Урок литературы в 7 классе "Друг познается в беде"
план-конспект урока (7 класс) на тему

                              Тема:      «Друг познается в беде»

                            Рассказ Ю. Казакова   «Тихое утро» 

 

 

Эпиграф:                                                   «Источник мужества обнаруживается   

                                                                        во время бедствия  »

 

 

 Цели урока: - познакомить учащихся с личностью писателя и его 

                          творческой биографией ;

                        - помочь осмыслить содержание произведения, характеры 

                           главных героев;

                        - определить главные идеи произведения.

 

Приемы и методы:

1. метод творческого чтения : слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа, постановка нравственных, философских проблем.

2. эвристический метод : анализ образа конкретного литературного героя .

 

Оборудование урока:  - портрет писателя Ю.Г. Казакова, выставка книг,                    

                                        иллюстрации , стенд «Сегодня на уроке».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 «Раздольевская основная общеобразовательная школа»

Быковского муниципального района Волгоградской области

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ДРУГ  ПОЗНАЕТСЯ  В  БЕДЕ»

                     Рассказ Ю. Казакова   «Тихое утро»  

                                                                         Учитель русского

                                                                              языка и литературы

                                                                                 Калтумбасова Аймаш              

                                                                   Бекбулатовна

2014г.

                              Тема:      «Друг познается в беде»

                            Рассказ Ю. Казакова   «Тихое утро»  

Эпиграф:                                                   «Источник мужества обнаруживается    

                                                                        во время бедствия  »

 Цели урока: - познакомить учащихся с личностью писателя и его  

                          творческой биографией ;

                        - помочь осмыслить содержание произведения, характеры  

                           главных героев;

                        - определить главные идеи произведения.

Приемы и методы:

1. метод творческого чтения : слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа, постановка нравственных, философских проблем.

2. эвристический метод : анализ образа конкретного литературного героя .

Оборудование урока:  - портрет писателя Ю.Г. Казакова, выставка книг,                    

                                        иллюстрации , стенд «Сегодня на уроке».

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УРОКА:

 Слово учителя : Сегодня мы познакомимся с писателем Ю.Казаковым и поговорим о своеобразии его художественной прозы. Изучим  рассказ «Тихое утро».

     « Казакову достались от природы и родителей – простых русских людей завидное здоровье, силушка , высокий рост, косая сажень в плечах , мощный череп, облысевший по какой - то причине, выставленная вперед нижняя челюсть, выразительный рот с загнутыми к верху уголками, и главное лоб занимающий чуть не половину лица, выразительный штучной выделки нос; светлые удивительно мягкие по выражению глаза». Так пишет о Казакове его друг Глеб Горышин .

Автор многих рассказов, Казаков предстает перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

       Со страниц его произведений открывается огромный мир человеческих чувств , переживаний. Вместе  с героями читатель радуется и страдает прекрасным и испытывает неприязнь к уродливому и безобразному в жизни .

         В 1958 году закончил литературный институт и выпустил сборник рассказов . Позже выходят его сборники : «На полустанке», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Закат хлеба».

- Какими же свойствами нужно обладать , чтобы быть человеком?

- Как нужно жить ?

- Что лежит в основе человеческого поведения ?

  Об этом и размышляет Ю.Казаков в рассказе «Тихое утро»

Давайте ребята откроем с вами рассказ «Тихое утро».

(звучит произведение «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт » Г.Ибсена.

Э.Гри Учитель читает описание утра)

- Что предвещает утро?

-Как готовятся к рыбалке Яшка и Володя?

- Какими вы представляете мальчиков по первым страницам произведения?

(Учащиеся в рассказе находят описание мальчиков и зачитывают)

Яшка – деревенский парень (малец), который судя по всему за свою ребячью жизнь уже успел узнать потайные тропинки в округе, изучить водные глубины.

Володя – городской мальчик завидующий загару и его походам .

Ребята как вы думаете, почему писатель избрал героями своего рассказа детей?

Яшка в рассказе в школьном возрасте , когда мальчишки считают себя взрослыми, мудрыми , самостоятельными. Поэтому-то он и держится,  подчеркнуть высокомерно и покровительственно с новым приятелем из Москвы .

Беседа с учащимися по содержанию рассказа.

Учитель:    Почему Яшка на рыбалку  идет с Володей? Кажется в данной                                

                    ситуации назревает

                    конфликт между ребятами, прочтите этот эпизод: от слов «Яшка  

                   разозлился…» до слов «пошли на улицу…»

(вывод):

Ни один из них не подозревал, что небольшой промежуток времени отделяет их от трагического события, потрясшего обоих до глубины души и оставившего глубокий след в жизни каждого.

Беседа по следующим вопросам:

-Как это произошло?

- Как ведет себя Яшка в первый момент?

-Только ли страх владеет мальчиком в эти минуты? Какие чувства охватывают мальчика, когда он понял, что Володя тонет?

-Что движет поведением мальчика в это мгновение?

Пойдем вслед за писателем. Эпизод: «Володя теперь уже не бился…» до слов «…у Яшки застучали зубы…»

Если бы Яшка не бросился вторично спасать товарища, Володя бы погиб.

-Но как Яшка жил бы после этого?

 

-Был бы он счастлив?

Рассказ заканчивается спасением товарища.

Выразительное чтение:

Прочитаем этот эпизод: «…Яшка моргнул… он заревел еще отчаянней и громче…»

-Почему Яшка плачет так горько и безутешно?

- Как объяснить, что  Яшке, после того ,как все кончилось благополучно не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

Беседа:

Давайте заглянем в будущее героя:

-Какими людьми  вырастут Яшка и Володя?

-Станут ли они друзьями? Как сложится их жизнь?

 «Герой тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть» _  

   утверждал М.Горький

-Можно ли назвать Яшку героем, а поведение героическим?  

 -Подберите пословицы  к этому рассказу.

Друга любить- себя не щадить

Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает

Доброе дело само себя хвалит

Друзья познаются в беде

Храбрость стоит, а трусость бежит

Всякий человек у дела познается

 Домашнее задание: подготовить по самостоятельно составленному плану                                      пересказ или чтение по ролям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу Зощенко "Беда"

Урок литературы в 7 классе по рассказу Зощенко "Беда"...

открытый урок "Путешествие как способ познать мир"

На данном уроке активизируется лексический материал по теме "Путешествие и транспорт", и проверяется способность детей 9 класса вступать в коммуникацию  в предложенных ситуациях, а также их умени...

Конспект тематического урока по осетинскому языку в 7 классе " Друг познается в беде"

Особенность урока заключается в том, что повторение пройденного материала " Причастие" основывается на текстах, объединенных одной воспитательной темой: "Друг познается в беде".  Работа по первом...

Занятия с элементами соревнования " Друг познается в беде"

Занятие состоит из двух частей, в первой обсуждаем различные проблемные ситуации, рассказываем о своих друзьях, во второй - соревнования на сплочение детского коллектива....

Друзья познаются в беде

Дается краткое понятие дружбы, предлагаются ситуации, где можно ее проверить...

Логопедическое занятие в подготовительной группе «Румяные щечки» по обучению грамоте: «Друг познается в беде»

Цель: Формирование фонематического восприятия, лексико-грамматических представлений, навыков связной высказывания. Задачи:Образовательные:Знакомство со звуком С. Характеристика звука. Обеспечить ...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. М. М. Зощенко. "Беда"

Предложен материал и определен ход самостоятельной работы ученика в условиях дистанционного обучения....