Урок в 11 классе по литературе "Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
методическая разработка по литературе (11 класс)
Урок в 11 классе по литературе"Остаться человеком"(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a4ee52db70f3bc1d10791973bc088ebf.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе по литературе
"Остаться человеком"
(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Эпиграф к уроку: «…и чем дальше, тем крепче держался…»
«…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..»
Оборудование урока: презентация проектор, экран, тексты прозаического произведения А.И.Солженицына, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,
Цель урока: всесторонне раскрыть художественный мир и нравственную позицию писателя через постижение внутреннего мира главного героя повести.
Задачи урока: развивать умения и навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, воспитывать вдумчивого читателя, подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях и осмыслить авторскую позицию, показать связь произведения Солженицына с традициями русской классической литературы
Методы, использованные на уроке: исследовательский, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности; групповая работа.
Ход урока
1. Мотивация.
Чтение стихотворения поэта В.Бокова учителем.
Свет истины далёк, как свет звезды,
Не каждого к себе он приближает.
Сквозь снег видны намёки борозды,
Земля стыдливо плечи обнажает.
А истина итак всегда нага,
И непритворна, и прекрасна,
Кому-то до неё лишь два шага,
Кому-то бесконечное пространство.
1. Целеполагание.
В чём связь данного стихотворения и повести А.Солженицына? Свет истины, действительно, далёк, как свет звезды. Правда настолько проста, что люди порой её не замечают; чтобы постичь глубину истины, нужно сделать всего два шага, но не все понимают это. Человек сам делает выбор между добром и злом.
1. Вступительное слово учителя. (из статьи Лидии Чуковской)
Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа. Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная. Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый. Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.
1953 год. Сталин умер. Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 году прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных, и приоткрываются тайны сталинского режима.
И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.
Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.
2. Проверка опережающего домашнего задания (1) (история создания повести)
3. Новая тема
Учитель. Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.
- Какие строки позволяют читателю увидеть все реалии этой жизни?
Проверка опережающего домашнего задания (2):
В лагере, изображённом писателем, своя строгая иерархия: (порядок подчинения низших чинов, должностей высшим)
Вывод. Один день от подъёма до отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней, что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях его окружавших.
Учитель. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шакалах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Приём «говорящих» имён относит нас к произведениям Фонвизина и Грибоедова. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых , которые непосредственно связаны с главным героем.
- Кто они?
Проверка опережающего домашнего задания (3)
Тюрин со следами оспы, в прошлом крестьянин, но в лагере сидит 19 лет как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность у него теперь бригадирская, но для заключённых он словно отец родной. Рискуя получить новый срок, он заступается за людей, оттого-то его уважают и любят, стараются не подвести.
Учитель. Стараясь уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В каком произведении мы уже встречали подобную ситуацию?
(Е.Замятин «Мы»)
Действительно, Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место, которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность.
Учитель. Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?
Проверка опережающего домашнего задания(4)
Учитель. Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой?
Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович находится в тюрьме. Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.
Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….
Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?
Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому, по-вашему, его можно отнести в первую очередь?
Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?
Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.
Солженицын выбирает из всех лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов заканчивает этот день.
(«Засыпал Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день...почти счастливый…».)
Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?
Учитель. Одним из приятных моментов этого дня Иван Денисович считал работу. Почему?
Чтение и анализ сцены кладки стены ТЭЦ.
- С каким настроением Шухов работает?
- В чём проявляется его крестьянская бережливость?
- Как можно охарактеризовать работу Ивана Денисовича?
- Какие слова предложения свидетельствуют о добросовестном отношении Шухова к работе?
Вывод. Врожденное трудолюбие – это ещё одно качество героя Солженицына, которое роднит его с героями русской литературы 19 века и которое помогает ему выжить. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной колючей проволокой, работает добросовестно, он по-другому просто не умеет. И именно труд позволяет ему, хотя бы на время, вырваться из лагерного существования, вспомнить себя прошлого, задуматься о будущей жизни и испытать ту редкую в лагере радость, которую способен испытать труженик – крестьянин.
Учитель. Он, по характеристике автора, «не промах», то есть и ловок, и смышлён, и смел. Но это не все. Главное, что Иван Денисович — мыслящий человек, осознающий свое место в большом и малом мире, имеющий чувство собственного достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной нравственной точки зрения.
Давно уже критики заговорили о праведности героев Солженицына. У читателей, видимо, в связи с темой мученичества в лагере, возникает вопрос о праведности героя этого рассказа. Знаем ли мы значение этого слова?
Запишем в тетрадь: Праведник — это… (ваше мнение).
Кого можно назвать праведником? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова праведник.
Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.
Вывод:
«Праведник – человек, который живёт праведной жизнью, ни в чём не погрешающий против правил нравственности». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка) Праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». «Героя создает случай, праведника — ежедневная доблесть».
4. Заключительное слово учителя О таком маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме, поставленной в заглавие урока. В чем же особенности героя Солженицына?
Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями (это может быть темой отдельного исследования). Оказывается, что перед нами — очень сильный, смышлёный, довольно-таки смелый человек. Он умеет использовать полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник (это может стать предметом обсуждения).
Но удивляет в Шухове другое (отметим, что это — его внутреннее состояние, так сам чувствовал): «он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти». То есть — приспособленцем и подлецом не стал. А это уже — результат осознанного нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и самовоспитания «простого человека». Можно думать — вслед за автором, что в тяжелые годы так выживал народ и сохранял живую душу.
В начале прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.
5. Рефлексия
Ваши впечатления от урока, самооценка.
6. Домашнее задание. В рамках одного урока обсудить, проанализировать все стороны такого многогранного произведения не возможно. Я предлагаю вам написать сочинение на тему « Повесть Солженицына в моём восприятии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Привлечь интерес учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...
Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
А.И. Солженицын. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Архипелаг ГУЛАГ». Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Письменная работа
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...