Урок литературы по рассказу Л.С. Петрушевской « Страна» по теме «Одиночество - счастье или беда в жизни людей?» . 10-й класс.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Носовская Татьяна Андреевна

Урок литературы по рассказу Л.С. Петрушевской "Страна" по теме "Одиночество-счастье или беда в жизни людей?" для учащихся 10 класса  разработан  с использованием тнхнологии развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы   по рассказу Л.С. Петрушевской « Страна» по теме «Одиночество - счастье или беда в жизни людей?» . 10-й класс.

Носовская Татьяна Андреевна, учитель

 русского языка и литературы

Цель: способствовать пониманию проблематики рассказа, совершенствовать умения читать и анализировать текст художественного произведения, развивать творческие, аналитические, коммуникативные компетенции, навыки рефлексии.

Задачи:

– предметные – формировать умения воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, характеризовать героев, определять роль изобразительно – выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

– метапредметные – формировать умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, учитывая позицию других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

– личностные – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, воспитанию нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.                                                                                                                                            

Технологическая карта урока

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационно-мотивационный этап.

Учитель приветствует учащихся, эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к включению в деятельность

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд 1

1-------------------

2 тоскующий, разочаровавшийся

3.забыт, печалится, замкнулся

4. он ушёл ото всех

5 чувство

- Определите первое слово синквейна (одиночество)

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

2

Актуализации знаний.

Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?

- Запишите в тетрадь, как вы понимаете слово «одиночество».

-Что может служить причиной одиночества?

-Всегда ли одиночество – это плохо?

- Может ли одиночество быть стимулом чего-либо?

Вывод: Значит одиночество может дарит и счастливые минуты жизни, и самые горькие.

Оно может быть и ловушкой, попав в которую. Сложно найти выход, а может быть панацеей от всех бед.

-Какая проблема высвечивается?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд 2

Всё не ладится в этой квартире,

В этом городе, в этой стране,

В этом блёклом, развинченном мире,

И печальней всего, что во мне.

                       (Д. Быков)

- Как вы понимаете эпиграф к уроку? 

записывают в тетрадь понятие.

отвечают на вопросы, записывают в тетрадь тему урока   « Одиночество-счастье или беда в жизни человека?», эпиграф.

3

Постановка учебной цели и задачи

-Какова же будет цель урока?

(Определить, что несёт одиночество героям произведения)

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Людмилы Стефановны Петрушевской «Страна».

 - Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?   Запишите.

Слайд 3

 (государство, Россия, дом, семья).

-Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу.

Записывают в тетрадь ассоциации. Формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы

4

Изучение нового, мотивация к дальнейшей деятельности

слайд 4

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.С. Петрушевской « Страна». Творчество писательницы заставляет нас задуматься о своей семье, смысле жизни, о своём предназначении. Она не требует от нас быть великими, она учит становиться и оставаться людьми.

Сообщение о жизни и творчестве Л.С. Петрушевской (рассказ ученика с презентацией)

Работа с текстом

Фрагмент 1

-Что вы почувствовали, читая фрагмент?

-Что творится в душе этой женщины?

-Что вас удивляет в этом фрагменте?

-Что вас настораживает?

(Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая, со следами былой красоты, никому не видимая, с вялой дочкой на руках, замкнулась в своей однообразной повседневной жизни. А жизнь идёт своим чередом и  мимо.

- Пофантазируйте, что будет дальше?

2 Фрагмент.

- Как вы оцениваете поведение женщины в этом эпизоде?

-Почему она звонит туда, где она уже не своя?

- Как относятся к ней окружающие?

(Всё-таки женщина ждёт, надеется, что всё изменится, она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает её. И тогда безысходность.)

3 фрагмент.

- Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

-Что произошло за такой короткий период?

- Что особенно пугает?

-К чему может привести такой образ жизни?

- Насколько актуальна эта проблема?

( Подобные события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако, как сказал римский философ Сенека: «Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды».)

-Как по вашему закончится рассказ?

4 фрагмент

- Какие сны снятся матери и дочери?

-Жизнь большого города и жизнь одинокой женщины идёт как два параллельных мира, которые по каким-то причинам не могут пересечься. Почему?

- Что надо сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

-Какова особенность композиции рассказа?

( Кольцевая композиция рассказа создаёт

эффект бесконечности такой жизни. Жизнь героини представляет собой бег по замкнутому кругу. Изображая безрадостное существование героини, Петрушевская рисует утро и вечер. День как бы отсутствует. И лишь ночь – долгожданное забвение  «Божественные сны снятся дочери и матери».)

-Как, по вашему мнению, сложиться жизнь этих людей дальше?

- Читают текст, используя приём технологии (РКМЧП).

- Представляют информацию в виде таблицы «Двойной дневник». Выписывают ключевые слова и фразы, характеризующие героев рассказа, дают им своё толкование.

цитата (ключевое слово, фраза)

моё толкование цитаты

Класс разделён на 3 групп (дифференцированный подход), и в зависимости от состава и уровня группы учащиеся составляют вопросы для одноклассников, направленные на работу с текстом и его осмысление  (тонкие» и «толстые вопросы»).

5

Рефлексия

 - Что скрывается под заголовком «Страна»?

Какие ассоциации вызывает слова «страна» после прочтения рассказа?

- Относятся ли строки этого стихотворения к героям рассказа «Страна»? Почему?

-Мы говорили, что одиночество – это не только грусть, тоска, слезы, но и долгожданные минуты отдыха, и моменты творчества. Нашло ли такое толкование явления в рассказе?

-В рассказе «Страна», о каком одиночестве идет речь? ( Об одиночестве забытых всеми людей.)

-Какие ключевые слова использует автор, чтобы изобразить внутреннее состояние матери и дочери, чтобы охарактеризовать семью (страну)?

В чём главная проблема героев этого рассказа?

- Можем ли мы что-то сделать, чтобы таких людей было как можно меньше?

- Жестокий натурализм в изображении жизни для Петрушевской – возможность поставить перед читателями вопросы. Какие же проблемы взволновали вас?

слайд 5

-Какой из афоризмов наиболее полно раскрывает смысл рассказа?

1) Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

(Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ, эссеист)

2) Равнодушие есть наивысшая жестокость.

(Митчелл Уилсон, американский писатель)

3) Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана.

( Иван Вазов,  писатель)

4) Мечта могущественнее реальности.

(Анатоль Франц, французский писатель)

5) Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.

(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист)

Отвечают на вопросы.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Жильченко:

Одинокими не рождаются,

Просто в день, судьбою проклятый,

Одинокими пробуждаются,

Пустотою насквозь проколотые.

В одиночестве не рождаются

И по жизни за ним не гонятся.

В одиночестве не нуждаются,

Просто с ним мириться приходится.

Обсуждение и сопоставление собственных результатов работы с результатами одноклассников.

Используя « Двойной дневник», составляют кластеры: описание матери (1 группа), дочери (2 группа), семьи (страны) -3 группа).

Представление кластеров каждой группой.

Учащиеся объясняют, какой ,по их мнению, афоризм наиболее полно раскрывает смысл рассказа.

6

Заключительный этап. Домашнее задание

-Сегодня мы с вами проанализировали  рассказ Л.Петрушевской «Страна».

-Человек идет по жизни, как по ступенькам. Будут эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к совершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации – зависит от самого человека. Этот выбор – не дело будущего, он происходит уже сейчас, в настоящее время. Вы уже взрослые люди и должны уметь отвечать за свои поступки. Рассказ Л.Петрушевской показывает, какой может стать ваша жизнь. Это рассказ – предупреждение. 

- Ребята, работая в своих рабочих листах, вы создали кейс, то есть подобрали материал по проблеме одиночество.

-Как вы думаете, какое будет задание на дом?

Домашнее задание по выбору.

Представьте себя писателями и

напишите продолжение рассказа, что стало с героями год спустя.

Написание творческой работы «Год спустя».

Написание эссе «Что бы я хотела изменить в стране, в которой живут герои рассказа?»

Оцените в группе работу каждого учащегося.

Высказывают предположение.

Записывают домашнее задание.

Заполняют оценочный лист

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: "Одиночество - это счастье или беда в жизни людей?"

Цель урока:совершенствование умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста.  Задачи урока:- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произ...

«Одиночество – счастье или беда в жизни людей?» Презентация

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "Одиночество: счатье или беда в жизни людей?"...