Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) на тему

Фирсова Елена Михайловна

Урок изучения биографии М.Ю. Лермонтова, стихотворений, ведущие мотивы которых - вольность и одиночество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_9_klasse.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе (2ч)

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.

Цель урока: изучить биографию М.Ю. Лермонтова, основные периоды творчества, сформировать целостное представление о  личности поэта, повторить изученные стихотворения, ведущие мотивы которых – вольность и одиночество; развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, умение  анализировать лирическое произведение, умение строить монологические  высказывания по теме. 

Оборудование:  портрет М. Лермонтова, проекты обучающихся, сборники стихотворений, выставка рисунков, телевизор, DVD,  учебный диск, фонохрестоматия, мультимедийный комплекс.

Ход урока.

I.  Организационный этап.

II. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

( На слайде высвечиваются высказывание Ираклия Андронникова о Лермонтове)

 «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного строгого, нежного властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

- Прочитайте слова И. Андронникова. О ком из русских поэтов это высказывание?  Как вы его понимаете? (Ответы.)

- М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт, писатель, классик русской и мировой литературы – прожил короткую трагическую жизнь. Он автор более 400 стихотворений, около 20 поэм, 3 драм, романов. Это о нём И. Бунин сказал: «Представить себе нельзя, до какой высоты  этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет».

- Вспомните, когда впервые вы услышали имя Лермонтова и познакомились с его поэзией? (Ответы)

2. Реализация домашнего задания. Защита проектов.

- Проследим жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Послушаем выступления учеников, подготовивших проекты о поэте. (Выступление 3 девятиклассников)

3. Просмотр учебного фильма «М.Ю. Лермонтов».

- Как фильм дополнил ваши знания о поэте?

4. Итог I этапа работы.

- Каким человеком представляется вам Лермонтов? (Ответы.)

- Характер поэта многообразен.  О Лермонтове можно сказать: талантливый, одарённый, везучий, удачливый, страдающий, одинокий, мятежный, противоречивый, ироничный, неприкаянный, гордый, мрачный, нежный, замкнутый, скучающий, весёлый, любящий, бесстрашный.

- В каких известных вам фактах биографии наиболее ярко проявился характер Лермонтова?   - В чём для вас тайна личности поэта? (Ответы.)

5. Беседа.

- Что вы цените в лирике Лермонтова? Какие стихотворения Лермонтова особенно близки вам? (Ответы.)

- Мы не первый год изучаем творчество великого поэта и знаем, что Лермонтов в своих произведениях пишет о Родине, о борьбе, о свободе и одиночестве, о грусти и неудовлетворённости, о смерти и бессмертии, о любви. Вспомните стихотворения, в которых звучит мотив вольности и одиночества. (Ответы.)

- Когда читаем стихотворения Лермонтова, важно знать, а какой Лермонтов писал стихотворение. Ведь поэт был таким разным.

6.Чтение и анализ стихотворений.

- У Лермонтова были великие предшественники. В юношеской поэме «Последний сын вольности» он с любовью пишет о сосланных в Сибирь поэтах-декабристах, его немеркнущим кумиром был А.С. Пушкин. Лермонтова увлекла и романтическая поэзия английского поэта Байрона, чья жизнь кажется русскому поэту достойной подражания. Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивает своё мастерство.  18-летний поэт осознаёт, что у него свой путь.

«Нет, я не Байрон, я другой» - актёрское чтение (фонохрестоматия).

- Тема сопоставления себя с Байроном не случайна. Он видит сходство судьбы и разность восприятия мира. В чём сходство и в чём различия?

- Как об этом сказано в стихотворении и как это звучит в актёрском чтении?

- Прочитаем стихотворение выразительно. (Чтение.)

- Противопоставление себя окружающему звучит у Лермонтова уже в начале стихотворения, которое открывается возражением: «Нет, я не Байрон, я другой».

- Посмотрите на выставку своих рисунков, которые вы выполняли в 5 классе. Нетрудно догадаться, какое стихотворение вы иллюстрировали.

Ученик читает наизусть стихотворение «Парус».

-  «Парус» написан вскоре после переезда Лермонтова в Петербург: университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено всё, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неприкаянность, неопределённость, надежда.)

- Какое слово определяет это настроение?

- Почему парус назван мятежным?

- Только ли о парусе рассказывает стихотворение?

Стихотворение подкупает тревогой поисков и желанием свободы.

-  В 1840 году Михаил Лермонтов, уже знаменитый поэт, должен был ехать в ссылку на Кавказ. Друзья собрались проститься. Поэт, стоя у окна и глядя на тучи, написал стихотворение. Когда Лермонтов прочёл стихотворение своим друзьям, глаза его были влажные от слёз.

Ученик читает наизусть стихотворение «Тучи».

- Чем отличается настроение и чувства лирического героя в 1 и 2 строфах?

- Давайте подумаем, какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой? Почему?

- Как изменилось отношение лирического героя к тучам в конце стихотворения?

Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле – чувство родины. И он не променяет судьбу изгнанника на равнодушие тех, у кого нет изгнания потому, что нет родины. Лермонтов осознал недоступность свободы, но не отказался от желания быть свободным.

-  Общество, окружающее поэта, состоит из одинаковых людей, с которыми невозможно общаться. В письме С.А. Бахметевой (1832) Лермонтов пишет: «… вчера я был в одном доме, где, просидев 4 часа, я не сказал ни одного путного слова; -  у меня нет ключа от их умов – быть может, слава богу!» Поэт обречён на одиночество: «Жизнь моя – я сам…». Но презрение к обществу и одиночество страшат Лермонтова.

«И скучно и грустно» - актёрское чтение (фонохрестоматия).

-  Почему лирическому герою «и скучно и грустно»? Как он объясняет это состояние? Что говорит поэт о жизни и о любви?

Многие стихи М.Ю. Лермонтова положены на музыку. Поэт должен быть истинно народным, чтобы его поняли, поняли и запели.

Прослушивание романса в исполнении Д. Перова.

7.Анализ стихотворений. Групповая работа учащихся.

Как раскрывается мотив одиночества в стихотворениях «Листок», «Утёс», «На севере диком»? Ответ на этот вопрос сформулируете, работая в группах.

1 группа - «Листок».

1 группа - «Утёс».

1 группа - «На севере диком».

8.Отчёт групп о проделанной работе.

На слайде высвечивается репродукция картины И. Шишкина «На севере диком».

- Что объединяет стихотворение и полотно известного художника? (Ответы)

9.  Итог II этапа работы.

- Что объединяет стихотворения, которые читали и слушали на уроке? (Ответы.)

- В стихотворениях Лермонтова, которые звучали сегодня на уроке, описаны яркие приметы трагических процессов жизни и человеческой души.

- Какие вопросы возникали у вас при чтении лирики М.Ю. Лермонтова? (Ответы.)

III. Рефлексия.

Девятиклассники  по очереди  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
 


IV. Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой»; написать мини-сочинение «Мой Лермонтов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...