Рабочая программа по предмету "Мокшанский язык"
рабочая программа на тему
Цели программы:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_3_novaya.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО ________________А.М. Котова | Утверждена руководителем МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
29 августа 2014г. 1 сентября 2014г.
Рабочая программа
учебного курса «Мокшанский язык»
в 3 «А», 3 «Б» классах
Составитель: Зимулькина Надежда Александровна,
учитель мокшанского языка
Инсар 2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по мокшанскому языку в 3 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2. Примерные программы начального общего образования по мокшанскому языку (2009г.).
3. Перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РМ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А.И.Исайкина.
Учебник: Мокшанский язык. 3 класс. Второй год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 144 с.
Цели программы:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре. Цели и образовательные результаты программы представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном.
Личностные результаты учащихся, формируемые при изучении мокшанского языка в 3 классе:
- формирование мотивации изучения мокшанского языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Метапредметные результаты изучения мокшанского языка в 3 классе:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- формирование у детей навыков коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
-формирование умения пользоваться двуязычными словарями.
Предметные результаты освоения программы:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- применение правил написания слов;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков мокшанского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное).
Межпредметные связи:
по русскому языку - применение лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении мокшанскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке;
по музыке – осуществляется знакомство с песенным творчеством мордовского народа;
по изобразительному искусству – ознакомление с прикладным искусством мордовского народа.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, наблюдение, работа по карточкам, устный опрос.
Место курса «Мокшанский язык» в учебном плане школы:
На изучение учебного курса мокшанского языка в 3 классе отводится 2 часа в неделю.
Курс рассчитан на 68 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 18.
Количество часов во 2-й четверти - 14.
Количество часов в 3-й четверти - 20.
Количество часов в 4-й четверти - 16.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.
1. Тематический аспект
1. Моя семья и я. Домашние дела. Праздники. Идём в гости.
2. Мои друзья и я. Игры детей.
3. Моя школа. Здравствуй, школа.
4. Мир вокруг меня. В селе летом. В поле. В лесу. В городе. Дикие и домашние животные.
5. Времена года. Прошло лето. Поздняя осень. Зима. Приход весны.
2. Речевой аспект
Говорение. Диалогическая речь. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.
Говорение. Монологическая речь. Короткий рассказ в пределах тематики начальной школы. Воспроизведение наизусть стихов, песен и других произведений детского фольклора.
Аудирование. Полное понимание небольших простых сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.
Чтение. Полное понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале.
Письмо и письменная речь. Заполнение простой анкеты. Написание поздравления, короткого личного письма другу (с опорой на образец).
3. Языковой аспект
Произносительная сторона речи. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.
Лексическая сторона речи. Усвоение до 200 активно употребляемых слов и 100 слов пассивного лексического запаса. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики - клише как элементы речевого этикета.
Содержание учебного курса
№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Прошло лето | 5 |
2 | Здравствуй, школа | 4 |
3 | В селе летом | 6 |
4 | В поле | 3 |
5 | В лесу | 3 |
6 | Поздняя осень | 6 |
7 | В городе | 3 |
8 | Зима | 5 |
9 | Дикие и домашние животные | 4 |
10 | Игры детей | 3 |
11 | Домашние дела | 5 |
12 | Приход весны | 4 |
13 | Весна - хозяйка | 4 |
14 | Весенние праздники | 3 |
15 | Идём в гости | 3 |
16 | Лето | 2 |
17 | Времена года | 2 |
18 | Повторение изученного материала | 3 |
Всего: | 68 |
Уроки контроля в 3 классе не запланированы.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | Дата 3а 3б | ||||||
Прошло лето | 5 | Цель: повторение слов, обозначающих времена года, состояние природы | план | факт | план | факт | ||||
1 | Прошло лето | 1 | Знать: слова, характеризующие состояние природы Уметь: описывать погоду по опорным словам | 1.09 | 2.09 | |||||
2 | Слова приветствия | 1 | 3.09 | 4.09 | ||||||
3 | Времена года | 1 | 8.09 | 9.09 | ||||||
4 | Признаки времён года | 1 | 10.09 | 11.09 | ||||||
5 | Признаки времён года | 1 | 15.09 | 16.09 | ||||||
Здравствуй, школа! | 4 | Цель: повторить слова, обозначающие школьные принадлежности, предметы, окружающие ребёнка в школе | ||||||||
6 | Здравствуй, школа! | 1 | Знать: слова приветствия, прощания, названия учебных принадлежностей Уметь: составлять диалог при встрече, расставании | 17.09 | 18.09 | |||||
7 | Приветствие. Прощание | 1 | 22.09 | 23.09 | ||||||
8 | В школе | 1 | 24.09 | 25.09 | ||||||
9 | В школе | 1 | 29.09 | 30.09 | ||||||
В селе летом | 6 | Цель: знакомство со словами по теме «село» | ||||||||
10 | Моя семья | 1 | Знать: слова, обозначающие членов семьи; слова, описывающие природу села Уметь: составлять рассказ о труде и отдыхе в селе
| 1.10 | 2.10 | |||||
11 | Природа села | 1 | 6.10 | 7.10 | ||||||
12 | На реке | 1 | 8.10 | 9.10 | ||||||
13 | Труд и отдых в селе | 1 | 13.10 | 14.10 | ||||||
14 | В селе лето | 1 | 15.10 | 16.10 | ||||||
15 | Летние заботы | 1 | 20.10 | 21.10 | ||||||
В поле | 3 | Цель: знакомство с названиями растений поля | ||||||||
16 | В поле | 1 | Знать: названия полевых растений Уметь: составлять предложения по картине | 22.10 | 23.10 | |||||
17 | Растения поля | 1 | 27.10 | 28.10 | ||||||
18 | Труд людей в поле | 1 | 29.10 | 30.10 | ||||||
В лесу | 3 | Цель: знакомство с названиями растений леса | ||||||||
19 | В лесу | 1 | Знать: названия лесных растений, животных Уметь: составлять предложения о жизни зверей в лесу | 10.11 | 11.11 | |||||
20 | Растения леса | 1 | 12.11 | 13.11 | ||||||
21 | Животные леса | 1 | 17.11 | 18.11 | ||||||
Поздняя осень | 6 | Цель: знакомство со словами, характеризующими природу поздней осени | ||||||||
22 | Приметы поздней осени | 1 | Знать: названия грибов Уметь: применять в речи прилагательные в единственном и множественном числе | 19.11 | 20.11 | |||||
23 | Краски осени | 1 | 24.11 | 25.11 | ||||||
24 | Лес поздней осенью | 1 | 26.11 | 27.11 | ||||||
25 | На лесной поляне | 1 | 1.12 | 2.12 | ||||||
26 | Труд людей | 1 | 3.12 | 4.12 | ||||||
27 | Погода поздней осенью | 1 | 8.12 | 9.12 | ||||||
В городе | 3 | Цель: знакомство со словами: инголе, фтала, мельганза | ||||||||
28 | В городе | 1 | Знать: слова, описывающие труд людей в городе Уметь: составлять рассказ по картине | 10.12 | 11.12 | |||||
29 | Город, в котором я живу | 1 | 15.12 | 16.12 | ||||||
30 | Саранск – столица Мордовии | 1 | 17.12 | 18.12 | ||||||
Зима | 5 | Цель: повторение слов, характеризующих зиму | ||||||||
31 | Наступила зима | 1 | Знать: названия предметов для занятий зимним спортом Уметь: составлять предложения о зимних развлечениях детей | 22.12 | 23.12 | |||||
32 | Приметы зимы | 1 | 24.12 | 25.12 | ||||||
33
| Зимние игры и забавы | 1 | ||||||||
34 | Птицы зимой | 1 | ||||||||
35 | Животные зимой | 1 | ||||||||
Дикие и домашние животные | 4 | Цель: усвоение грамматической конструкции «сущ.+глаг.» со словом «максы» - «даёт» | ||||||||
36 | Дикие и домашние животные зимой | 1 | Знать: названия животных и их детёнышей Уметь: образовывать слова со значением принадлежности «мой» - «твой»: катозе - катоце | |||||||
37 | Уход за домашними животными | 1 | ||||||||
38 | Уход за дикими животными | 1 | ||||||||
39 | Животные и их детёныши | 1 | ||||||||
Игры детей | 3 | Цель: знакомство со словами, обозначающими послелоги | ||||||||
40 | Названия игр | 1 | Знать: значения послелогов Уметь: составлять предложения с использованием послелогов | |||||||
41 | Предметы для игр | 1 | ||||||||
42 | Любимые игры | 1 | ||||||||
Домашние дела | 5 | Цель: знакомство со словами, обозначающими утварь, посуду, орудия труда | ||||||||
43 | Предметы домашнего быта | 1 | Знать: названия предметов домашнего быта Уметь: составлять рассказ о режиме дня | |||||||
44 | Домашние дела | 1 | ||||||||
45 | Режим дня | 1 | ||||||||
46 | Помощники дома | 1 | ||||||||
47 | Отдых | 1 | ||||||||
Приход весны | 4 | Цель: знакомство со словами на тему «весна» | ||||||||
48 | Наступила весна | 1 | Знать: значения слов «эряви», «аф эряви» Уметь: составлять рассказ об охране природы | |||||||
49 | Приметы весны | 1 | ||||||||
50 | Природа вокруг нас | 1 | ||||||||
51 | Охрана природы | 1 | ||||||||
Весна - хозяйка | 4 | Цель: знакомство с названиями весенних растений | ||||||||
52 | Весна - хозяйка | 1 | Знать: названия лесных цветов, перелётных птиц Уметь: составлять предложения по вопросам: Кие? Месенди?; Кит? Мезе тиихть? | |||||||
53 | Весенний букет | 1 | ||||||||
54 | Вестники весны | 1 | ||||||||
55 | Весна - хозяйка | 1 | ||||||||
Весенние праздники | 3 | Цель: знакомство с названиями предметов женской одежды | ||||||||
56 | 8 Марта – женский день | 1 | Знать: названия украшений в мокшанском наряде Уметь: отвечать на вопрос «мзярда?» - «когда?» | |||||||
57 | Предметы женской одежды | 1 | ||||||||
58 | Женские украшения | 1 | ||||||||
Идём в гости | 3 | Цель: знакомство со счётом 11 - 20 | ||||||||
59 | Правила поведения в гостях | 1 | Знать: названия чисел; правила приглашения в гости Уметь: составлять рассказ о поведении в гостях | |||||||
60 | День рождения | 1 | ||||||||
61 | Идём в гости | 1 | ||||||||
Лето | 2 | Цель: знакомство со словами на тему «лето» | ||||||||
62 | Лето | 1 | Знать: названия насекомых Уметь: составлять рассказ о лете | |||||||
63 | Природа летом | 1 | ||||||||
Времена года | 2 | Цель: закрепить названия времён года | ||||||||
64 | Времена года. Проект | 1 | Знать: основные признаки времён года Уметь: составлять рассказ о времени года | |||||||
65 | Природа нашего края | 1 | ||||||||
Повторение изученного материала | 3 | Цель: повторение пройденных тем | ||||||||
66 | В школе. В городе | 1 | Знать: словарь 3 класса Уметь: переводить текст по словарю | |||||||
67 | Птицы и животные нашего края | 1 | ||||||||
68 | Моя Мордовия | 1 | ||||||||
Всего: | 68 |
Требования к уровню владения мокшанским зыком во второй год обучения:
- употребление грамматических правил мокшанского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определённых коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);
- обозначение множественности предметов, признаков, действий;
- обозначение принадлежности предмета к определённому лицу;
- применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;
- употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Диски: Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии». Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский). Мы – Мордва! Сказки финно-угорских народов.
Портреты: Писатели и поэты Мордовии.
Учебно – методическое обеспечение предмета
О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г.
О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г.
Б. А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско- русский словарь», 1998.
Седова П.Е., Ломакина Т.И. Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский Дом «Книга», 2009
Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся / А.И. Исайкина. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. Мокшанский язык. 3 класс. Второй год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 144 с.
Рабочая тетрадь к учебнику «Мокшанский язык» для 3 класса русскоязыч.учащихся (первый год обучения) / А.И. Исайкина, М.И. Малькина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010. – 72 с.
Используемые Интернет-источники:
www.edurm.ru
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...