Проектная работа по теме «Образ женщины – матери в литературе.»
презентация к уроку (6 класс) на тему
«Кому при рождении делают колыбель, тому выроют и могилу – этого еще никому не удавалось избежать. Все имеет начало и конец – лишь время вечно. Ровно, не спотыкаясь, бежит оно своей бесконечной дорогой» [И. Машбаш 2005: 365]. Оспорить эту философию великого писателя вряд ли кто возьмется. В продолжение же его мысли хочу сказать, что идет человек по этой длинной дороге жизни, маленького, беспомощного его направляют чуткие руки матери, которые обнимают, согревают и утешают. Взрослеет человек, становится самостоятельным, и так же, как в детстве, ласково провожает своего повзрослевшего сына напутственными словами беспокойный голос матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
муниципального образования «Город Майкоп»
ДОКЛАД
по теме:
«Интегрированный подход в преподавании русской и адыгейской литературы»
Работу выполнила учитель
адыгейской литературы МБОУ
«Эколого – биологический лицей № 35»
Куиз Саида Мадиновна
Стаж работы - 21 год;
педагогический стаж – 21 год;
категория – высшая;
контактный телефон – 89082282883
г. Майкоп, 2013 год
- Введение.
- Направления и задачи современного образовательного процесса.
- Интегрированные уроки русской и адыгейской литературы как предметов, формирующих нравственные ценности учащихся.
- Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок.
- Мужество – неделимая доля (по произведениям о Великой Отечественной войне).
- «Уроки доброты» по произведениям литературы.
- Эффективность использования элементов интегрирования на уроках русской и адыгейской литературы.
Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки,
и класс заговорит, а главное, заговорит свободно.
К.Д. Ушинский
Кто-то из «мудрых» сказал что народ , который думает на один год вперёд- выращивает хлеб. Народ , который думает на десять лет вперёд- выращивает сад. Народ, который думает на сто лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Мы, педагоги 21 века, выращиваем молодое поколение, которое было бы способно адаптироваться в сложных жизненных условиях современной действительности.
Мы являемся тем звеном, которое формирует души молодых людей. Конечно же, первостепенным в выполнении этой нелёгкой миссии, возложенной на нас, является воспитание высоконравственных, устойчивых к моральным потрясениям даже в самых экстремальных ситуациях.
Современный урок литературы - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
В этом смысле мне повезло вдвойне, так как обладаю возможностью проводить параллель по двум литературам, используя для анализа произведения не только адыгейских авторов, но и русских писателей.
Воспитание в детях таких чувств как сострадание, сопереживание, справедливость необходимо начинать с младшего школьного возраста, ибо фундамент, заложенный в детстве, будет устойчив и крепок и в старшем возрасте.
О добре и зле, о том, что есть хорошо и, что есть плохо, говорим при изучении сказок. Речь пойдёт о сказке И. Машбаша «Три охотника». Автор ставит маленьких читателей перед разрешением важной проблемы. Три охотника, будучи совершенно не знакомыми друг с другом, подстреливают на охоте дикого оленя и по существу имеют на него равные права. Они приходят к мудрому решению о том, что олень достанется самому достойному из охотников. Таковым станет тот, который расскажет наиболее правдивую и интересную историю из своей охотничьей жизни. Дети рассуждают об историях, рассказанных охотниками, анализируют, кто из них поступил мужественно, достойно. Один охотник, оказавшись в орлином гнезде, высоко в горах, нашёл способ своего спасения, которому удивляется читатель. Другой охотник спас дикого кабана, которого душила змея. Он проявил сострадание к дикому животному, которое находилось в шаге от смерти. Третий охотник спас человека, тонувшего в реке, рискуя собственной жизнью. Бесспорно, третий охотник совершил самый благородный поступок. К этому общему мнению приходят и дети, сопоставляя поступки всех героев сказки.
Для тщательного анализа эпизодов сказки используем метод наглядности – иллюстрирование отрывков, соответствующих повествованиям охотников. Подобная работа позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности детей.
О том, к чему приводят алчность, коварство и жадность 5тиклассники рассуждают, изучая сказку М. Паранука «Бей, дубинка!». Здесь же вспоминаем пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». При этом, анализируя поведение старух и в той, и в другой сказках, приходим к выводу, что героини были наказаны по заслугам. Каждая сказка – это кладезь мудрости и торжества добра. На этой ноте заканчиваем анализ идентичных по содержанию двух сказок: адыгейской и русской.
Уроками доброты и милосердия можно называть великое множество произведений и адыгейской и русской литературы, повествующих о животных.
Знакомимся с поэмой Р. Нехая «Песня старого коня». Определяем проблематику произведения. Это – изображение безразличия человека к судьбе животного - лошади.
Поэма построена как монолог коня, обращённый к жеребёнку. К сожалению, монолог этот очень горек, печален. Поэт повествует о незавидной доле лошади, призывая людей быть милосердными, заботливыми хозяевами:
Ведал овода, знал и слепня-
Сколько крови моей они взяли!
Но обиднее всех для меня-
Бессердечная злоба хозяев…
Как продолжение данного повествования звучат страницы рассказа К. Паустовского «Тёплый хлеб».
В поэме «Песня старого коня» образ хозяина собирательный, и наверное поэтому, этот герой - безымянный. Лирического героя поэмы Р. Нехая многое роднит с мальчиком по имени Филька из рассказа «Тёплый хлеб».
«В один из тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел дома и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью… Филька нехотя встал, вышел за калитку, конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
-На вас не напасёшься, на христарадников. Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из- под снега! Иди копай!».
Безучастным к данному эпизоду рассказа не остаётся ни один ученик. Описание коня вызывает у учащихся бурю эмоций. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.»
Два эти произведения, рассказывающие о людском бессердечии, воспитывают те нравственные начала, которые cуществовали со дня появления человечества и не утратили своей значимости. Они являются теми произведениями, которые напоминают о том, что доброта, сострадание, милосердие - главные мерила человеческого характера.
Интегрированный подход в обучении имеет большие преимущества, так как на этих уроках учащиеся имеют возможность сопоставлять культуры, традиции, обычаи двух народов, находить удивительное в изучаемом. Такие уроки можно назвать и уроками толерантности.
Я практикую подобную работу и в старших классах. Например, при изучении повести Х. Ашинова «Последняя неделя августа» в качестве сопоставительного материала беру рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Повесть адыгского писателя носит автобиографичный характер. Автор повествует о событиях своей жизни 25- летней давности.
В основу сюжета легла история глубочайшего разочарования юноши Заура в том человеке, которого он идеализировал, в своём учителе истории по имени Хаджимет.
Этот человек в глазах Заура был честным, благородным, а главное, настоящим коммунистом. И только во время оккупации фашистами родного аула юноша убедился, что Хаджимет - вовсе не тот, за кого он себя выдавал все предыдущие годы. Зауру довелось увидеть в своём учителе предателя, который дезертировал с фронта, перешёл на сторону врагов и пытался Заура тоже склонить в стан немцев.
Велика была тяжесть разочарования в душе юноши, и спустя 25 лет после этих событий воспоминания всколыхнули его сердце, после случайной встречи с постаревшим уже Хаджиметом.
Изучив повесть, обращаюсь к детям с вопросами:
- Что такое предательство?
- Как распознать предателя?
- В каких произведениях о В.О. в вы знакомились с образами предателей?
- Можно ли было предположить, что Хаджимет станет предателем?
- Как ведёт себя Заур во время его избиения полицаями?
- Способен ли был Хаджимет убить Заура?
- Какие чувства и эмоции вызывают поступки Хаджимета и поведение Заура?
- Наказала ли жизнь предателя?
- Как вы думаете, что происходило в жизни Хаджимета в те годы, которые не доводилось Зауру его видеть?
- Чему учит эта повесть современного читателя?
В ответах детей звучат названия таких произведений как «Обелиск» В. Быкова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Судьба человека» М. Шолохова.
В качестве анализируемого произведения обращаемся к рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Так как в повести «Последняя неделя августа» Х. Ашинова учащиеся обсуждали проблему предательства, её истоков и в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» мы продолжим рассмотрение этой темы. Обратимся к эпизоду «Смерть предателя». Как мы помним , главный герой рассказа Андрей Соколов совершает смертный грех- он душит ночью одного сокамерника, военнопленного, который грозился выдать своего однополчанина- коммуниста. «Если завтра, перед тем как нас гнать дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты ,взводный, не прячься! Из этого дала у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастёрку снял, так за рядового сойдёшь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю что ты коммунист и меня агитировал вступить в партию, вот и отвечай за свои дела». Не мог остаться Андрей – настоящий русский солдат к речи взводного: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». Кровь приливает к вискам Соколова, услышавшего ответ Крыжнева: «Товарищи остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, всё равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». Не правда ли этот «товарищ Крыжнев» очень напоминает учителя Хаджимета из повести Х. Ашинова «Последняя неделя августа».
Анализируя эпизод гибели предателя, обращаюсь с вопросами к 11-тиклассникам:
- Каким изображён в этом эпизоде Крыжнев?
- Как представлен Андрей Соколов?
- Можно ли назвать тяжким грехом убийство, которое совершил Андрей?
- Во имя чего он пошёл на этот грех?
- Какую параллель можно провести между героями литературных произведений Крыжневым и Хаджиметом, Андреем Соколовым и Зауром?
В ответах детей звучит общая мысль о том, что Хаджимет и Крыжнев – подлые предатели, которые способны на всё ради спасения собственных жизней.
Андрей Соколов и Заур – настоящие герои своей родины, не роняющие человеческое достоинство, готовые во имя победы пожертвовать собственными жизнями. И слава Богу, что таких, как Андрей и Заур, было большинство в рядах советской армии, благодаря таким, как они, и была одержана великая победа в той страшной войне.
Итогом работы по данным произведениям может стать сочинение, темой которого может звучать пословица или поговорка о мужестве. Возможные варианты тем сочинения таковы:
1. Мужество – неделимая доля.
2. Духом упавшего ноги не несут.
3. Подобных мужчине очень много, настоящих мужчин – единицы.
4. Словесная рана не заживает, сабельная рана заживает.
5. Настоящий мужчина верен своему слову.
Фрагмент подобного сочинения может быть представлен следующим образом: «Что может быть хуже предательства дорогого человека, которому полностью доверяешь, которого считаешь своим идеалом? Что творится в душе человека, которого предали? Можно ли простить и забыть обиду?». В продолжение начатой темы ученица одиннадцатого класса пишет, анализируя образы Хаджимета и Заура: «Заур – главный герой повести – был наивным подростком с чистым и светлым разумом, с душой, полной доверия и восторга. Этот мальчишка, которого с детства приучали к честности, благородству, был доверчив; у него был идеал, который заменял ему отца. Хаджимет – учитель, друг, отец для Заура; человек, учивший его правде и добру. Разве мог Заур подумать о том, что Хаджимет окажется настолько низким и подлым человеком. «Мы вместе построим коммунизм», - эти слова он произносил ежедневно, и у детей горели глаза. И что же в итоге? Он перешел на сторону врага. Но Заур верил ему, писал письма, восторгался им.
А когда этот мальчишка, стеной стоявший за «новый мир», перешел ему дорогу, то Хаджимет превратился в свирепого зверя, одержимого чувством ненависти и злости.»
Ученица верит в торжество справедливости, порядочности, поэтому в конце своего сочинения она пишет: «Любое предательство останется в душе осадком. Но нужно уметь прощать и отпускать. И не зря говорится, что Бог все видит, ведь причинивший боль будет наказан».
Судя по тому отклику, который нашло это произведение в душе читателей, можно судить о том, какое большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют «уроки мужества». Особенно сегодня, когда ценности у молодого поколения сместились не в лучшую сторону, очень важно обращение к теме Великой Отечественной войны.
Исходя из анализа произведений русских и адыгейских писателей, можно прийти к однозначному выводу, что писатели обращаются к одним и тем же ценностям, пытаясь воспитывать в читательских душах понятия «подвиг», «честь», «достоинство», «любовь к Родине», «верность слову», «сочувствие», «милосердие», «доброе отношение ко всему живому». Все то, на чем держалась и держится жизнь.
Список литературы:
- Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М. Просвещение. 1990.
- Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. М. Просвещение. 1970.
- Шолохов М.А. Рассказ «Судьба человека». М. Современник. 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МХК Образ женщины-матери сквозь века.
Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....
Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"
Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна, ученица 10 класса Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Содержание І. Введение Актуа...
Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли
•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...
Проектная работа по теме: "Повторение пройденного материала по курсу 5 класса"
Цель:Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 5-ом классе.Задачи: - образовательные:повторить материал по темам: сокращение дробей, отношения и ...
Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»
Цели:1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.3 Создать усло...
Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...
Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"
Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....