Очерк жизни и творчества М.Лермонтова
план-конспект урока на тему
Очерк жизни и творчества М.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk_zhizni_i_tvorchestva_m.lermontova.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова Судьба Лермонтова и его поколения в лирике поэта.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством, эпохой, в которую жил поэт, познакомить со ст-ми «Печально я гляжу…», «Дума», развивать умение обобщать, делать выводы.
Ход урока.
1.Оргмомент. Сообщение темы, целей урока.
2.Вступительное слово учителя. Творчество Л. Известно каждому в нашей стране. Прожив короткую жизнь, поэт оставил стихи, прорвавшиеся к нам сквозь века благодаря своей искренности, и таланту.
3.Сообщение о жизни и творчестве Лермонтова (учащийся) Класс записывает основные вехи жизни и творчества.
- Основные мотивы лирики Л.: место поэта и поэзии, тема родины и природы, одиночества, гражданские мотивы.
4. Сообщение учителя под запись в тетрадь об эпохе Лермонтова 30-е годы.
30-е годы XIX века - времена тяжелейшей политической реакции. Поколение Пушкина жило мечтой о реформах, верило в высокое предназначение, строило планы. Но после декабристского восстания начинаются годы реакции, усиливается цензура, повсеместно шпионы царской жандармерии, на корню душится проявление всякого инакомыслия. В литературе этот период, 30-е годы, условно назван «эпохой безвременья»
- Почему такое определение дали? Лермонтов гневно осуждал свое поколение за бездеятельность, за страх и покорность. Он гневно называет такое общество толпой, а из-за отсутствия гражданской позиции причисляет молодое поколение к отцам.Эти мотивы звучат в двух программных его произведениях – Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»
5. Чтение и анализ «Дума»
- Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
- Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
- В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?
катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного -- - Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Поколение 30-х из «детей» стало «отцами», детьми стали его потомки, которые подходят к прошлому «со строгостью судьи».)
Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?
- В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
- Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?
6. Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».
- Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
- Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту.)
- Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение — мелькают, касаются — создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср.: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)
Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)
- Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? - Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи.)
- Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)
7. Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.
8. Д\з «Тема поэта и поэзии»
Индивидуальное задание: история создания «Поэт» «Смерть поэта»
Сравнительный анализ Лермонтов и Пушкин «Пророк»
Все : «Поэт» , «Смерть Поэта», «Пророк», знать идею, тему, устный анализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Урок "Очерк жизни и творчество Достоевского"
жизнь и творчество Достоевского...
И.Бунин. Очерк жизни и творчества. Материалы к уроку в 11 классе
Данный материал может быть использован на вводном уроке по творчеству И.Бунина. Предложенный тест позволит проверить уровень усвоенности материала учащимися.http://www.zooburst.com/zb_profile.php?user...
УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»
Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и сообщений, коментариев к фотографиям, характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр...
10 класс. Проверочная работа по теме : «Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова » ( в 2-х вариантах)
Предлагаемая тестовая работа включает 12 вопросов с выбором 1 из вариантов ответа и охватывает основные темы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. В тест включены также вопросы по те...
Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Лермонтова « Душа уставшая моя» (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Любовь длиною в жизнь: Тургенев и Виардо" (Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Данный урок адресован учителям русского языка и литературы....