"Без свободы я умираю..."
методическая разработка на тему
Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству В. С. Высоцкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие. | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Без свободы я умираю…»
Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству В. С. Высоцкого.
Цель: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. С. Высоцкого, дать представление о тематике и многогранности его творческой деятельности, о поэтическом мире и значении поэзии В. Высоцкого для наших дней;
2) развивать творческие способности учащихся, умение выразительного чтения, развивать речь и логическое мышление;
3) прививать интерес к творчеству В. С. Высоцкого, воспитывать уважение к его творческому наследию.
Оборудование: доска, тетрадь, портрет В. С. Высоцкого, выставка книг и фотографий поэта, диски с записями песен автора, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия.
I.Организационный момент.
Сообщение темы и целей мероприятия, запись эпиграфа.
Может, кто и нынче снова
хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается
подлить в стихи елея…
А ведь песни не горят, они
в воздухе парят.
Чем им делают больнее,
тем они сильнее.
Б. Окуджава
II. Вступительное слово учителя о В. С. Высоцком.
Горька судьба поэтов всех времён,
Тяжелее всех судьба казнит Россию.
Так писал в 19 веке современник А. С. Пушкина, его друг
В. Кюхельбекер.
Действительно, во все времена судьба не щадила писателей и поэтов России, особенно тех, кто своим творчеством боролся за правду и свободу, истину и право выбора, индивидуальность и неповторимость, кто был непримирим к ханжеству и лицемерию, лжи и фальши, серости и посредственности, но до боли сердечной любил свою Родину. Таким человеком был В. С. Высоцкий. Его памяти посвящена наша сегодняшняя встреча.
Говорят, что у каждого времени – каждые 15-20 лет есть певец, который поёт арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.
В. Высоцкий вошёл в русское, советское (по тем временам) искусство как многогранно одарённая личность. Большой поэт современности, выдающийся артист, незабываемо сыгравший на подмостках Театра на Таганке Лопахина, Хлопушу, Свидригайлова, Гамлета; яркий киноактёр, покоривший зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытный исполнитель авторских песен, звучащих во всех уголках страны и доносящих до слушателей правду жизни, песен, в которых любовь к России и боль за её прошлое и настоящее, вера в лучшее будущее. «Я люблю всё, что касается её (России) достоинств. \» И не принимаю, ненавижу многое, что касается недостатков\»,- говорил поэт.
III. Жизненный путь В. С. Высоцкого и особенности его творчества.
1. Индивидуальное сообщение ученика о биографии В. Высоцкого с показом слайдов.
2. Авторская песня В. Высоцкого как продолжение традиций
Б. Окуджавы.
Во 2 половине 50-х годов Б. Окуджава запел свои стихи под гитару не как артист, на эстраде, а как-то по-домашнему, доверительно просто.
Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы В. Высоцкий и сразу же подхватил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком» с поющими согласными звуками («р», «л», «м»).
Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал, - это был Булат, и вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… Я считаю его своим крёстным отцом».
Так появился термин «авторская песня», введенный впервые
В. Высоцким.
(Просмотр видеозаписи об авторской песне).
С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь В. Высоцкого. \» «Это дело – авторская песня – требует очень большой работы\», - говорил поэт, - эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни – деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую – только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что, повторяю, песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты вылил её на белый свет и, конечно, в музыку».
Выступая со своими песнями на подпольных концертах (т. к. В. С. Высоцкого официально не печатали, не записывали и не разрешали выступать на концертах, хотя сами власти с удовольствием слушали записи его песен и даже гордились тем, что были лично знакомы с Высоцким), поэт собирал огромные залы и покорял слушателей не только своим творчеством, но и умением общаться, душевностью, простотой и умением расположить к себе.
(Просмотр видеозаписи с началом выступления на 1 из концертов).
Уже при первом знакомстве с поэзией В. Высоцкого, с героями его лирических текстов выявляется очень существенная черта – многоликость героя Высоцкого: это и уголовник-лагерник, и шофёр, и спортсмен, и моряк, и фронтовик, перечислять можно было бы долго, но иногда в качестве главных героев выступают и неодушевлённые предметы («Песня самолёта-истребителя» или «Песня микрофона»):
Застонал я – динамики взвыли.
Он сдавил моё горло рукой.
Отвернули меня, умертвили,
Заменили меня на другой.
Тот другой, - он всё стерпит и примет,
Он навинчен на шею мою.
Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.
И как часто бывает в поэзии (как было, например, с А. Ахматовой), многие слушатели, читатели стали отождествлять автора и его лирического героя. Поэтому В. С. Высоцкому нередко приходилось убеждать свою аудиторию: «Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли. Я просто пишу от первого лица, часто говорю «я», и, вероятно, это вводит в заблуждение… Я всегда говорю «я» потому, что я часто бывал в шкуре других людей (как артист). Это не ячество, это для удобства формы… Люди хотят знать, что у тебя за рубахой, что ты из себя представляешь… Во всех этих вещах (песни от «я») есть мой взгляд на этот мир, на эти проблемы, на события, о которых я пишу. Мой, только мой собственный взгляд».
В. С. Высоцкий написал за свою жизнь огромное количество произведений разных жанров, разной тематики и направлений.
3. Городской романс или дворовые песни.
Первые песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из этих песен – извечное стремление человека к свободе, к любви, к друзьям, к близким людям, к любимой женщине.
Чтение стихотворения «За меня невеста отрыдает честно…».
4. Романтический мир поэзии В. Высоцкого.
Есть в стихах поэта и прекрасный мир романтики. Здесь горы спят, «вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из непройденных дорог, а дожидается нас; здесь страхуют товарища с наслаждением и можно положиться на друга, как на самого себя. Причём, герой В. Высоцкого всегда в исканиях, всегда проходит проверку на прочность, силу характера, человечность.
(Прослушивание «Песни о друге».)
«Меня часто упрекают, что я не пишу песен о любви,- писал В. С. Высоцкий. - Это неправда. Я писал песни о любви».
Я поля влюблённым постелю –
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!
Так говорил поэт в своём знаменитом произведении «Баллада о любви».
Сам В. Высоцкий дышал, жил и любил. Он не мог не говорить о любви, потому что сам любил искренне и нежно. Большинство его любовных произведений адресовано его жене, французской актрисе, автору нескольких книг Марине Влади.
(Просмотр видеозаписи о Марине Влади.)
Они познакомились в 1967г., когда М. Влади приезжала на кинофестиваль в Москву. Вот как она описывает их первую встречу в своей книге «Владимир. Прерванный полёт»: «Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачёва», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.
На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актёрами, исполнившими главные роли в спектакле. Мы встречаемся в ресторане. Он подходит, молча берёт мою руку и долго не отпускает, потом целует её, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз.
Я знаю, что это – ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоём взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю всё то, что испытала в театре. А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьёшь – ты смотришь на меня.
- Наконец-то я встретил Вас».
Выразительное чтение учащимся стихотворения «Здесь лапы у елей…»
«Нам по 30 лет, у нас большой опыт жизни – несколько жён и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлёты и падения, слава… А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь».
(Из книги М. Влади)
За 12 лет они не растеряли чувство влюблённости. Возможно, это объясняется тем, что В. Высоцкий и М. Влади не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть чувств и забыть мелочь житейских неурядиц. Хотя, с другой стороны, расставаясь даже на короткий срок, они практически ни дня не обходились без телефонного разговора и вроде бы соскучиться не успевали… И всё-таки влюблённость осталась.
М. Влади была для В. Высоцкого не просто женой, любимой женщиной, но и ангелом-хранителем. Несколько раз эта терпеливая и любящая женщина отнимала его из рук смерти, помогала ему в тяжёлых ситуациях, возвращала к жизни. Поэтому Высоцкий был бесконечно благодарен ей, она была самым важным и дорогим человеком в его жизни. Именно ей посвящено последнее стихотворение В. Высоцкого.
Выразительное чтение учащимся стихотворения «И снизу лёд, и сверху…».
М. Влади В. Высоцкий подарил необыкновенные минуты счастья, любви, нежности. Он был яркой вспышкой, метеоритом, который неожиданно ворвался в её жизнь. Сама она вспоминала: «Он был больше, чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал мне всё о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и пел новые песни».
Поэтому так велика была потеря. С уходом В. Высоцкого М. Влади потеряла что-то большее, чем просто любимого человека. С ним ушла часть её жизни.
(Просмотр видеозаписи песни «Я несла свою беду…»)
5. Военная поэзия.
В 1973г. В. Высоцкий вместе с М. Влади едут в Западный Берлин. Когда Высоцкий видит всё это изобилие, он с болью и слезами на глазах обращается к Марине: «Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них всё есть, а мы победили, и у нас нет ничего!»
Тема войны всегда волновала В. Высоцкого, это 1 из ведущих тем его творчества.
Выразительное чтение учащимся стихотворения «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог…»
Много песен посвятил Высоцкий теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о тех, кому плохо. Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества. В разработке темы войны он проявляет подлинно патриотические чувства. Памятью о павших, чувством глубокой скорби пропитаны его стихотворения.
Выразительное чтение стихотворений «Братские могилы», «Он не вернулся из боя».
Казалось бы, тема войны должна была примирить поэта с властью. Однако Высоцкий избегает парадного многословия и пустословия, внимание поэта привлекает непарадная, прозаическая сторона военного времени, и первой его песней о войне стали «Штрафные батальоны» (1964), а героями – штрафники.
Выразительное чтение стихотворения «Штрафные батальоны».
Высоцкий наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. А он о настоящей войне знал лишь понаслышке, зато в своих стихотворениях мучительно размышлял о жизни и смерти, о добре и зле, о времени и судьбе, своей судьбе и судьбе всех людей, о сущности человека, о смысле жизни.
Выразительное чтение стихотворения «Кто сказал, что Земля умерла…»
Даже удивительно, что поэта, способного выразить такие глубокие патриотические чувства, советская власть считала своим врагом и распространяла о нем всячески сплетни с целью принизить его образ в глазах слушателей и почитателей. Он признавался:
Не привыкать глотать мне горькую слюну –
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну…
Но был твёрд:
И песню напишу, и не одну.
И в песне той кого-то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая – я их не обману.
И действительно, он написал много разных песен, которые трогали души людей. Сам Высоцкий говорил: «Я не пишу для определённой категории зрителей, я стараюсь затронуть души людей в независимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю лёгких песен, я не люблю, чтобы на моих концертах отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня – это почти крик».
(Видеозапись песни «Спасите наши души».)
6. Спортивные и сатирические песни.
Про людей мужественных, настойчивых, целеустремлённых пел поэт и в спортивных песнях. Сам В. С. Высоцкий любил спорт и находился всегда в прекрасной физической форме.
(Просмотр видеозаписи с интервью В. С. Высоцкого о спорте.)
Владимир Семенович любил поставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести. Он говорил: «Интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем писать просто так». И он находил таких людей. В зависимости от степени риска и сложившейся ситуации он пел о них «с восхищением или добродушной улыбкой» - как в песне «Утренняя гимнастика».
(Видеозапись исполнения песни «Утренняя гимнастика».)
Эта песня не только о спорте, в ней явно прочитываются и сатирические мотивы. Весёлой шуткой, едкой сатирой, сарказмом и всегда бескомпромиссно поэт боролся с карьеризмом, бюрократизмом, снобизмом, современным мещанством. Видя пороки общества, он восклицал: «Чем я могу с этим бороться? Только песней! Только песней, творчеством моим, больше ничем!» И таких песен очень много: «Инструкция», «Диалог у телевизора» и другие.
А вот что говорил поэт о том, что он ценит в человеке: «В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я надписываю фотографии пацанам, подросткам и даже детям – хоть это к делу не относится, - обязательно пишу ему:» Вырасти сильным, умным и добрым» , а женщине я написал бы: «Будь умной, красивой и доброй».
7. Тема поэта и поэзии.
Тема собственной творческой судьбы, своего поэтического наследия, своего места в мире – это, как свидетельствует мировая литература (а тем более русская), обязательная тема для каждого поэта. Не обошёл её и Высоцкий.
В. С. Высоцкий выходил на сцену; говорил и пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность. Многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил. Главным в своём творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность.
(Видеозапись песни «Я не люблю»).
8. Актуальность и значимость поэзии В. Высоцкого.
Прошло много лет, а творчество В. С. Высоцкого до сих пор популярно, значимо, актуально и близко нам. Как вы думаете, почему?
(О чём бы ни писал поэт, он всегда писал искренне, на пределе чувств. Своим творчеством он боролся с подлостью, пошлостью, трусостью, серостью, что актуально во все времена).
IV. Заключительное слово учителя.
В каждый период развития общества были, есть и будут недостатки, которые устраивают «сильных мира сего» и с которыми, начиная с Пушкина, боролись лучшие русские поэты.
«Без свободы я умираю», - сказал В. С. Высоцкий. Свобода – причина его поэзии, хриплого стона, от которого взвывали динамики, в то время, когда полагалось молчать. Но глубокая боль его прорывалась сквозь немоту, побеждала страх.
Меня не съели свиньи – Бог не выдал –
Я просто взял и вышел в никуда.
Я столько раз играл свою погибель,
Что умер без особого труда.
Меня не одолели яд и шпага,
И прочие орудия убийств.
Я столько раз живой вставал из праха,
Что мне и мёртвому кричали «Бис»!
И публика на площади гудела,
Толкаясь и досадуя слегка
На то, что задержали вынос тела
Чрезмерно после третьего звонка.
Теперь меня печатают посмертно
Изящными столбцами, как меню,-
Так будто бы звучат аплодисменты
Эффектному финалу моему.
Я пережил и двадцать шесть, и тридцать, Свой тридцать третий и тридцать седьмой…
Стихи мои! Я вам мешал пробиться,
Наверное, лишь тем, что был живой.
Это был голос святой надежды и гордой веры, столь же необходимых нам и теперь, необходимых всегда.
Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало оттого,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И всё же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно.
(Видеозапись песни «Корабли»).
Наша встреча подошла к концу. Но это не значит, что мы навсегда прощаемся с В. С. Высоцким. Поэт умер в расцвете сил, но оставил нам богатое творческое наследие. «Но я приду по ваши души…»,- сказал он в одном из своих произведений. И действительно, как только мы открываем томик со стихами Высоцкого или слушаем его замечательные песни, смотрим на созданные им образы в кино и театре, он, как в доверительной беседе, поддерживает нас, помогает мудрым советом, заставляет работать над собой, расти духовно.
Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству В. С. Высоцкого.
Подготовила
Селякова Марина Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. Бикчентаев "Орел умирает на лету"
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А. Бикчентаева...
Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)
Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....
Внеклассное мероприятие, диспут "Почему умирает любовь?"
Разработка внеклассного мероприятия о любви. Чтобы было всем интересно, перед проведением желательно провести анкетирование и посмотреть фильм по пьесе А.Вампилова "С любимыми не расставайтесь.....
«…Как умеют биться на русской земле и … как умеют умирать в ней за святую веру». Урок литературы
Урок литературы в 7 классе. Представляет собой анализ 5 главы повести Гоголя "Тарас Бульба". Урок построен в рамках православных традиций, с привлечением дополнительного материала по церковно-славянск...
Внеклассное мероприятие "От некурения ещё никто не умирал!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ. Целевая аудитория совместного мероприятия - учащиеся 7-9 классов и их родители. Не секр...
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». ...
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....