РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВ ДЛЯ 5 КЛАССА «В МИРЕ ПРОЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА"
рабочая программа (5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВ ДЛЯ 5 КЛАССА «В МИРЕ ПРОЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_moskovskoy_oblasti.docx | 72.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ВПО МО
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
(КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ)
ЗАЧЁТНЫЙ ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТАТИВ ДЛЯ 5 КЛАССА
«В МИРЕ ПРОЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА»
ВЫПОЛНИЛ: СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ШИРКИН А.И.
ПРОВЕРИЛ: К.Ф.Н. ДОЦЕНТ КРАПОТИНА Т.Г.
МОСКВА
2014
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа программы
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
- ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
- Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса. Образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, выступлений, социальных проектов, круглых столов, конференций, диспутов, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия проводятся не только учителями, но и педагогами дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, информационно-познавательную, игровую, спортивную и социальную деятельность.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
- Цель программы: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
- Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
- Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.
- Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
- Способствовать личностному становлению учащихся, развитию интеллекта.
- Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
- Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни.
- Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества складывается из следующих компонентов:
- любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
- осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
- социальная активность,
- уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни;
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- • основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;
- Принципы и особенности организации внеурочной деятельности
- Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности учащихся.
- Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
- Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
- Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
- Принцип социального заказа
- Принцип целостности
- Принцип личностно-деятельностного подхода
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
- Принцип кадровой политики
Модель организации внеурочной деятельности – модель корпоративной школы, так как внеурочная деятельность реализуется силами образовательного учреждения, дети объединены по интересам и поставленным образовательным задачам. Используются программы внеурочной деятельности, разработанные учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования. Составленные педагогами рабочие программы внеурочной деятельности утверждены, проведена экспертиза, для реализации программ ОУ укомплектовано необходимыми педагогическими кадрами.
- Направления реализации программы
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности:
- духовно-нравственное,
- социальное;
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- спортивно-оздоровительное
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Результаты и формы внеурочной деятельности по направлениям:
Духовно-нравственное направление.
Цель: формирование у учащихся ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.
Результаты: сформированное позитивное отношение учащихся к общечеловеческим ценностям нашего общества.
Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность, выставки работ.
Социальное направление.
Цель: Формирование у учащихся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.
Результаты: сформированность у учащихся знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к городу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).
Формы работы: проектная деятельность.
Общеинтеллектуальное направление.
Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об информационных технологиях.
Результаты: сформированность у учащихся знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде, проектные работы, создание базы данных.
Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа.
Общекультурное направление.
Цель: формирование у учащихся эстетических знаний, развитие эстетического интереса к искусству.
Результаты: сформированность у учащихся позитивного отношения искусству.
Формы работы: творческая мастерская, игровая.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: формирование здорового образа жизни учащихся, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях.
Формы работы: игровые занятия.
- Содержание программы по внеурочной деятельности (в приложении к программе)
- духовно-нравственное направление
- социальное направление
- общеинтеллектуальное направление
- общекультурное направление
- спортивно-оздоровительное направление
- Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Объекты мониторинга:
- Диагностика эффективности внеурочной деятельности учащихся (оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование учащихся и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)
- Личность самого воспитанника (вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ)
- Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений)
Мониторинг осуществляется 2 раза: на начало и конец процесса введения внеурочной деятельности.
- Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.
- Методика «Творческие задания»
- Методика «Эмоционально-психологический климат»
- Анкетирование по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях.
- Тест на мотивацию.
- Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
1. Введение
Программа факультатива «В мире книг А.С.Пушкина» для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы факультатива– изучение литературы на основе произведений А.С.Пушкина.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,
3. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.
В программу включены произведения А.С.Пушкина, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).
4. Результаты факультатива.
Личностными результатами учеников 5 класса, формируемыми факультативом являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений А.С.Пушкина
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате участияв факультативе ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателя
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
6. Состав участников образовательного процесса
Особенности обучающихся:
- Возраст (10-11 лет),
- уровень мотивации (высокий),
- уровень подготовки (высокий),
- количество обучающихся (25 чел.)
Содержание программы учебного курса
V класс
(34 часа)
Введение. (1ч.). А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.
I. Любимые строки произведений А.С.Пушкина(2 часа)
Особенности содержания и художественное своеобразие стихов поэта.
(по выбору учащихся)
II. Сказки А.С.Пушкина(7+1 час)
Для чтения и изучения
1. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
2.Сказка о рыбаке и рыбке
3.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
4.Сказка о попе и о работнике его Балде
5.Сказка о медведихе
6.Сказка о золотом петушке
. Отличие литературной сказки от народной. Сказочные события и герои в литературе
Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
III. Стихотворения о природе(9+1час)
Для чтения и изучения
Деревня (отрывок)
Я твой: люблю сей темный сад
Унылая пора! Очей очарованье!...
Унылая пора! Очей очарованье!
Октябрь уж наступил... (отрывок из поэмы Евгений Онегин)
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Гонимы вешними лучами... (отрывок из поэмы Евгений Онегин)
Гонимы вешними лучами,
Уж небо осенью дышало... (отрывок из поэмы Евгений Онегин)
Уж небо осенью дышало,
Вот север, тучи нагоняя... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")
Вот север, тучи нагоняя,
Зима!... Крестьянин торжествуя... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Поэзия природы . Любовь поэта к родной природе как выражение патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.
IV. Русская история в стихах поэта(4+1 час)
Для чтения и изучения
"Песнь о вещем Олеге"
Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников. Познакомить с историей создания стихотворения. Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями. Развивать образное мышление и воображение учащихся. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.
Бородинская годовщина(отрывок)
Великий день Бородина…
Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии. Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
V. Стихи о дружбе(4 часа)
19 октября(отрывок)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
19 октября 1827
Бог помочь вам, друзья мои,
анализ произведений, посвященных теме братства и дружбы
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
формирование внимания у учащихся к внутреннему миру личности.
владеть литературоведческой терминологией;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока. | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||
| Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
| Введение. (2ч.). | ||||||||
1 | Роль дитературы в хизни человека А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта. | Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.
| Литература, художественные приемы.
| Знать и понимать цели и задачи предмета | Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.
| Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с текстом | |||
2 | В мире книг.
| Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.
| Литература, художественные приемы.
| Знать и понимать цели и задачи предмета | Фонды книг и правила библиотеки; вспомнить любимые произведения. | Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, пересказывать. | |||
I. Любимые строки произведений А.С.Пушкина(2 часа) (по выбору учащихся) | |||||||||
3 | Особенности содержания и художественное своеобразие стихов поэта. | Напомнить о своеобразии стихов поэта | классика, поэзия | своеобразие, особенности стихотворной речи. | . Особенности творчества Пушкина | выразительно читать | |||
4 | Стихи Пушкина (по выбору учащихся) | Развивать навыки выразительного чтения | классика, поэзия | своеобразие, особенности стихотворной речи. | . Особенности творчества Пушкина | выразительно читать | |||
II. II. Сказки А.С.Пушкина(7+1 час) | |||||||||
5 | Народные сказки Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | Виды народных сказок | фольклор, его жанры | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, | Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки | |||
6 | 1. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче | . Обучение устному пересказу | сюжет, гипербола, | уметь охарактеризовать героев сказки | Знать историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | |||
7 | 2.Сказка о рыбаке и рыбке | Обучение устному пересказу | сюжет, завязка | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки | Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок. | Сравнивать характерные черты сказок | |||
8 | Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) | Виды сказок | виды сказок | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения сказки; | Особенности жанра сказки. | Создавать сказку, учитывая особенности жанра. | |||
9 | 3.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях | Обучение устному пересказу. | сюжет, гипербола, исполнители | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки | . Содержание и особенности произведения | Выразительно читать и составлять цитатный план произведений. | |||
10 | 4.Сказка о попе и о работнике его Балде | Обучение устному пересказу. | . сюжет, завязка | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки | особенности стихотворной сказки. | Читать по ролям | |||
11 | 5.Сказка о медведихе | . Развивать навыки выразительного чтения | сказка | владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. | Находить отличительные особенности литературных сказок. | |||
12 | 6.Сказка о золотом петушке | Обучение устному пересказу. | сказка | Знать поэтические средства художественной выразительности | . Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев | Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения | |||
III. Стихотворения о природе(9+1час) | |||||||||
13 | . Деревня (отрывок) Я твой: люблю сей темный сад | Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | сюжет, | владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Особенности изобразительного мастерства поэта, | выразительно читать | |||
14 | Унылая пора! Очей очарованье!... Унылая пора! Очей очарованье! | Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | классика, поэзия | Знать поэтические средства художественной выразительности | Особенности творчества Пушкина | строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением | |||
15 | Октябрь уж наступил... (отрывок из поэмы Евгений Онегин) | . Показать особенности языка произведения | Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. | Знать поэтические средства художественной выразительности, | Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы. | Находить особенности выражения авторского отношения | |||
16 | Гонимы вешними лучами... (отрывок из поэмы Евгений Онегин) | Развивать навыки выразительного чтения | пейзаж | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения | Понимать идею произведения | устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | |||
17 | Уж небо осенью дышало... (отрывок из поэмы Евгений Онегин) | Развивать навыки выразительного чтения | лирика | определять и формулировать роль пейзажа, сравнений | интонация | выразительно читать | |||
18 | Вот север, тучи нагоняя... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин") | Развивать навыки выразительного чтения | Ритм, стихотворный размер, рифма. | средства художественной выразительности | Содержание и проблематику изученного произведения | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | |||
19 | Зима!... Крестьянин торжествуя... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин") | Развивать навыки выразительного чтения | Тема, идея | Знать, уметь определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности | выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. | |||
20 | Зимнее утро | Показать особе1нности языка произведения, учить работе с текстом произведения.
| классика, поэзия | уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Любовь к родной природе как выражение патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. | |||
21 | Зимний вечер | Развивать навыки выразительного чтения | стихи и проза | формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Любовь к родной природе | работать с книгой; выразительно читать | |||
IV. Русская история в стихах поэта(4+1 час) | |||||||||
22 | "Песнь о вещем Олеге" | Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников. | стихи и проза | Знать, уметь охарактеризовать героев | История создания стихотворения Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | |||
23-25 | "Песнь о вещем Олеге" | Познакомить с историей создания стихотворения. Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями. Развивать образное мышление и воображение учащихся. | стихи и проза | завязка, кульминация, развязка | Развивать образное мышление и воображение учащихся. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость. | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. | |||
26 | Бородинская годовщина(отрывок) | Тема Отечественной войны 1812 | Тема, идея | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. | Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности. | Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения. | |||
V. Стихи о дружбе(4 часа) | |||||||||
27-28 | 19 октября(отрывок) Друзья мои, прекрасен наш союз! | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | лирика, | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | анализ произведений, посвященных теме братства и дружбы | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали дружбу | |||
29-30 | 19 октября 1827 | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | совершенствование духовно-нравственных качеств личности; формирование внимания у учащихся к внутреннему миру личности. | выбирать и использовать выразительные средства языка при устном ответе. | |||
VI. Развитие творческих способностей(4 часа) | |||||||||
31-34 | Составление киносценария по «Песни о Вещем Олеге» (См. Приложение) | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию произведения | история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | |||
97 | Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка». | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Составление киносценария.
Подготовительная работа.
Определим места, где будут развиваться события “фильма”, и в связи с этим установим, сколько частей будет в нем.
I часть “Князь по полю едет … Из темного леса … кудесник” | Встреча князя Олега с кудесником |
II часть “Пирует с дружиною вещий Олег…” | Пир |
III часть “На холме у берега Днепра …” | Тризна |
Назовите героев, участников событий, – действующих лиц фильма:
- Главные: Олег, кудесник;
- Второстепенные: дружинники, слуги, Игорь, Ольга.
Наметим, из каких кадров будет состоять I часть кинофильма.
- Появление Олега с дружиной.
- Встреча с кудесником.
- Обращение Олега к кудеснику.
- Пророчество кудесника.
- Раздумья Олега над предсказанием.
- Прощание с конем.
- Слуги уводят коня.
1 кадр “С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет...” План кадра? Крупный?Средний? Общий? (Важно увидеть дружину в целом, но при этом необходимо рассмотреть вооружение, понять, с каким настроением воины отправляются в далекий путь.)
- Какой по численности должна быть дружина? (Большая. Не на прогулку отправляется князь – отмстить неразумным хозарам; но нельзя оставить и родную землю без защиты: хозары могут налететь с неожиданной стороны, откуда не ждут “русичи”).
- Каким вы себе представляете князя Олега? (На белом стройном коне, верном спутнике, с золотой сбруей, развевающейся гривой, в цареградской броне(одежда из металлических пластинок и колец).
- Какими представляете дружинников? (Воины, сопровождающие князя, вооружены щитами, мечами, копьями, одеты в кольчуги и шлемы. На лицах написана суровая решимость, желание отомстить врагу за “буйные набеги”, опустошающие села и посевы (нивы), сопровождающиеся угоном жителей в плен.)
- Почему “неразумным хозарам”? (Русь – могучая страна)
- Давайте озвучим кадр. (Топот коней, звон оружия, голоса людей…)
Средний план меняется общим.
2 кадр. Дорога, по которой едут всадники, уходит в “темный лес”. Страшные, таинственные ветви, сплетенные между собой, не пропускают света. На фоне мрачных стволов появляется фигура человека. Это кудесник. (Крупный план)
- Каким вы представляете себе кудесника? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую дает ему Пушкин:
- “вдохновенный кудесник” (вдохновленный, воодушевленный богами, наделенный мудростью, чудесным даром узнавать будущее);
- “покорный Перуну старик одному” (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);
- “заветов грядущего вестник” (предсказатель будущего);
- “мудрый старец”.
- Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность.)
- Какой видится вам внешность кудесника на основе этой характеристики? (Худой, высокий, седой старик с бородой, с морщинистым лицом, огрубевшим от ветра, с горящими пронзительными глазами. На нем белая длинная рубаха, подпоясанная веревкой, он опирается на суховатую палку, через плечо – сумка из холстины. Вся фигура - выражение величие, гордости, уверенности в себе. Кудесник прямо и смело смотрит на приближающегося с дружиной князя.)
3 кадр Князь подъезжает к кудеснику. Мы видим Олега крупным планом.
- Каким мы видим Олега? (Мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним старца.)
- Мы слышим его речь. О чем спрашивает Олег кудесника? (О том, что ждет его в будущем, не ждет ли его в походе смерть.)
- Почему Олег спрашивает о своем будущем кудесника? (Верит в то, что он “любимец богов”, которые открывают ему будущее людей .)
- Как вы понимаете слова: “Открой мне всю правду, не бойся …”(Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду. Относится к людям пренебрежительно, свысока. Разговаривая с кудесником, князь даже не счел нужным сойти с коня.)
- Что князь обещает в награду кудеснику? Зачем? (Предполагает, что кудесник из страха будет говорить только то, что приятно князю.)
- Каким тоном обращается Олег к кудеснику?- С какой интонацией должен произносить слова Олега актер, исполняющий его роль? (Тоном властного владыки, привыкшего повелевать, убежденным в том, что его обращение может вызвать душевный трепет. В речи звучит и невольное уважение к прорицателю, и снисходительность могучего, но милостивого владыки, и высокомерие властелин, привыкшего к всеобщему поклонению)
“Проба актера” на роль Олега – мини-конкурс на лучшего чтеца (обращение к кудеснику).
4 кадр. Пророчество кудесника. Участники этой сцены? (Олег напряженно ловит каждое слово старца. Воины застыли. Кудесник с торжественно поднятой к нему рукой : не боится Олега, т.к. знает правду свыше; не может говорить иначе. Слишком торжественный момент прорицания.)
- План? (Средний)
- Речь кудесника содержит прямой ответ на вопрос князя. Как же отвечает Олег кудеснику? Каким чувством проникнуты его слова? (Кудесник не боится князя, его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости , чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать “небесную волю”. Он не привык ни перед кем склонять головы.)
- Как должны звучать слова кудесника? (Медленно, величаво, внушительно. Прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы, открывшейся его взору.)
- В какой момент предсказания происходит резкая (ничем не подготовленная) смена интонации, приобретая мрачный, трагический характер? (В конце предсказания.)
- Что же предсказал князю кудесник? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждет не в бою.)
“Проба актера” на роль кудесника
5 кадр. Раздумья Олега над предсказанием.
- План? (Крупным – лицо Олега, чтобы показать, как воспринял Олег предсказание)
- Какие же мысли и чувства волнуют князя после предсказания?
“Олег усмехнулся” (Не поверил:слишком неожиданно предсказание. Сомневается в правдивости.)
“Чело и взор омрачилися думой” (Не верить, как сын своего времени не может. Вспомнил, что кудесник – “любимец богов”, его предсказание должно быть правдивым, должно исполниться, и Олега охватила тревога.)
- Олег колеблется. Но какое решение принимает?(Расстаться с конем – верит.)
6 кадр Прощание с конем.
- План? (Средний, крупный) Каким же видим князя в момент разлуки? Жесты, поза, выражение лица? (“В молчанье с коня он слезает угрюмый …” Подавлен мыслью о разлуке неизбежной…)
- Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не появляющаяся? (“Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой”… Медлит, не может расстаться…)
- Каким эпитетом подчеркнуто душевное состояние героя? (“Прощальной рукой”…Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом.)
- Как называет Олег коня? “(мой товарищ, мой верный слуга”)
- В чем выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
- Чем объясняется такая сильная привязанность к коню ? (Вспомним о значении боевого коня для воина Древней Руси.)
- Какие чувства должен передать актер, исполняющий роль Олега?
“Проба актера” на роль князя Олега.
7 кадр. Средний план. Отроки-други отошли с конем, а “князю другого коня подвели”.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
- Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
- В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
- Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
- Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
- Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
- BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
- Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 5 класса, 40 интерактивных уроков».
- Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск « Словарь литературоведческих терминов».
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 5 класс».
- Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».
- Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования, 5-8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования для 5-8 классов. Количество часов по учебному плану - 70 ч (2 ч. в неделю). Рабочая программа д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол" основного общего образования.
Тематическое планирование внеурочной деятельности "Баскетбол", расчитано на 3 занятия в неделю по 2 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "ОФП" среднего общего образования.
Тематическое планирование внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка" среднего общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Баскетбол» Основное общее образование 7-9 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«Баскетбол» Основное общее образование7-9 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юнармия» Среднее общее образование 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«Юнармия» Среднее общее образование10 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...