ОГЭ по литературе 2019 , как можно ответить на вопросы ОГЭ по литературе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)
ОГЭ по литературе, типовые экзаменационные варианты Л.В. Новиковой, 2019 г.., экзаменационная работа №3, вариант 1 . Как можно ответить на некоторые вопросы ОГЭ по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge_po_literature_2.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте.
1.1.1 Каково авторское отношение к Червякову?
…На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова
.— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв..
.— Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
— Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.
— Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...
— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.
(А.П.Чехов «Смерть Чиновника»)
- А.П.Чехов призывал «выдавливать из себя по капле раба» Червяков – олицетворение, уничижительное существо, с низкой самооценкой. Чехов присвоил ему говорящую фамилию, использовал гиперболу, чтобы уменьшить человека, увеличить его страхи. Внутренний мир Червякова ограничен, в нем нет человеческого достоинства, а мнительность и самокопание доведены до абсурда. Чехов одновременно сочувствует, смеется, презирает героя. Это произведение продолжает тему «маленького человека». Но у Чехова другой подход. Червяков – не Акакий Н.В.Гоголя, не униженные и оскорбленные Ф.М.Достоевского. Это самоуниженный, мелкий, раболепствующий сатирический герой.
Сатирический герой, а не трагический.
Сопоставьте приведённый фрагмент рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника ”
С приведёнными ниже фрагментом рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий ”.
В чём сходство и в чём различие описанных авторами ситуаций?
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира..
.— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
(А.П. Чехов “Толстый и тонкий ”).
1.1.3 Рассказы “Толстый и тонкий” и “Смерть чиновника ” раскрывают одну тему – тему чинопочитания, самоунижение Червяков унизителен; унизителен и Тонкий, который, узнав , что Толстый уде тайный советник переменился совершенно. Тем более всё это смешно и горько , когда видишь, что разговаривают друзья детства . Разве Человек может так низко пасть? Говоря словами Н.В.Гоголя «все может статься с человеком»
Сюжет произведений абсолютно разный, тема одна, один жанр- сатирическая миниатюра, а также прием гиперболизация человеческой низости .
2.2 .Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А.Крылова?
Примеры обличения общественных и нравственных пороков мы встречаем в баснях И.А.Крылова.
«Стрекоза и Муравей» идеальный пример, где автор с одинаковой силой отразил социальные и нравственные пороки. Здесь обличается лень, неприспособленность, недальновидность, неумение планировать свою жизнь. Стрекоза пытается жить за счет другого, однако Муравей не просто трудолюбивый, практичный, обладающий умением пошутить, он еще твердый, решительный, дальновидный. Он отличается от Мужика из «Сказки …» М.Е.Салтыкова Щедрина, не позволяет Стрекозе сесть себе на шею
Басня заканчивается словами «так поди же попляши», вот это «попляши» очень поучительно. У русского человека многие выражения завязаны на этом слове- «ты у меня попляшешь», «запляшешь потом». Поплясать- значит «хлебнуть горя», научиться жизни, научиться работать. Мне кажется в басне высмеиваются люди дворянского сословия, которые не имея практических навыков хозяйствования, проматывали свое состояние и, разорившись, шли на поклон к более дальновидным, хозяйственным…
У И.А.Крылова, что ни басня, то шедевр сатиры, превратившийся в крылатое выражение.
«У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим….»
Басня «Волк и ягненок». Волк- олицетворение власти и вседозволенности, Ягненок – бессилия и угнетенности, При этом социальный порок перерастает в нравственный, как это всегда бывает,- сильный обязан быть жестоким.
Нравственные пороки осуждаются в баснях “Мартышка и очки ”, ”Осёл и соловей ”, «Свинья под дубом». Невежественность человека нередко приводит к беде, особенно если невежественный человек занимает высокий пост. Свинья- олицетворение не просто необразованности, недальновидности обывателя, но отношение чиновника и «гражданина» к государству, к интересам общества когда, удовлетворяя личные интересы, человек не видит, как уничтожает все вокруг. Это вечная тема на все века.
И.А Крылов – мастер иносказания, под острие его пера попали многие пороки, но прочитав , мы порой не хотим узнавать себя, и даже узнав, не хотим что-то изменить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные ответы на вопросы по литературе в 10-11 классах
Александр Куприн – великий реалист 20 века русской классической литературы. Его имя всегда вспоминается, когда слышишь о военном училище, офицерстве, поединках, пехоте. ...Василий Шукшин &ndash...
Ответы на вопросы к зачету по литературе XX века.
Василий Макарович Шукшин. Проблематика творчества.Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова.Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».Проблематика расс...
Ответы на вопросы к зачету по литературе XIX века.
Ответы на вопросы к зачету по литературе XIX века:Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник».Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»...
можно задать Вам вопрос урок 5 кл
комбинированный урок...
Ответы на вопросы к тестированию учителей начальных классов. Предметный и надпредметный блок. 2019 год
Вопросы и ответы для учителя начальных классов, 2019 год....
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...
Экзаменационные вопросы и ответы для переводного экзамена по литературе за курс 6 класса.
Данные билеты подойдут как для подготовки учеников 6 класса к переводному экзамену по литературе, так и для использования в работе на уроках....