеры поэта. А  именно:

  • Стремление передать впечатление от мимолетных  видений, явлений жизни.
  • Показать не столько предмет, сколько передать  впечатление, произведённое этим предметом.
  • Показать мир в его подвижности, изменчивости.
  • Зафиксировать нюансы чувств.
  • Тождество состояния человека, его внутреннего мира и природы.
  • Поиск новых способов поэтической выразительности.

(Слайд №6). Слово учителя о новом направлении в литературе и западном искусстве  начала 20 века.

На уроке можно использовать  репродукции с картин французских импрессионистов, рассмотреть их  особенности. Наиболее ярким примером импрессионизма А. Фета является его известное стихотворение «Шёпот, робкое дыхание…»

  • Импрессионизм  —  «Впечатление»; искусство конца XIX — начала XX века.
  • «Впечатление» – картина К. Моне дала название направлению в искусстве.
  • Художникам свойственен интерес к передаче мгновенного движения, ускользающих впечатлений, текучей формы.
  • Расцвет творчества А.Фета — середина XIX века, когда в искусстве ещё не существовало понятия “импрессионизм”.

А.Фет — русский поэт, а родиной импрессионизма считается Франция.

 Вывод: А. Фет – новатор в русском стихосложении.

(Слайд№7). Влияние лирики Фета на творчество последующих поэтов.

  • Русские художники и поэты Серебряного века, которые ориентировались на принципы импрессионизма и постимпрессионизма, считали А.Фета своим учителем и первым русским импрессионистом.
  • Лирика Фета оказала огромное влияние на творчество великих поэтов, таких, как

                 С. Есенин, А. Блок, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков. 

(Слайд№8).  2-й шаг в подготовке ответа на задание с развёрнутым ответом:  тематика лирики поэта.

(Слайд№9). Формулировка вопроса задания ЕГЭ.

(Слайд№10) Своеобразие любовной лирики Фета. (Повторить биографию поэта).

(Слайды№№№11,12,13): чтение и обсуждение текста стихотворения А. Фета «Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…» (1877)  - это своеобразный диалог с музыкой.

(Слайд№14): задание в формате ЕГЭ. В чём особенности  поэтического решения темы любви

 А. Фетом? Что из предложенного вы можете прокомментировать?

  • Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
  • Лирический герой одинок и тоскует.
  • Фрагментарность композиции.
  • Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности
  • Любовь  - это вдохновение, это сама «жизнь», это лирическое преступление и наказание, это красота и гармония, рождающиеся из преодоления страдания.
  •  Любовь – это загадочное, непостижимое до конца чувство.

(Слайд№15).

Рассказ заранее подготовленного учащегося об истории создания стихотворения. Подсказка для части 2 Задания  с развёрнутым ответом.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» посвящено Татьяне Кузьминской (прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого).

Когда-то Татьяна Кузьминская пела в Ясной Поляне в присутствии Фета, который был растроган ее пением.

Прошли годы, и вновь летней ночью в Ясной Поляне пела Кузьминская. Фет, взволнованный, поднялся в кабинет, а утром преподнес певице стихи.

 Это стихотворение напоминает стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Их объединяет чувство одиночества и тоски.

(Слайд№16). Предлагается сопоставить строки  стихотворения  А. Пушкина и А. Фета,  сделать вывод: «Что общего»?

А Пушкин:

«В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви …»
 

А. Фет:

«И много лет  прошло томительных и скучных…»

  • Какой мотив стихотворения Пушкина Фет развивает?
  • Кто главный герой стихотворения Фета: человек или чувство?

Работа в КСО: вспомнить другие произведения о любви, которые имеют сходный мотив.

(Слайд№17).  Итак, мы выделили трёх поэтов и назвали три произведения: А. Фет «Сияла ночь, луной был полон сад.», А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», Ф. Тютчев «Я встретил Вас и всё былое…».

Что же общего у них? (Поиск ответа на проблемный вопрос)

  Во – первых, все стихотворения о любви, во-вторых, они обращены к прошлому, то есть в них содержится воспоминание о лучших мгновениях в жизни, в-третьих, во всех трёх стихотворениях  звучит мотив одиночества и тоски.

Задание для самостоятельной работы: определите  различия, присутствующие в этих лирических текстах.

(Слайд№18).  В русской литературе достаточно примеров, в которых развивается тема любви. Но нужно быть внимательным при чтении заданий с развёрнутым ответом.

Работа с текстом стихотворения А. К Толстого «Меня во мраке и пыли…», и А. Блока «Мы встречались с тобой на закате».  (Реализация домашнего задания).

Можно ли эти стихотворения сопоставить с  фетовским «Сияла ночь. Луной был полон сад»?

Здесь тема любви как возвышенного и загадочного чувства и с этой позиции мы можем их сравнить. Но, стихотворение А. Толстого  несёт в себе мысль о творческой силе любви, озаряющей лирического героя вдохновением.  Лирический герой А. Блока вспоминает о былой любви и встречах на закате. Он ими только и живёт. Мы можем сопоставить это стихотворением с фетовским с этой позиции.

(Слайд №19). Предлагается клише для ответа

План ответа:

1)Особенности лирики любви Фета.

2) 1-й аргумент: автор и название произведения; что общего? Что различного? Ваш комментарий.

3)2-й пример: автор, произведение; что общего? Что различного? Ваш комментарий.

5) Общий  вывод.

Что надо включить в ответ:

  • Тема любви, памяти;
  • Мотив одиночества, тоски;
  • интерьер и пейзаж: как они связаны;
  • что в центре: образ лирического героя или чувство;
  • своеобразие стиля;
  • сопоставить: что общего? что различного?

(Слайд№20). На основе проработанного  на уроке материала даётся задание на дом.

 

Итоги:

  1. Ознакомиться кодификатором и проработать  предложенные произведения.
  2. Изучить критерии оценок и сопоставить свои  успехи и возможности с критериями.
  3. Запомнить, какие умения и навыки необходимы при выполнении ЕГЭ по литературе.
  4. Отработать клише  по заданиям  с развёрнутыми ответами. Запомнить: без знания содержания художественного произведения много баллов не наберёшь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....

Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Рабочая программа по литературе (6 класс, обучение на дому)

Статус документаНастоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...

ОГЭ по литературе 2019 , как можно ответить на вопросы ОГЭ по литературе

ОГЭ по литературе, типовые экзаменационные варианты Л.В. Новиковой, 2019 г.., экзаменационная работа №3, вариант 1 . Как можно ответить на некоторые вопросы ОГЭ по литературе...