Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Фронтовые треугольники"
методическая разработка по литературе на тему

Фронтовые треугольники. Подвиг военных почтальонов не забыт…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_frontovye_treugolniki.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и истории «Фронтовые треугольники»

Фронтовые треугольники. Подвиг военных почтальонов не забыт…

Цели:

  • формировать у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, экран;
  • презентация со звуковым сопровождением;
  • аудио аппаратура;
  • аудио записи.

Стучит метроном.

1-й ведущий. Война — жесточе нету слова,

2-й ведущий. Война — печальней нету слова.

Исполняется «Баллада о солдате» (муз. В.Соловьева-Седого, сл. М.Матусовского).

2-й ведущий. Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому, мужу, сыну, брату «прощай». Если бы наперед знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в смертельной схватке с врагом.

Исполняется песня «Прощание» (муз. Т.Хренникова, сл. Ф.Кравченко)

.

1-й ведущий. Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16—18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта...

Выходят три ученицы-«почтальонки».

1-я ученица. Письма с фронта... Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (Показывает.) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

2-я ученица. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

3-я ученица.

Как раскладывать по кварталам

 Голоса всех живых и мертвых,

 Что дошли, словно гул металла,

 В треугольниках полустертых?

 Только адрес есть на конверте,

 А в конверте — жизни и смерти,

 Если б знать вам, на почте тут же,

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?

 Пал, по слухам, в первом сражепьи...

Но приходит девочка в старых

 Сбитых набок маминых ботах.

 И берет всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.

К.Симонов. «Иван да Марья»

1-я ученица, Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

2-я ученица. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

3-я ученица. В четырех письмах — радость, а в пятом — похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

Исполняется песня «Почтальонка» (муз. С.Никитина, сл. Д. Сухарева).

Почтальонка, почтальонка,

 Тяжела ль тебе сума?

—  Тяжела моя сума,

Тяжела моя сума:

 Все газеты и газеты,

 Дотащу я их сама...

 Дотащу я их сама

Тяжела моя сума.

—  Почтальонка, почтальонка,

 Далеко ль тебе тащить?

~ Тяжела моя сума,

 Тяжела моя сума:

 Все журналы и журналы,

Стопудовые тома,

Стопудовые тома —

 Тяжела моя сума.

—  Почтальонка, почтальонка,

Обошла ли все дома?

—  Обошла я все дома,

Обошла я все дома,

Разнесла газеты-письма —

 Тяжела моя сума.

Обошла Я все дома...

 Тяжела моя сума.

-  Почтальонка, почтальонка,

Ты снимай свою суму.

—  Не могу снимать суму,

Не могу снимать суму:

Там на донце похоронка —

 Не могу читать, кому.

Там на донце похоронка —

Не могу читать, кому.

Похоронка, похоронка —

Серый камень на груди,

Серый камень на груди,

Стопудовый на груди.

 Говорила баба Настя:

В почтальонки не ходи.

Говорила, говорила —

В почтальонки не ходи.

Почтальонка...

«Почтальонки» достают письма-треугольники из своих сумок и отдают «адресатам».

Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова.

Выходят ученики в солдатской форме.

1-й ученик, «...нас осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына.»

2-й ученик, «...был на передовой. Излазил ее, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

1-й ведущий. На одном фронтовом треугольничке приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки». А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него — и слезы подступают.

2-й ведущий. «Я вернусь», «Жди меня» — этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.

1-й ученик.

Только па фронте проверишь

 Лучшие чувства свои,

Только па фронте измеришь

Силу и крепость любви.

                                 Лебедев-Кумач

1-й ведущий. Сколько стихов и песен сложено в эту пору!.. Одной из таких песен — гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс.

Исполняется песня «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова).

Ученица.

                              Е.Благинина

                      ПАПЕ НА ФРОНТ

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой лее самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется.

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

 Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро елка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказала, тут же и проснулась,

 Как случилось это, не пойму.

 Осторожно к стенке прикоснулась,

 В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая — ничего не видно,

 Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернешься невредимый!

 Ведь война когда-нибудь пройдет?

 Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали.

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

 Днем и ночью был веселый свет...

Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

 Пусть идут на немцев день и ночь...

...Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так... от счастья... Твоя дочь.

Ученик.

Шел солдат в дымах непроходимых,

А от всех дорог и пристаней

Молча шли за ним глаза любимых,

 А любви не выдумать сильней.

П.Герман. «Минуты жизни»

2-й ведущий. Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.

Ученица (читает письмо). «Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: "Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось". Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит — это я, твоя Катя! И если смерть склонится над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце — это буду я и я спасу тебя!»

Исполняется песня «Огонек» (муз. неизвестного автора, ел. М.Исаковского).

2-й ведущий.

Лампы непогашенное пламя,

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми нежными руками

Память прикасается к тебе...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Интегрированный урок по литературе и истории. Урок разработали: Ергалиева А.Б., Ильина Е.Е., Суворина Н.Е.

Интегрированнй урок по литературе и истории. По рассказу А. Толстого " Русский характер"....

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...