Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе
Название урока: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский) Тема урока : Пролог к творчеству Ф.М.Достоевского. Больная совесть наша.Художественный мир писателя. Цели урока: - Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.
- Показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.
- Ввести учащихся в его художественный мир.
Оборудование урока: - Портрет писателя.
- Словари русского языка.
- Выставка произведений писателя.
- Методические пособия и критические издания.
- Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.
Дети на уроке работают по группам: 1 группа – библиографы 2 группа – литературоведы Образ Достоевского исполняет ученик. 3 группа – критики. 2 учащихся – лингвисты. ХОД УРОКА 1 чтец: (Приложение 1,слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский,что может дать нам, современным людям, писатель,живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны?Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем.Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу. Тема нашего урока (Приложение1, слайд 2) Цель урока (Приложение1, слайд 3) 2 учащимся дается задание поработать со словарями и дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные» ,«преступление и наказание». 3 учащихся работают с литературоведческими справочниками, готовя материал для критиков. 1 учащийся работает с компьютером. 1 чтец: Звучит стихотворение В.Набокова «Достоевский» (Приложение1, слайд 4 – портрет Достоевского) Тоскуя в мире, как в аду, уродлив, судорожно светел, в своем пророческом бреду он век наш бедственный наметил. Услыша вопль его ночной, Подумал Бог: ужель возможно, чтоб всё, дарованное Мной, так страшно было бы и сложно? Ученик рассказывает о семье писателя(опережающее домашнее задание). (Приложение1, слайды 5, 6, 7, 8) 2 чтец (Приложение1, слайд 9): Василий Розанов писал:«Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже. 3 чтец: Образ Достоевского: (Приложение1, слайд 9) В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел. 3 чтец: (Приложение 1,слайды 10,11,12) 1845 год. Роман «Бедные люди».Писатель показывает, что думают о себе«маленькие люди».Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа Достоевского –история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев. Характер униженного и оскобленного человека , появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя. 4 чтец: (Приложение 1,слайды 13, 14,15) 22 декабря 1849 года га Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года –он солдат в Сибирском военном батальоне. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта,справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. В 1860 году появляется роман «Униженные и оскорбленные». 1 ученик дает определение по словарям«униженные и оскорбленные». 5 чтец: (Приложение 1,слайд 16) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и«Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского.Он выделял три основных момента в народной нравственности: 1. Чувство органической связи между людьми; 2. Братское сочувствие и сострадание; 3. Готовность добровольно прийти на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы. 1 чтец: (Приложение 1,слайд 17) 1868 год появляется роман «Идиот».«Красота спасет мир» .Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро,постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир.Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана,по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота. Образ Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 2 чтец: (Приложение 1,слайд 18) 1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести. 2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И.Ожегова«Современного русского языка». 3 чтец: (Приложение 1,слайд 19) В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского: 1. Он раздвинул рамки «социального» реализма 2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком художественных образов; 3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению художественности нового типа; 4. Реализм Достоевского – философский,психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма,противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей,вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости. 4 чтец: Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий. Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев.Реалист Достоевский не перекладывает на «среду»и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр«полифонического романа», в котором идеи, теории,концепции испытываются практикой жизни.Обретение нравственной истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству. Критики о творчестве Ф.М.Достоевского. Образ Достоевского. (Приложение1, слайд 20) « …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.
|