Технологическая карта изучения темы "Напиши мне письмо"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Русский язык |
Класс | 7 |
Тип урока | Урок развития речи |
Технология построения урока | РКМЧП, игровая |
Тема | Напиши мне письмо |
Цели | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу учебного процесса, научиться преодолевать трудности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. |
Основные термины, понятия | Адресат, адресант, письмо (этикетные слова) |
Планируемый результат | |
Предметные умения: учащиеся научатся писать письмо; узнают о видах письма | Личностные УУД: осознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса и овладения грамматическими средствами для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке Регулятивные УУД :проектировать пути преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа текста Коммуникативные УУД: Соблюдение основных орфоэпических, орфографических, пунктуационных, грамматических норм РЛЯ в практике речевого общения и на письме. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Работа с текстами, устный опрос, написание писем | Раздаточные материалы «Письмо»; Письмо тувинского добровольца, воина ВОВ, Чапсына Сояна Лопсановича, погибшего в Венгрии в 1945г., похороненного в Будапеште).; мультимедийный проектор (компьютер);конверты писем; репродукции картин; толковые словари русского языка С.И.Ожегова (или орфографический словарь) |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Ход урока
Этап урока | Содержание этапа |
Стадия вызова Цель: актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме Орг.момент(этап мотивации) Стадия реализации смысла Цель:
Стадия рефлексии Цель: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации Задание на дом Цель: самоконтроль и самооценка |
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Тему его вы определите сами. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока. Звучит песня «Улыбка» (1 куплет и припев). Слова М. Пляцковского. Музыка В. Шаинского.(психологический настрой на работу) Слайд №1 (приложение 1) «Напиши мне письмо!» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историей развития письменности, видами писем и правилами их написания. 2.Повторить знаки препинания в предложениях с обращениями, словарные слова по данной теме. 3.Развивать речь учащихся, воспитывать культуру письменного общения. Оборудование: Интерактивная доска, телевизор, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, импровизированный почтальон и почтовый ящик. Ход урока. I . Организация начала урока. Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите фрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино» и попробуйте сами определить тему нашего урока. Учащиеся смотрят небольшой фрагмент(3 мин.) из мультфильма, где дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик пишут письмо. Учитель. Так чему мы будем учиться сегодня на уроке? Тема нашего урока «Напиши мне письмо!» Значит цель сегодняшнего занятия – научиться писать письма, подписывать конверт, точно выражать свои мысли, а не так, как герои мультфильма. Ребята! Как вы думаете, приятно получать письма? А вы хотели бы получить добрую весточку от друзей? Я уверенна, что в конце нашего урока, каждый из вас не только напишет, но и обязательно получит письмо. Значит, все вы поделитесь частичкой своей души, порадуетесь за друзей – ведь это так приятно! Скажите, а кто нам помогает получать письма? Конечно, почтальон. Поэтому у нас в гостях самый известный почтальон – Печкин. Почтальон Печкин. Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам не один, а с очень умной книжкой, а называется она «Энциклопедия». Много интересного я узнал из нее. Думаю, эта мудрая книга ответит сегодня и на ваши вопросы. Ну а письма свои будете опускать в почтовый ящик, а я в своей фирменной сумке доставлю их адресатам, будьте уверены – я свое дело знаю. Только индекс не забудьте написать! Учитель. Ребята, а что обозначают слова адресат, адресант, индекс? Давайте посмотрим в толковый словарь. II Словарная работа Адресат – человек, которому адресовано письмо. Адресант – человек, который написал письмо. Индекс – цифровой код, содержащий информацию о регионе. (Запись появляется на интерактивной доске, учащиеся записывают в тетради) Давайте вспомним правописание тех слов, которые необходимы в любом письме. Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. Учитель. Ребята, любое письмо кому-то обращено, поэтому в нем не обойтись без обращений. Вы уже знакомы с правилами выделения обращения на письме. Сейчас мы их повторим, знакомясь с разными видами писем. III Объяснение нового знания Учитель. Ребята, а кому и зачем пишут письма? Читали ли вы письма на страницах газет? письма бывают как личные, так и деловые (официальные). На интерактивной доске появляется схема. Сейчас на доске (экране) появятся разные письма (построчно). Мы прочитаем их вслух выразительно, а вы попробуете определить вид письма. Для того чтобы письмо дошло до адресата, важно правильно заполнить конверт. На интерактивной доске (экране) появляется конверт. Учитель с ребятами заполняет его, объясняя назначение каждой записи. У учащихся на партах есть конверты. Они заполняют их, адресуя письмо кому-то из одноклассников. IV. Задание по группам 1 гр написать письмо брату или сестре 2гр написать поздравительное письмо маме Рассказ «Энциклопедии» Мы пользуемся речью в двух формах: устной (говорим и слушаем) и письменной (пишем и читаем). Как вы думаете, какая форма речи появилась раньше? (Устная.) Как это доказать? Каждый из нас сначала научился говорить и слушать, а потом – писать и читать. Человек в своем развитии как бы повторяет в миниатюре историю человечества: оно тоже сначала научилось говорить и слушать, а потом писать и читать. Создалась историческая необходимость в письменной форме речи: только она может преодолеть пространство (передача информации на расстоянии) и время (передача опыта, информации будущим поколениям). Физминутка (спеть, на русском, на тувинском языках, изображая предметы по смыслу песни) Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я! Чылыгхунхуннептурзун, Ак-кок дээраястурзун, Аваммонгечурттазын, а мен база чурттаайн! Учитель. Ребята! Что вы нового узнали сегодня на уроке, чему научились? К какому выводу вы пришли? Нужно ли писать письма? Да, ребята! Человечество прошло долгий путь, прежде чем научилось передавать на дальние расстояния, через поколения информацию. То, что вам сегодня кажется таким простым, не всегда было доступно человечеству. Общение, в том числе письменное – бесценный дар, поэтому пишите письма! Домашнее задание по выбору. «Хочу рассказать тебе о своем родном крае». «Письмо другу. Однажды со мной случилось…» «Письмо Президенту». «Мой любимый вид спорта». «Письмо ветерану». «Письмо моему учителю» Урок окончен. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием в биологии является конструирова...
Технологическая карта изучения темы «Павловопосадские платки» к уроку Изобразительного искусства в 3 классе.
ТемаПавловопосадские платкиЦель темы Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.Обучение умению рисовать павловопосадские цветы.Планируемый результатУмение рисовать павловопосадские цветы...
Технологическая карта изучение темы: Городецкая роспись.
Знакомство учащихся с народными промыслами России: Городецкая роспись....
Наибольший общий делитель 6 класс. Технологическая карта изучения темы
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.Цели по содержанию: - обучающие: ввести понятие наибольшего общего делителя, составить алгоритм нахождения НОД,...
Технологическая карта по уроку обучения письма по теме "Письмо заглавной и строчной букв П, п"
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления и формирования навыка каллиграфически правильного письмазаглавной и строчной букв П, п.Задачи урокаДидактичес...