Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему
Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature_11_klass.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе
11 класс
1. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что и остальные):
1)пиррихий;
2)эпитет;
3)спондей;
4)цезура;
5)хорей.
2. Какие из приведённых утверждений правильны? Отметьте их:
1)А.С. Пушкин мог встретиться с И.С. Тургеневым;
2)В.В. Маяковский мог прочитать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова;
3)Пётр Первый мог быть личным цензором А. С. Пушкина;
4)Н.В. Гоголь мог читать произведения Ф.М. Достоевского;
5) Ф.М. Достоевский мог высказать своё мнение по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата № 6».
3. Все строки стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп, кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите их, укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.
Старик сидел, покорно и уныло
Поднявши брови, в кресле у окна.
На столике, где чашка чаю стыла,
Сигара нагоревшая струила
Полоски голубого волокна.
Был зимний день, и на лицо худое,
Сквозь этот легкий и душистый дым,
Смотрело солнце вечно молодое,
Но уж его сиянье золотое
На запад шло по комнатам пустым.
Часы в углу своею четкой мерой
Отмеривали время... На закат
Смотрел старик с беспомощною верой...
Рос на сигаре пепел серый,
Струился сладкий аромат.
4. В каком сибирском городе установлен памятник А.П. Чехову, имеющий надпись: «Антон Павлович в … глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки»?
5. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге?
1) А.А. Блок « На железной дороге»;
2)Л.Н. Толстой «Анна Каренина»;
3)И.А. Бунин « Солнечный удар»;
4)А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
6. Перед вами пародия на одного из поэтов начала 20 в. Назовите имя и фамилию этого поэта. Какие черты поэтики данного автора пародируются в этом стихотворении?
Настоящую даму не спутать
Ни за что: ведь она в мехах.
Ты напрасно хочешь напутать.
И ответил он жалобно: - Ах!
Только вздрогнула: - Милый! Милый!
О, господь мой, ты мне помоги!
И на правую руку стащила
Галошу с левой ноги.
Задыхаясь, ты крикнул: - Анютка!
Я на лесенку села: - Ну что?
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал: - Не протри пальто!
7. Прочитайте отрывок из стихотворения «Монолог Резанова» А. Вознесенского:
Бьет двенадцать годов, как часов
Над моей терпеливою нацией
Есть апостольское число,
Для России оно — двенадцать.
Восемьсот двенадцатый год —
Даст ненастья иль крах династий?
Будет петь и рыдать народ
И еще, и еще двенадцать!
Ясновидец это число
через век назовет поэмой,
потеряв именье свое.
Откровенье — за откровенье.
В том спасибо, что в Божий наш час
в ясном Болдине или в Равенне,
нам являясь, Ты требуешь с нас
откровенья за Откровенье.
1)Почему двенадцать называется автором «апостольским числом»?
2)Какие события произошли в 1812 году? В каких произведениях русской литературы они описываются или упоминаются?
3)О ком идёт речь в третьей строфе приведённого отрывка? Почему вы так считаете?
4)Почему, на Ваш взгляд, в контексте четвёртой строфы упоминаются Болдино и Равенна? Почему слово «Ты» написано с заглавной буквы? В названии какого текста фигурирует слово « откровенье»?
5) Какое значение приобретает слово «откровенье» в контексте двух последних строф приведённого отрывка?
8. « Найдите тёзку»: назовите героев романа Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, носящих одинаковые имена.
9. Кому посвящены приведённые ниже строки стихотворений А.А. Ахматовой?
а) Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз…
Как называется такой стих?
б) Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это чёрная нежная весть.
Определите вид строфы.
в) Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Определите стихотворный размер.
10. Укажите авторов и произведения, из которых взяты приведённые отрывки.
1)«На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовый мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Все это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Все это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Федоровны. Все отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой…
Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала».
2) «- Папа, устрицы постные или скоромные? - спрашиваю я.
- Их едят живыми... - говорит отец. - Они в раковинах, как черепахи, но...
из двух половинок.
- Какая гадость, - шепчу я, - какая гадость!
Я представляю себе, как приносят с рынка это животное в раковине, с клешнями, блестящими глазами и со склизкой кожей... Дети все прячутся, а кухарка, брезгливо морщась, берет животное за клешню, кладет его на тарелку и несет в столовую. Взрослые берут его и едят... едят живьем,
с глазами, с зубами, с лапками! А оно пищит и старается укусить за губу...
Я морщусь, но... но зачем же зубы мои начинают жевать? Животное мерзко, отвратительно, страшно, но я ем его, ем с жадностью, боясь разгадать его вкус и запах. Одно животное съедено, а я уже вижу блестящие глаза другого, третьего... Я ем и этих... Наконец ем салфетку, тарелку, калоши отца, белую вывеску...»
3) «На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, — икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками.
Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шел такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной».
1) Какая тема объединяет данные фрагменты? В чём уникальность способов описания у каждого автора? Обратите внимание на детали, героев, их поведение. Какую функцию выполняют описания еды в произведениях, отрывки из которых приведены?
2)Какое значение, на Ваш взгляд, имеет изображение ситуаций, связанных с едой в литературе?
Ответы к олимпиадным заданиям по литературе
11 класс
1.Эпитет – 1 балл.
2.Ответы: 1, 4 - 4 балла.
3.В двух последних строках по 4 стопы - 2 балла.
4. В Томске – 2 балла.
5. И.А. Бунин «Солнечный удар» (3) – 1 балл.
6. Анна Андреевна Ахматова – 2 балла. За указанные черты поэтики - по 1 баллу за каждую.
7.1)По числу учеников Христа, ставших после его вознесения апостолами (1 балл).
2)Нашествие Наполеона на Россию и его разгром (0,5 балла). «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Повесть о капитане Копейкине в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя, «Давным - давно» Н.А. Островского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Поле Бородина» и «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и др. тексты ( по 0,5 балла за автора и название) – 3,5 балла.
3)Об А.А. Блоке (0,5 балла), потерявшем во время Октябрьской революции родовое имение Шахматово, написавшем в 1918 году поэму « Двенадцать» - 1 балл.
4) С именами А.С. Пушкина (0,5 балла) и Данте (0,5 балла). « Ты» с большой буквы – обращение к Богу (0,5 балла). «Откровение святого Иоанна Богослова» (« Апокалипсис») -1 балл.
5) К религиозному откровению, получаемому непосредственно от Бога, автором приравнивается и настоящее художественное творчество (0,5 балла), в связи с чем и возникают имена А.С. Пушкина, А.А. Блока (0,5 балла)
Всего 10 баллов за задание.
8. Соня Мармеладова – Соня, племянница графа Ростова (0,5 балла);
Лизавета – Лиза, жена Андрея Болконского (0,5 балла);
Алёна Ивановна – Элен Безухова (0,5 балла);
Дмитрий Разумихин – Митенька, управляющий графа Ростова (0,5 балла);
Андрей Семёнович Лебезятников - Андрей Болконский (0,5 балла);
Пётр Петрович Лужин – Петя Ростов, Пьер Безухов (0,5 балла);
Миколка, красильщик – Николай Ростов (0,5 балла);
Илья Петрович Порох – Илья Андреевич Ростов (0,5 балла);
Катерина Ивановна – княжна Катишь, родственница Пьера (0,5 балла);
Князь Василий Курагин - Василий Денисов (0,5 балла).
Всего 5 баллов за задание.
9. А.А. Блоку; белый стих;
О.Э. Мандельштаму; катрен;
А.С. Пушкину; дольник (по 1 баллу).
Всего 6 баллов за задание.
10. Л.Н. Толстой « Война и мир» (1 балл); А.П. Чехов «Устрицы» (1 балл); М.А. Булгаков « Собачье сердце» (1 балл).
Задание А – данные тексты объединяет тема еды и описание яств (1 балл) и по 3 балла за объяснение каждого текста.
Задание Б - 10 баллов
Всего 23 балла за задание.
Максимальное количество баллов – 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания для 9 класса с ответами
Олимпиадные задания для 9 класса поможет учителям и ученикам при подготовке к олимпиадам....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Ответы на олимпиадные задания 5-7 класс
Ответы на олимпиадные задания для 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...
Ответы к олимпиадным заданиям для 11 класса обществознание
Предлагаются ответы...
Ответы на олимпиадные задания для 6 класса
Ответы и критерии оценки олимпиадных заданий по литературе для учащихся 6 класса...
Ответы на олимпиадные задания для 7 класса
Ответы и критерии оценки олимпиадных заданий для учащихся 7 класса...
Олимпиадные задания для 9 класса с ответами
методическая разработка...