Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

elena-vasilevna-parshikova

Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature_11_klass.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

11 класс

1. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что и остальные):

1)пиррихий;

2)эпитет;

3)спондей;

4)цезура;

5)хорей.

2. Какие из приведённых утверждений правильны? Отметьте их:

1)А.С. Пушкин мог встретиться с И.С. Тургеневым;

2)В.В. Маяковский мог прочитать «Мастера и Маргариту»  М.А. Булгакова;

3)Пётр Первый мог быть личным цензором  А. С. Пушкина;

4)Н.В. Гоголь мог читать произведения Ф.М. Достоевского;

5) Ф.М. Достоевский мог высказать своё мнение  по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата № 6».

3. Все строки  стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп, кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите их,  укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.

Старик сидел, покорно и уныло

Поднявши брови, в кресле у окна.

На столике, где чашка чаю стыла,

Сигара нагоревшая струила

Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,

Сквозь этот легкий и душистый дым,

Смотрело солнце вечно молодое,

Но уж его сиянье золотое

На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой

Отмеривали время... На закат

Смотрел старик с беспомощною верой...

Рос на сигаре пепел серый,

Струился сладкий аромат.

4. В каком сибирском городе установлен памятник  А.П. Чехову, имеющий надпись:  «Антон Павлович в … глазами пьяного мужика, лежащего  в канаве и ни разу не читавшего Каштанки»?

5. В каком из следующих  произведений нет темы гибели на железной дороге?

1) А.А. Блок  « На железной дороге»;

2)Л.Н. Толстой «Анна Каренина»;

3)И.А. Бунин « Солнечный удар»;

4)А.И. Солженицын «Матрёнин  двор».

6. Перед  вами пародия  на одного из поэтов начала 20 в. Назовите имя  и фамилию  этого поэта. Какие черты поэтики данного  автора пародируются в этом стихотворении?

Настоящую даму не спутать

Ни за что: ведь она в мехах.

Ты напрасно хочешь напутать.

И ответил он жалобно: - Ах!

Только вздрогнула: - Милый! Милый!

О, господь мой, ты мне помоги!

И на правую руку стащила

Галошу с левой ноги.

Задыхаясь, ты крикнул: - Анютка!

Я на лесенку села: - Ну что?

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал: - Не протри пальто!

7. Прочитайте отрывок из стихотворения «Монолог Резанова»  А. Вознесенского:

Бьет двенадцать годов, как часов

Над моей терпеливою нацией

Есть апостольское число,

Для России оно — двенадцать.

Восемьсот двенадцатый год —

Даст ненастья иль крах династий?

Будет петь и рыдать народ

И еще, и еще двенадцать!

Ясновидец это число

через век назовет поэмой,

потеряв именье свое.

Откровенье — за откровенье.

В том спасибо, что в Божий наш час

в ясном Болдине или в Равенне,

нам являясь, Ты требуешь с нас

откровенья за Откровенье.

1)Почему двенадцать называется автором «апостольским числом»?

2)Какие события произошли в 1812 году? В каких произведениях русской литературы они описываются или упоминаются?

3)О ком идёт речь в третьей строфе приведённого отрывка? Почему вы так считаете?

4)Почему, на Ваш взгляд, в контексте четвёртой строфы упоминаются Болдино и Равенна? Почему слово «Ты» написано с заглавной буквы? В названии какого текста фигурирует слово   « откровенье»?

5) Какое значение приобретает слово «откровенье» в контексте двух последних строф приведённого отрывка?

8. « Найдите тёзку»: назовите героев романа Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, носящих одинаковые имена.

9. Кому посвящены приведённые ниже строки стихотворений А.А. Ахматовой?

а)             Я пришла к поэту в гости.

              Ровно полдень. Воскресенье.

              Тихо в комнате просторной,

              А за окнами мороз…

Как называется такой стих?

б)         Я над ними склонюсь, как над чашей,

            В них заветных заметок не счесть —

            Окровавленной юности нашей

            Это чёрная нежная весть.

Определите вид строфы.

в)              Смуглый отрок бродил по аллеям,

               У озерных грустил берегов,

               И столетие мы лелеем

               Еле слышный шелест шагов.

Определите стихотворный размер.

10. Укажите авторов и произведения, из которых  взяты  приведённые отрывки.

1)«На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовый мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.

              Все это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Все это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Федоровны. Все отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой…

             Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала».

2) «- Папа, устрицы постные или скоромные? - спрашиваю я.

    - Их едят живыми... - говорит отец. - Они в раковинах, как черепахи,  но...

из двух половинок.

    - Какая гадость, - шепчу я, - какая гадость!

     Я представляю себе, как приносят с рынка  это  животное в раковине, с клешнями, блестящими глазами и со склизкой кожей... Дети все прячутся, а кухарка, брезгливо морщась, берет животное  за  клешню,  кладет  его на тарелку и несет в столовую. Взрослые берут его и  едят...  едят  живьем,

с глазами, с зубами, с лапками! А оно пищит и старается укусить за губу...

    Я морщусь, но... но зачем же зубы мои  начинают  жевать?  Животное  мерзко, отвратительно, страшно, но я ем его, ем с жадностью, боясь разгадать  его  вкус и запах.  Одно  животное  съедено,  а  я  уже  вижу  блестящие  глаза  другого, третьего... Я ем и этих... Наконец ем салфетку,  тарелку,  калоши  отца,  белую вывеску...»

3) «На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, — икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками.

        Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шел такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной».

1) Какая тема объединяет данные фрагменты? В чём уникальность способов описания у каждого автора? Обратите внимание на детали, героев, их поведение. Какую функцию выполняют описания еды в произведениях, отрывки из которых приведены?

2)Какое значение, на Ваш взгляд, имеет изображение ситуаций, связанных с едой в литературе?

Ответы  к   олимпиадным заданиям по литературе

11 класс

1.Эпитет – 1 балл.

2.Ответы: 1, 4 -  4 балла.

3.В двух последних строках по 4 стопы - 2 балла.

4. В Томске – 2 балла.

5. И.А. Бунин «Солнечный удар» (3) – 1 балл.

6.  Анна Андреевна Ахматова – 2  балла. За указанные черты поэтики  - по 1 баллу за каждую.

7.1)По числу учеников Христа, ставших после его вознесения апостолами    (1  балл).

   2)Нашествие Наполеона на Россию и его разгром (0,5  балла).  «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Повесть о капитане Копейкине в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя, «Давным - давно»      Н.А. Островского,  «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Поле Бородина» и «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и др. тексты ( по 0,5  балла за автора и название) – 3,5 балла.

   3)Об  А.А. Блоке (0,5 балла), потерявшем во время Октябрьской революции родовое имение Шахматово, написавшем в 1918 году поэму « Двенадцать» -     1 балл.

    4) С именами А.С. Пушкина (0,5 балла) и Данте (0,5 балла). « Ты» с большой буквы – обращение к Богу (0,5 балла). «Откровение святого Иоанна Богослова» (« Апокалипсис») -1 балл.

    5)  К религиозному откровению, получаемому непосредственно от Бога, автором приравнивается и настоящее художественное творчество (0,5 балла),  в связи с чем и возникают имена А.С. Пушкина, А.А. Блока (0,5 балла)

Всего  10  баллов за задание.

8. Соня Мармеладова – Соня, племянница графа Ростова (0,5  балла);

Лизавета – Лиза, жена Андрея Болконского (0,5  балла);

Алёна Ивановна – Элен Безухова (0,5  балла);

Дмитрий Разумихин – Митенька, управляющий графа Ростова (0,5  балла);

Андрей Семёнович Лебезятников - Андрей Болконский (0,5  балла);

Пётр Петрович Лужин – Петя Ростов, Пьер Безухов (0,5  балла);

Миколка, красильщик – Николай Ростов (0,5  балла);

Илья Петрович Порох – Илья Андреевич Ростов (0,5  балла);

Катерина Ивановна – княжна Катишь, родственница Пьера (0,5  балла);

Князь Василий Курагин  -  Василий Денисов (0,5  балла).

Всего  5   баллов за задание.

9. А.А. Блоку; белый стих;

О.Э. Мандельштаму; катрен;

А.С. Пушкину; дольник (по 1 баллу).

Всего 6 баллов за задание.

10. Л.Н. Толстой « Война и мир» (1 балл); А.П. Чехов «Устрицы» (1 балл); М.А. Булгаков « Собачье сердце» (1 балл).

Задание А – данные тексты объединяет  тема еды и описание яств (1 балл) и  по 3 балла за объяснение каждого текста.

Задание Б -  10 баллов

Всего  23 балла  за задание.

Максимальное количество баллов  –  56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 9 класса с ответами

Олимпиадные задания для 9 класса  поможет учителям  и ученикам  при подготовке к олимпиадам....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Ответы на олимпиадные задания 5-7 класс

Ответы на олимпиадные задания для 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...

Ответы на олимпиадные задания для 6 класса

Ответы и критерии оценки  олимпиадных заданий по литературе для учащихся 6 класса...

Ответы на олимпиадные задания для 7 класса

Ответы и критерии оценки олимпиадных заданий для учащихся 7 класса...