Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"
творческая работа учащихся по теме
Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна,
ученица 10 класса
Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
І. Введение
Актуальность проблемы………………………………………………………………3 стр.
ІІ. Основная часть
Образ женщины-матери сквозь века
- Образ кормящей матери………………………………………………………5 стр.
- Образ женщины-матери с ребенком на руках……………………………...7 стр.
- Семейный портрет……………………………………………………………10 стр.
ІІІ. Заключение…………………………………………………………………………..12 стр.
Список литературы………………………………………………………………….14 стр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nou_obraz_zhenshchiny-materi_skvoz_veka.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская работа
Образ женщины-матери сквозь века
Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна,
ученица 10 класса
Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
І. Введение
Актуальность проблемы………………………………………………………………3 стр.
ІІ. Основная часть
Образ женщины-матери сквозь века
- Образ кормящей матери………………………………………………………5 стр.
- Образ женщины-матери с ребенком на руках……………………………...7 стр.
- Семейный портрет……………………………………………………………10 стр.
ІІІ. Заключение…………………………………………………………………………..12 стр.
Список литературы………………………………………………………………….14 стр.
Приложение
Введение
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.
Актуальность данной темы объясняется противоречием, возникшим на стыке 20 и 21 столетий: с одной стороны – воспевание образа женщины-матери на протяжении многих веков, а с другой – демографический кризис. Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также попытаться поднять значимость образа женщины-матери.
Форма исследования – теоретическая.
Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и обаяния на протяжении всего существования человечества.
Объектом исследования является постижение и отражение идеала материнства в различные исторические формации.
Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства (скульптура, живопись).
Цели:
- Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
- Выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в различные периоды истории;
- Выделить основные типы изображения женщины-матери;
- Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
- Повысить социальный статус знаний;
- Ввести школьника в мир научной проблематики.
Задачи:
- Содействие в становлении личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
- Приобщение подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования, выведение их на реальный результат;
- Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.
Основными методами данного исследования являются:
- анализ и синтез;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- наблюдение;
- сравнение;
- визуализация данных.
Ожидаемые результаты: владение сведениями о воплощении образа женщины-матери в различных видах искусства и навыками элементарной исследовательской деятельности.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
- Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
- Обработка информации, выделение наиболее значимой;
- Составление выписок и их дальнейшая обработка;
- Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
- Подборка иллюстративного художественного материала, содержащего образ женщины-матери;
- Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
- Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов;
- Выводы и предложения.
Основная часть
Образ женщины-матери сквозь века
Проанализировав большое количество репродукций, изображений скульптур, мы отметили некую закономерность: несмотря на различия в понимании женской красоты, художники и скульпторы разных эпох используют схожие образы. К таковым можно отнести:
1) образ кормящей матери;
2) образ женщины-матери с ребенком на руках;
3) семейный портрет.
Образ кормящей матери
В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.
Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер»1. Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», и «Леспугской Венеры» (№1, 1-2). Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости (№1, 3)2. К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э.3 (№1, 4).
Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.
В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.
Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2)4.
1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. - Дрофа – М., 2005. Стр. 83.
- СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1./Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ – М ., 2001. Стр. 29.
- Сборник лучших рефератов./Под.ред. Э. В. Белика. – БАО-ПРЕСТ - , М., 2006. Стр. 540
К началу эпохи Возрождения, к Проторенессансу, относится триптих «Мадонна дель Латте» итальянских художников братьев Лоренцетти (№2, 3). Несколько десятилетий спустя нидерландским живописцем Рогиром Ван дер Вэйденом была написана картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (№2, 4). Обе матери с умилением смотрят на своих младенцев. Эти произведения содержат идею материнства, всепоглощающей любви.
Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (№2, 5) - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Маленький Иисус повернул глаза к зрителю и держит в руке маленькую птичку, символизирующую его будущие страдания.1
В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью («На жатве. Лето» (№2, 6)).
В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретонка»2 (№2, 7). В основе ее лежит уже знакомый образ кормящей матери, но в
- Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 20.
2. СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.
В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.
Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картинах: «Мать», «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) (№2, 8-9).
Не исчез образ кормящей мадонны и на картинах военного и послевоенного времени. Не было в те годы более высокого подвига, чем подвиг материнства. Вскормить и сохранить едва вступающее в жизнь поколение, несмотря на самые невероятные лишения и трудности, значило тогда победить фашизм, пытавшийся стереть с лица земли целые народы. Величию всепобеждающей материнской любви, бросившей вызов смерти и победившей, богатству души советской женщины, ее несгибаемой нравственной силе посвятил свою картину «Партизанская мадонна» (№2, 10) М. А. Савицкий.
Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье... Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» (№2, 11) по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает.1
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.
Образ женщины-матери с ребенком на руках
Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.
На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
- Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – Аврора – Л., 1986.
Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками) (№3, 1); 3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына)1
Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.
Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской», так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.
К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь» (№3, 2), «Богоматерь Донская», «Толгская Богоматерь» (№3, 3) и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова (№3, 4). «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».2
Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что
предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» (№3, 5) выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. - Дрофа – М., 2005. Стр. 85.
- Лев Любимов. Искусство Древней Руси. – Просвещение – М., 1996. Стр. 38.
Нидерландские художники повлияли на творчество итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, мастера Умбрийской школы Перуджино Пьетро. Его картина «Мадонна с младенцем» (№3, 6) отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом. Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность характерны для этого полотна. Созданный им лирически-проникновенный своеобразный тип мадонны, оказал значительное воздействие на его ученика Рафаэля.
Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери1.
Мадонны, созданные в Риме, - это уже не просто матери, а владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. «Мадонна в кресле» (№3, 7), «Мадонна дель Импанната», «Мадонна Божественной любви», «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирно известные мадонны знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери.
Важное место в искусстве этого великого художника занимает «Сикстинская мадонна» (№3, 8). Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода2.
Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывали себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на подлокотнике кресла. Например, «Мадонна с младенцем» Мемлинга Ханса, «Мадонна с
младенцем» Дж. Беллини (№3, 9), "Мадонна с младенцем под яблоней" Кранаха Лукаса (№3, 10), «Мадонна с кошкой» Джулио Романо, «Мадонна с белым кроликом» Тициана, «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти.
К таким полотнам можно отнести и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (№3, 11). Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Юная шаловливая мать, почти ребенок,
1. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 94.
2. Лев Любимов. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М.,
1996. Стр. 230.
которая с полной непринужденностью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным. В этой картине отражена вечная прелесть и поэзия материнства.1
Часто художники разных эпох мадонну с младенцем изображали в окружении святых или ангелов. К подобным произведениям искусства можно отнести следующие: «Мадонна с младенцем и ангелами» Фра Филиппо Липпи, «Мария с младенцем между музицирующими ангелами» Давида Герарда (№3, 12), «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти (№3, 13) и другие.
Шедевры русских мастеров и полотна живописцев эпохи Возрождения нашли свое тематическое продолжение в полотнах 20 века.
Интересно воплощена тема материнства в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (№3, 14). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремился подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных
невзгод. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия.
Думой о будущем своего ребенка наполнен взгляд молодой матери с картины А. и С. Ткачевых «В колхоз», крепко и в тоже время нежно прижимающей к груди младенца (№3, 15).
Наполнен материнской любовью и взгляд женщины, убаюкивающей свое чадо посреди бескрайних просторов тундры, женщины-матери – героини картины К. Коваля «Колыбельный напев» (№3, 16).
Таким образом, в эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в древнерусском искусстве был связан с образом Богородицы, а в европейском – с образом Мадонны, став впоследствии нарицательным.
В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери.
Семейный портрет
Образ женщины-матери нашел свое отражение и в жанре группового портрета, где
1. CD «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». – Новый Диск – М., 2001.
помимо матери с ребенком могут присутствовать и другие члены семьи.
К одним из первых подобных изображений мы можем отнести «Парный семейный портрет карлика Сенеба», относящийся к древнеегипетскому периоду ( №4, 1).
К Северному Возрождению относится картина Ханса Гольбейна Младшего «Мадонна бургомистра Мейера». Это произведение уже иного времени и лучшее украшение немецкой эпохи Возрождения1. Немного позже появился тип парадно-аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественностью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (Анджело Бронзино «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (№4, 2), «Портрет неизвестной дамы с дочерью» и «Семейный портрет» работы Ван Дейка (№4, 3-4)). На всех этих портретах образ женщины-матери исполнен одухотворенного изящества и благородства.
К Новому времени мы можем отнести строгий по форме портрет «Семейства Натансон» работы Кристофера Вильхельма Эккерсберга (№4, 5), портрет «Семья Ворличек» Карела Пуркине (№4, 6), «Семейный портрет» и «Портрет госпожи Ронбауд с дочерью» Франца Ленбаха, групповой портрет работы А. П. Рябушкина «Семья купца» (№4, 7-9)2.
Художники Новейшего времени все чаще помещают героев своих групповых портретов на лоно природы или в интерьер с бытовыми деталями, придавая портрету жизненную непосредственность и мотивированную убедительность. К таким полотнам мы можем отнести следующие картины: «Сыновья» П. Оссовского, «В субботу» Ю. Кугача, «Семья В. Шукшина» Е. Романовой, «Продолжение» Ю. М. Ракши, «Месяц хлебный» А. Угаева, «Возрождение» Б. Угарова (№4, 10-15). На всех этих полотнах присутствует образ женщины-матери, хозяйки, работницы, продолжательницы рода.
Таким образом, в Древнем Египте зарождается понятие «семейный (групповой) портрет», в котором неотъемлемо присутствует образ женщины-матери. До периода барокко на портретах преимущественно изображены люди, обличенные властью, состоятельные. С приходом барокко в семейном портрете находят отражение сцены из повседневной жизни, все чаще героями становятся люди «третьего сословия». В искусстве 20 века нашла отражение тенденция располагать героев портретов на фоне природы или картин повседневной жизни, бытовых зарисовок.
- Гнедич П. П. История искусств. Северное Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 126.
- Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000.
Заключение
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
- Главным и неизменным в постижении тайны женской красоты остается на протяжении всех эпох идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком;
- Образ женщины-матери – вечный образ. Это своеобразный нравственный камертон для искусства любой эпохи, любого народа;
- Живописцы и скульпторы разных эпох использовали схожие образы: образ кормящей матери, женщины-матери с ребенком на руках, семейный портрет;
- Первобытные художники воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь;
- Образ кормящей матери берет начало в первобытном мире и проходит сквозь все последующие эпохи;
- В эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в европейском искусстве был связан с образом Мадонны, а в древнерусском – с образом Богородицы;
- Древнерусская иконопись насчитывает большое количество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение; 2) Оранта; 3) Одигитрия; 4) Елесуа;
- Образ женщины-матери с ребенком на руках стал нарицательным: подобные изображения все чаще стали называть мадоннами. Изображая мадонну, художники часто добавляли птичку, вазочку с цветами или какой-либо другой предмет, а также изображали ее в окружении святых или ангелов;
- Более поздние мадонны отличаются демократической простотой образов, они более земные. В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери;
- В Древнем Египте зарождается понятие «семейный (групповой) портрет», в котором неотъемлемо присутствует образ женщины-матери;
- До периода барокко на портретах преимущественно изображены люди, обличенные властью, состоятельные. С приходом барокко в семейном портрете находят отражение сцены из повседневной жизни, все чаще героями становятся люди «третьего сословия»;
- В искусстве 20 века нашла отражение тенденция располагать героев портретов на фоне природы или картин повседневной жизни, бытовых зарисовок.
- Анализ показывает, что в искусстве конца 20 начала 21 веков образу женщины-матери уделено недостаточное внимание, что стало одной из причин спада рождаемости, снижения статуса матери, ее значимости в обществе. Президентская программа, направленная на решение демографического кризиса, уже дает положительные результаты. Все чаще на рекламных щитах, обложках журналов, фото появляется столь знакомый всем образ – образ женщины-матери.
Конечно, данный перечень типов изображения женщины-матери не полон. В дальнейшем ставим перед собой задачу продолжить исследование по данной теме и более подробно проанализировать отражение образа женщины-матери в искусстве 20 – начала 21 веков.
Список литературы
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. – Дрофа – М., 2005
- СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003
- Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ - М., 2001
- Сборник лучших рефератов/Под ред. Э. В. Белика. – БАО-ПРЕСТ - , М., 2006
- Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005
- Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – АВРОРА – Л., 1986
- Лев Любимов. Искусство Древней Руси. – Просвещение – М., 1996
- Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005
- Лев Любимов Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М., 1996
- CD «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». – Новый Диск – М., 2001
- Гнедич П. П. История искусств. Северное Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005
- Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МХК Образ женщины-матери сквозь века.
Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....
Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли
•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...
Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широкого запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, ко...
Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»
Цели:1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.3 Создать усло...
Образ женщины-матери сквозь века
Презентация посвященна шедеврам мирового искусства, прославляющих красоту женщины-матери в различные исторические эпохи...
Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)
Научно-исследовательская работа учащейся 8 класса «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...
Научно – исследовательская работа на тему «Геометрия сквозь века»
Решение старинных геометрических задач и задач из «Ручной математической енциклопедии 1826 г.»...