"Межпредметный урок по литературе и истории по теме:"Человек на изломе эпохи 50 - 60 годов XlX века в творчестве Н. А. Некрасова.
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс) по теме
Дать понять учащимся, чем взгляд художника отличается от взгляда историка путем интегрированного изучения материала на совместном уроке литературы и истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_na_izlome.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Межпредметный урок по литературе и истории по теме:
«Человек на изломе эпохи 50 – 60 – х годов XIX в творчестве Н. А. Некрасова»
Цель урока: дать понять учащимся, чем взгляд художника отличается от взгляда историка путем интегрированного изучения материала на совместном уроке литературы и истории; активизировать познавательную деятельность учащихся . Создать «портрет российского общества» в один из переломных периодов его развития в творчестве Н. А. Некрасова
Задачи:
1.Образовательные: познакомить учащихся с поэтическим творчеством Н. А. Некрасова, показать роль личности в истории, отметить великие реформы 60 – 70 – х годов. Царствование Александра II
2.Воспитательные : любовь к Родине, патриотизм, активная жизненная позиция. Нравственное воспитание учащихся. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению реформ 60 – 70 –х годов. Отметить истинный подвиг поэта – гражданина Н. А. Некрасова
3.Развивающие: умение учащимися анализировать лирические произведения, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности
Оборудование: презентация и иллюстрации, дополнительная литература, сообщение учащихся – ассистентов (опережающее задание)
Эпиграфы:
Поэты берутся не откуда же нибудь из – за моря, но исходят из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его. Сверх того поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.
Н. В. Гоголь
Главный характер нашего искусства состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящая малость и потрясающая страсть. А. И. Герцен
Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.
А. С. Пушкин
Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов
План урока
- Вступительное слово учителя литературы и постановка проблемы урока: «Образы народных заступников» в лирике Некрасова
- Презентация о поэте, его творчестве, любви к Родине
- Реформы 50 – 60 х годов, царствование Александра II(слово учащимся – ассистентам)
- Анализ стихотворений и чтение наизусть: «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо?»
- Картина Репина «Бурлаки на Волге» и отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (сходство, различия, время и место написания картины и стихотворения)
- Некрасов («Железная дорога»),( учитель истории и ученик, анализирующий лирическое произведение)
- Роль детали в художественном произведении. Некрасов и время (учащиеся – ассистенты с докладами; итоговая беседа по проблеме урока)
1. Вступительное слово учителя литературы:
Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения.
Бесспорно, многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных путях развития России и давали на них исчерпывающие ответы. Видение же Некрасовым насущных проблем России и ее будущего, было глубоко гражданственным.
Настоящее в произведениях Некрасова – время, когда нужно сделать все возможное для борьбы с социальным злом, а будущее – в освобождении людей от гнета и крепостных пережитков. Поэт считал основным вопросом современной ему России вопрос крестьянский. В поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Размышления у парадного подъезда» поэт показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя и сделать свою жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о сопереживании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего для себя» незримые, невидимые миру слезы», стремление сельских жителей к «мужицкому счастью». Некрасов с гневом показывает нам абсурдность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по прихоти владельца крепостных душ.
Поэт Некрасов – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: « Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья»
2.Презентация ,подготовленная школьниками с учителем истории (портреты Н. А. Некрасова, Добролюбова, Герцена. Портрет императора Александра 2. Реформы в области просвещения и печати. Убийство императора.
3. Учитель истории:
Как известно , творчество писателя тесно связано с тем временем, в котором он жил и живет. Творчество Н. А. Некрасова совпало с правлением императора Александра II, который взошел на престол 19 февраля 1855г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей.
Учащийся (опережающее задание):
На три года были приостановлены рекрутские наборы, объявлена амнистия политическим заключенным – оставшихся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831года; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.
Учащийся (опережающее задание):
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; права и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности…»
19 февраля 1861г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II . В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22. 6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. Учащийся (опережающее задание):
Весной летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний .Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им собственность, должны были выкупать у помещика. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в «Колоколе», Н. Чернышевского в «Современнике».
4.Учитель литературы:
Итак, отмена крепостного права .Не о том ли мечтал Некрасов? Поэт творил и боролся, боролся «острым пером». «Кому на Руси жить хорошо» является поэмой - эпопеей. В центре ее изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении 20 лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена – помешала смерть поэта.
Поэма Некрасова начинается с вопроса : «В каком году – рассчитывай, в какой земле угадывай». Не трудно понять ,о каком периоде говорит поэт. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше , о тяжелом крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска – беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок, показывает нищету. Грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне – правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. « Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне – люди» досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.
В творчестве Некрасова показан человек, который не хочет мириться со своим голодным бесправным существованием. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
5.Учащийся (опережающее задание):
Тема картины «Бурлаки на Волге» во многом перекликались с трагическими скорбными строками «Размышление у парадного подъезда» (1858) Н. А. Некрасова:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля.
Вспоминаются строки из другого стихотворения «На Волге» (1860):
Почти пригнувшись головой
К ночам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик…
Вместе с тем можно утверждать, что «Бурлаки на Волге» - это не иллюстрация к стихотворениям Некрасова. И. Е. Репин не говорит только о тяжелой доле бурлаков, проникается чувством любви и сострадания к русскому народу, но и верит в его богатырскую силу, которая уничтожит угнетение и социальную несправедливость. Глядя на репинских бурлаков, совсем не «слышишь их мерного крика».
На фоне волжских просторов, по песчаной отмели ,залитой ярким солнечным светом, с трудом движется ватага бурлаков.
Со всех концов России стекались на Волгу обнищавшие крестьяне, мастеровые, солдаты в надежде заработать кусок хлеба бурлацким трудом.
В. В. Стасов говорил: «Взгляните только на «Бурлаков» Репина, и вы тотчас принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. Репин называл Стасова главным глашатаем картины Бурлаки на Волге».Первым и самым могучим голосом был его клич на всю Россию, и этот клич услышал всяк сущий в России язык. И с него – то и началась моя слава по всей Руси великой». Этот могучий голос заглушил все высокомерно предупредительные отзывы, которые сыпались в адрес «Бурлаков на Волге».
6. Учитель истории:
В 60 – е годы по настоянию военного министра были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска.
Учащийся:
В «Железной дороге» прямо выражена вера поэта в светлое будущее русского народа:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все – широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе
Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 г. В основу произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в 1864 – 1851г.г. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Этой работой руководил управляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П. А. Клейнмихель. Люди работали в тяжелейших условиях : тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой одежды, за малейшее ослушание их жестко наказывали плетьми. Работая над произведением, Некрасов изучал очерково –публицистические материалы: статью Н. А. Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи» (1860) и статью Н. А. Слепцова «Владимирка и Клязьма» (1861).Впервые стихотворение было опубликовано в 1865 г. в журнале «Современник» Оно имело подзаголовок: «Посвящается детям». Публикация эта вызвала недовольство официальных кругов, после чего последовало второе предостережение о закрытии журнала «Современник». Цензор нашел в этом стихотворении « страшную клевету, которую нельзя читать без содрогания».
Стихотворение можно отнести к гражданской лирике. Жанрово – композиционная структура его сложна. Построено оно в форме разговора пассажиров, условным попутчиком которых является сам автор. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады.
Учитель истории:
Многие произведения тех лет дошли до нас , благодаря реформам, которые произошли в области печати.
Реформа в области печати 1857г. оказала благотворное влияние на общество. 6 апреля 1865г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.
«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течении 40 лет.
Император Александр 2, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недображелателей.1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей снаряд.
7.Учитель литературы:
В произведении большого художника нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность, деталь необходимы для наиболее полного и точного выражения мысли и чувства.
Давайте разберем детали, характеризующие «воздух эпохи» накануне отмены крепостного права в России.
В главе «Помещик,( «Кому на Руси жить хорошо?»), в рассказе Оболта - Оболдуева показаны приметы пореформенного времени:
…Куда
Ни едешь, попадаются
Одни крестьяне пьяные,
Акцизные чиновники ,
Поляки пересыльные
Да глупые посредники,
Да иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть , взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где – нибудь…
Сколько интересных деталей для внимательного читателя!
В1863 году, после восстания в Польше, Литве (входивших в состав Российской империи), около семи тысяч человек были сосланы на каторгу и в ссылку (вот откуда « поляки» пересыльные»). А «команда» - воинская часть – направляется на усмирение крестьян, недовольных. Очевидно, действиями «глупых посредников». То есть выборных из местных дворян для упорядочения отношений между помещиками и крестьянами.
Вывод:
Для того, чтобы найти и выявить проблему, необходимо владеть следующими навыками:
1.Выделение главной мысли и темы произведения
2.Классификация информации
3. Преобразование одного вида текстовой информации в другой
4.Найти доводы в защиту своей точки зрения
5. Обобщение наблюдения и формулирование вывода.
Сопоставив время и место написания лирических произведений Н. А. Некрасова ,мы можем нарисовать « портрет общества», в котором проживал поэт, увидеть человека на изломе эпох 50 – 60 –х годов, выявить проблемы того времени. Интегрированный урок является помощником в исследовательской работе, которую проводят учащиеся вместе с учителями истории и литературы.
Учащийся:
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал своих свободных вдохновений,
О родина! Печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути?...
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!
(1867 г.) (Пламенная исповедь Н. А. Некрасова )
Домашнее задание :
Подготовить устное сообщение на одну из тем:
«Муза мести и печали»(Лирика Н. А.Некрасова);
«Две Родины»(Лермонтов и Некрасов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"
Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и тексте рассказ...
Человек на изломе эпохи 50-60 гг. XIX века в творчестве Л.Н.Толстого.
«Севастопольские рассказы». Метапредметный урок-семинар...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Ленинградский хлеб"
Урок посвящен самой продолжительной и страшной осаде города-героя Ленинграда за всю историю человечества и героическому подвигу простых людей....
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Фронтовые треугольники"
Фронтовые треугольники. Подвиг военных почтальонов не забыт…...