Статья на тему "Нравственное воспитание в школе"
статья на тему

Нравственное воспитание в школе в условиях двуязычия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-nravst.vospitanie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ  ШКОЛЬНИКОВ»  

 Переход современного общества к рыночной экономике привёл к упадку гуманистических ценностей, кризису духовности, индивидуализму, развивающемуся культу денег, что особенно губителен для наименее приспособленной части общества - детей, подростков, юношества. Как показывает социально-культурная практика развития общества, этим негативным воздействиям может противостоять устойчивая система духовных и нравственных ценностей, которую предлагает национальная культура в виде традиций, обычаев, обрядов, праздников. В многочисленных работах учёных  доказано, что традиции, обычаи, обряды, праздники в социальной и культурной жизни человека - явления всеобщие и постоянные. Они свойственны всем народам и во все времена. Система традиций и обычаев имеет ярко выраженный этнический характер. Безусловно, она является одним из компонентов определения этноса. Кроме того, сложившаяся система традиций и обычаев - признак стабильности общества, без которой невозможно его полноценное, полнокровное существование, ибо она — неотъемлемая часть его образа жизни.

       Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

       Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для общеобразовательных школ предмет социальной  востребованности и актуальности.

        Одна из важнейших задач учителей  школы- формирование нравственного воспитания личности ребёнка Нравственное воспитание  как процесс, направлено на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений  к  Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания  у  школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда

         Моя задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.

         Путь реализации данной задачи,  конечно очень долог и кропотлив. И  школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

         Работая в школе уже 26 лет  отметила, что  школа     даёт свои большие преимущества  и ряд недостатков  в формировании нравственного воспитания.  Дети  целый день,  каждый час, каждую минуту общаются в одном коллективе.  Они как цветок, медленно раскрывающий свои лепестки, впитывающие в себя ВСЁ. И задача педагога  школы очень тяжела - ежеминутно направлять  детские взгляды, мысли.

            Именно направить,   ведь для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка.  Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию, что, несомненно, радует учителя.  На мой взгляд,   следует избегать давать детям лишь готовые решения, ведь  это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, к закомплексованности ученика, к неумению найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в  которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. И наша задача научить ученика правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

     В нашей школе  в течении учебного года проводятся  много внеклассных мероприятий, особенно национальные праздники, как: «Сөмбелә”, “Каз өмәсе”, “Нәүрүз”, дни рождения Габдуллы Тукая, Мусы  Джалиля, “Туган тел көне”, “Ак каурый”, “Татар малае”, “Нәфис сүз остасы” и другие.

     Но  наряду с татарскими народными традициями и обычаями заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского  и других народов. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим. Особенно это можно увидеть в проведении  дня «Родного языка». В этот день мы проводим мероприятия, которые охватывают всех наций-детей, которые обучаются в нашей школе.

      В моих  классах  дети, приобретая  собственный нравственный опыт, как и любой взрослый,  ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Я,  помогаю  ребёнку  осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется,  помогаю ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

      Большой опыт работы помог мне  выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего,   в своей  работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. С каким восторгом дети ждут классного часа, чтобы показать свою индивидуальность и творчество.

       Каждый день я создаю атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Наши уроки начинаются с упражнений –похвалы и комплементов друг-другу на татарском и русском  языках ( «Подари улыбку», «Хорошее настроение»).

    Постоянно утверждаю, радостный стиль жизни детского коллектива и каждой личности -  гуманистическое  воспитание никогда себя не исчерпает. При этом учитываю положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания между детьми разных национальностей.

    Каждый день уроки заканчиваются рефлексией, которая проводится в конце урока, в конце учебного дня, в конце прошедшего дня -  в кругу своих одноклассников. Детям интересно высказывать своё мнение, видеть, что его мнения также прислушиваются другие, чувствовать себя увереннее.

    Гуманистические отношения и взаимоотношения с детьми разных национальностей в нашей школе, в моём классе строятся в совместной деятельности школьников. Поле деятельности здесь очень велико: подготовить материал к  национальным праздникам:  ролевую сценку, групповой танец, доклады и т.д. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности.

    Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в небольших группах сверстников: «помощник консультант» на самоподготовке видит свою роль - в помощи другому.

      Нравственное воспитание  школьника происходит в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

  Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я  помогаю учащимся  осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений татарской  художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

  Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.

   Я избегаю общих оценок личности каждого ученика.  Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

     Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. И это стоит глобальной проблемой. Трудные асоциальные неблагополучные семьи, неработающие родители… Как научить   родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

    Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств народных традиций и обычаев в воспитании и образования. Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:

• между возросшей в условиях нравственного и духовного кризиса современного общества значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и условий нравственного воспитания на народных традициях;

• между значимостью формирования уважения и интереса к народной культуре, развитием нравственной воспитанности учащихся  и недостаточным использованием в данном процессе педагогического потенциала народных традиций и обычаев;

• между обостренной потребностью  школьной практики в рациональном использовании народных традиций и обычаев и отсутствием разработанного содержания, научно-обоснованных форм и методов их использования в реальном учебно-воспитательном процессе

Таким образом,выявлена сущность народных традиций в нравственном воспитании   ребенка, которая представлена системой: педагогических понятий —уход, воспитание, самовоспитание, наставление, обучение, учение, приучение; ребенок воспринимается как объект и субъект воспитания - рождение ребёнка, любовь и уважение к детям, отношение к своим и чужим детям, особенность воспитания девочек и мальчиков; функций воспитания -подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье духовном и телесном, привитие любви к ближнему и окружающему и т.д.; факторов воспитания — природа, труд, быт, религия, родное слово, промыслы; методов воспитания — просьба, поощрение, одобрение, пример, похвала, прощение, проявление доброты и огорчения, внимания и заботы, внушение, разъяснение, убеждение, объяснение, доверие, моральная поддержка, положительный пример старших, вовлечение в деятельность, ласковый упрек, намек, осуждение, приказание, предупреждение, проявление возмущения, наказание; средств воспитания - потешки, считалки, загадки, пословицы, песни, сказки, притчи, былины,  и т.д.; идеей совершенства человека — взаимосвязь сторон воспитания, комбинированные меры воздействия, комплексные формы организации жизни и деятельности детей; организацией воспитания — этические беседы, совместный труд взрослых и детей; общенародные, семейные и религиозные обряды, праздники, ритуалы; общение; игра; воспитателями — родители, дедушки, бабушки,сестры, братья, родственники, соседи, общественность, их деятельность и мысли; систематизированы формы нравственного воспитания младших школьников на традициях по группам и подгруппам (общенародные: государственные, воинские, общественно-календарные, профессиональные, календарно-трудовые, детско-юношеские, экологические, праздники искусства и поэзии; семейные: рождение, свадьбы, юбилеи, новоселье,дни памяти  т.д.; религиозные: курбан-, ураза-, раджаб-, маулид-байрам, ночи предопределения, создания и др.), и применение их в виде общественно-политических, трудовых, познавательных художественно-эстетических, организаторских, спортивно-оздоровительных мероприятий, игр, праздников, которые способны оказать благоприятное воздействие на процесс нравственного воспитания  школьника.

    Рассмотрела своевременную вовлеченность и участие  школьников в народных традициях и обычаях. Изученные данные подтверждают, что многие  школьники, их родители, учителя не принимают активное участие в проводимых традиционных мероприятиях. Рассмотрены причины этого явления (недооценка учителями, родителями роли традиций и обычаев в воспитании детей, пассивное отношение к участию со стороны их родителей, недостаточный акцент со стороны взрослых  к участию в этих мероприятиях и т.д.).

   Таким образом, традиции и обычаи заключают в себе широкие потенциальные возможности для формирования нравственных убеждений, взглядов, поведения. Превращение этих возможностей в действительность и составляет содержание целенаправленного педагогического процесса.

    Поэтому  организованное совместными усилиями школы, семьи и общественности, является  

     Традиции и обычаи являются оптимальным средством нравственного воспитания  школьников в том случае, если:

- деятельность детей организована с соблюдением социальных и психолого-педагогических условий совместной деятельности семьи, школы и общественности;

- деятельность взрослых и детей направлена на моральное просвещение, вооружение нравственными знаниями, системой взглядов и убеждений;

- выбирая Традиции и обычаи, формы и методы воспитательного воздействия, предпочтение отдается тем из них, которые помогают связать нравственное воспитание с общественно полезной деятельностью детей, с задачами  школьного, семейного, государственного значения;

- существует наличие взаимосвязи и взаимодействия в воспитательном процессе народных традиций и традиций, созданных учащимися в школе; имеется дифференцированный подход к использованию традиций и обычаев в связи с их конкретными воспитательными возможностями;

- сохраняется яркость, эмоциональность, торжественность проведения традиционных мероприятий.

 

Литература:  

 1.Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1979.

2.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Р.С.Буре, А.М.Виноградова, Г.Н.Година и др.; Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.

3.Диалоги о воспитании /Под ред. В.Н.Столетова; Сост. О.Г.Свердлова. 3-е. изд. - М.: Педагогика, 1985.  

4.Нравственное воспитание школьников. Под ред. И.С.Марьенко. М., «Просвещение».

5.Праздники, обряды, традиции. 2-е. изд. /Сост.: Б.Марьянов. - М.: Мол. гвардия; 1979.

6.Ягафарова Д.С. Классный руководитель,  Казань: Татар. кн. изд-во, 1983. - 112с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Статья "Военно-патриотическое воспитание в школе..."

Статья "Военно-патриотическое воспитание в школе..."...

Статья "Военно-патриотическое воспитание в школе"

Статья посвящена всей моей работе по военно-патриотическому воспитанию...

Статья «Развитие физического воспитания в школе»

Введение.Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное ...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Статья "Проблемы нравственного воспитания в школе"

Проблемы нравственного воспитания...