КАЛЕНДАНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС ФГОС
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
В ПЛАНИРОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_7_klass_litra_pritchenko.docx | 99.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Литература 7 класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Результаты | Деятельность обучающихся | Оценка результатов деятельности обучающихся | |||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Формирование | Познавательные: уметь искать и выделять Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Научиться определять основные идейно-нравственные | чтение статьи учебника «Читайте не торопясь»; ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе, заинтересовавшем учащихся; выразительное чтение | Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...» | ||||||||
Устное народное творчество | ||||||||||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | Формирование | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой умственной Коммуникативные: строить монологиче- | Научиться различать произведения 1 | чтение статьи учебника, преданий; пересказ, ответы на вопросы | Сформулировать самим вопросы по текстам преданий | ||||||||
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | Формирование | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.Регулятивные: уметь оценивать и форму- | Научиться владеть | чтение статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин», чтение былины;ответы на вопросы;выразительное чтение былин, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; сравнение со сказкой | Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные герои» | ||||||||
4 | Микула Селянинович - эпический герой | |||||||||||||
5 | в/ч Былина «Садко» | |||||||||||||
6 | в/ч. Былина Илья Муромец и Соловей -разбойник | |||||||||||||
7 | в/ч «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | Формирование на- | Познавательные: уметь искать и выделять | Научиться находить | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы | Цитатный план статьи учебника | ||||||||
8 | Развитие речи. Сочинение «Мой любимый былинный герой» | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью. | Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения | Пишут сочинение | Сочинение | ||||||||
9 | Пословицы и поговорки. | Формирование представлений об экзистенциальных ценностях гуманизма. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла; объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице | Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины. | ||||||||
Древнерусская литература | ||||||||||||||
10 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «поучение Владимира Мономаха» (отрывок) | Формирование на- | Познавательные: уметь извлекать необхо- Регулятивные: уметь анализировать текст | Научиться понимать | чтение статьи учебника, текста «Поучения»; ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение; анализ текста | Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения» | ||||||||
11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | ответы на вопросы; устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста «Повести...» | Составить план пересказа повести | |||||||||||
12 | р/р. Итоговая письменная работа по разделам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература» | Формирование | Познавательные: уметь узнавать, называть Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью | Научиться самодиа- | рассуждение по избранной теме | Сочинение (тема – на выбор) | ||||||||
Произведения русских писателей 18 века. | ||||||||||||||
13 | МВ Ломоносов. Личность, судьба. Оды. | Формирование на- | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного Коммуникативные: уметь читать вслух | Научиться анализи- | чтение статьи учебника, чтение оды; выразительное чтение с учетом особенностей жанра оды; анализ текста оды | Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования | ||||||||
14 | Г.Р. Державин поэт и гражданин. | Формирование на- | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления Регулятивные: уметь определять меры | Научиться правильно и четко давать | чтение статьи о Державине, чтение стихотворений, рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы;комментирование художественного текста;анализ текста | Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина? | ||||||||
Произведения русских писателей 19 века | ||||||||||||||
15 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Формирование | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления | Научиться аргумен- | чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни...»;пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте; инсценирование «Песни о вещем Олеге», выразительное чтение,самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись, баллада) | Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине? | ||||||||
16 | р/р Чтение наизусть баллады А.С.Пушника | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.Регултивные:формировать ситуацию сморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения | ||||||||||
17 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой») | Обучение выразительному чтению. | Ответы на вопросы | |||||||||||
18 | Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…» | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» | Сочинение | ||||||||
19 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | |||||||||||||
20 | «Станционный смотритель» | выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и конце повести,ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; устное словесное рисование «Три приезда на станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям;установление ассоциативных связей с произведениями живописи;анализ эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Озаглавить пункты плана словами текста. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня? | |||||||||||
21 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогии.Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Научиться определять значение картин быта XVI века для понимания характеров и идеи поэмы | чтение стихотворений; ответы на вопросы; устное словесное рисование (пейзаж), рассказ о поэте, выразительное чтение; комментирование стихотворения «Молитва» | Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. | ||||||||
22 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Научиться сопоставлять литературных героев | выборочное чтение (описание портретов); ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича»; выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование (описание внешнего вида царя); самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская : сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы, сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества | Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич? | ||||||||
23 | Нравственный поединок героев поэмы | выразительное чтение калачного боя, описания утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова), сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества | Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова | |||||||||||
24 | «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинноследственныесвязиКоммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Научиться анализировать поэтический текст | Совершенствование анализа лирического текста | |||||||||
25 | р/р Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова | Выразительное чтение | ||||||||||||
26 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» | Формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Научиться выявлять характерные художественные приемы повествования | чтение статьи учебника, сообщение - историческая справка; ответы на вопросы; устное словесное рисование: на основе прочитанного придумать «биографию» одного из героев картины И. Репина; : установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Викторина на знание творчества Н. В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи | ||||||||
27 | «Тарас Бульба» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | выборочный пересказ эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе», «В светлице Тараса», «Мать у изголовья детей», ответы на вопросы; инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями», выразительное чтение первых глав, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; сопоставительный анализ «Остап и Андрий», сопоставление текста с иллюстрациями П. Соколова | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести» Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем? | ||||||||||
28 | Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | ||||||||||
29 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | ||||||||||
30 | Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба» | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | П: Структурируют знания. Р: Оценивают достигнутый результат. К: Умеют создавать связный текст | Научиться определять авторское отношение к героям | самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения, его систематизация, составление плана сочинения | Самостоятельная работа над сочинением | ||||||||
31 | И.С Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Записки охотника» и их гуманистический пафос. | |||||||||||||
32 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | П: Строят логические цепи рассуждений. Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Научиться понимать смысл произведения | чтение рассказа; пересказ произведения, ответы на вопросы; рассказ о писателе, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа | Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа? | ||||||||
33 | Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Научиться понимать смысл произведения | чтение стихотворений и полноценное их восприятие; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста | Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?» | ||||||||
34 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности | чтение первой части поэмы, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы | Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). | ||||||||
35 | Поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» Величие духа русской женщины. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Научиться определять художественные особенности поэмы | чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стихотворения;ответы на вопросы; | Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал? | ||||||||
36 | «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Обобщить и систематизировать полученные знания , закрепить умения и навыки по определению трехсложного размера стиха | устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария | Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители» | |||||||||
37 | р/р Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | П: Выделяют и формулируют проблему. Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение | выразительное чтение | Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители» | ||||||||
38 | А.К. Толстой «Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | Научиться владеть изученной терминологией по теме , навыками устной монологической речи | ответы на вопросы; выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады; поисковая: комментирование текста художественного произведения; исследовательская: сопоставление художественных произведений | Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?» | ||||||||
39 | в/ч А.К. Толстой «Князь Cеребряный» | Ответить на вопросы учебника. | ||||||||||||
40 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. | П: Устанавливают причинно-следственные связи. Р: Составляют план и последовательность действий. К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | чтение статьи в учебнике, чтение сказки; репродуктивная: ответы на вопросы; выразительное чтение по ролям, инсценирование, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление народных сказок и «Повести...», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести...» | Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»? | ||||||||
41 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | чтение сказки и полноценное ее восприятие; репродуктивная: пересказ сказки «Повесть о том...»;: чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»); поисковая: самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Сказки...» | Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке? | ||||||||
42 | Сказка «Дикий помещик» | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении | Понимание ключевых проблем изученных произведений Понимание ключевых проблем изученных произведений | чтение сказки и полноценное ее восприятие; пересказ сказки «Повесть о том...»; чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»);самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; анализ текста «Сказки...» | Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? | ||||||||
43 | Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Понимание ключевых проблем изученных произведений | чтение и восприятие текста сказок; рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве», ответы на вопросы; продуктивная, творческая: характеристика одного из героев сказки «Дикий помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в духе сказок Салтыко-ва-Щедрина; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста; исследовательская: анализ текста, сопоставление сказок | Групповое задание устное сочинение-рассуждение на темы: 1 . Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет»? 2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» (по сказке «Медведь на воеводстве») | ||||||||
44 | Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | чтение и восприятие художественного текста;сжатый пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ главы «Ивины»;инсценирование главы «Классы», устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; сопоставление произведений художественной литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой) | чтение и восприятие художественного текста; выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; поисковая: комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»; исследовательская: анализ глав повести | Выборочный пересказ, комментирование | ||||||||
45 | Вн.чт.«Уроки добра и милосердия» И.А. Бунин «Рассказ Лапти» | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | П: Выделяют и формулируют проблему. Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа; ответы на вопросы, комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; : сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство») | Написать отзыв на рассказ «Лапти» или составить план рассказа (по выбору). | ||||||||
46 | Развитие речи. Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. | Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью. | Выполняют тестовые задания | Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека? | ||||||||
47 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. | чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе; ответы на вопросы;выразительное чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; : анализ текста | Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)? | ||||||||
48 | Рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Причины столкновения личности и общества. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | П: Устанавливают причинно-следственные связи. Р: Составляют план и последовательность действий. К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту | чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов»; выразительное чтение рассказа, чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает? | Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова) | ||||||||
49 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры» | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой деятельности. | П: Выделяют и формулируют проблему. Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). | чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказаответы на вопросы,комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство») | Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека? | ||||||||
50 | Анализ стихотворения И.А. Бунина. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства | чтение стихотворений, статьи учебника; устное рисование; анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова - «Благовест» А.К.Толстого); поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»? | ||||||||
51 | «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | чтение стихотворений, статьи учебника; устное рисование;анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»? | ||||||||
Из литературы 20 века | ||||||||||||||
52 | Лирика поэтов Русского Севера. К. Случевский «Здесь в заливе, будто в сказке…», В. Семёнов «Иван-дурак», Н. Колычев «Лесная сказка», О. Большакова «Подарок чайки» (по выбору) | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Осмысление реальной жизни в совокупности её различных сфер и граней, стремление увидеть прекрасное будущее. | П. Осуществление поиск и выделение необходимой информации. Р. Сличение способов и результатов своих действий с заданным эталоном. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия | Восприятие и выразительное чтение стихотворения, устный анализ стихотворения | |||||||||
53 | М. Горький. Краткий рассказ о писателе. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | П. Ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; формулирование ответов на вопросы учителя. К. Осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Формирование эстетического вкуса | Составление цитатной статьи учебника | С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повести «Детство»? | ||||||||
54 | М.Горький «Детство» | Осознание значения семьи в жизни человека и общества | П.Строят логические цепи рассуждений. Р.Осознают качество и уровень усвоения. К. Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания | Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Чтение, ответы на вопросы, анализ | Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»? | ||||||||
55 | р/р Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство» | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст- | П.Строят логические цепи рассуждений. Р.Осознают качество и уровень усвоения. К. Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | определение в произведении элементов сюже- | Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы | Письменная работа по анализу эпизода «Пожар» | ||||||||
56 | М. Горький «Данко» | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Осмысление причин трагического одиночества человека. | П. Выделяют и формулируют познавательную цель. Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. К. Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа, осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы, устное словесное рисование, устное сообщение о писателе, комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста | Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация) «Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы: в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Проследить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю. | ||||||||
57 | Б. Шергин «Мурманские зуйки», «Грумаланский песенник», «Круговая помощь (по выбору) | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст- | П: Устанавливают причинно-следственные связи. Р: Составляют план и последовательность действий. К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства | ответы на вопросы, устное словесное рисование, устное сообщение о писателе, комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста | |||||||||
58 | В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | П. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). К. Понимают возможность различных точек зрения.
| Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа | Анализ различных форм выражения авторской позиции, характеристика персонажей | Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию? | ||||||||
59 | р/р Чтение наизусть | |||||||||||||
60 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Формирование навыка вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | П .Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Р. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. К. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Научиться определять языковые и композиционные особенности лирического произведения | Прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста, осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки, анализ текста | Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...» | ||||||||
61 | Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака» | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. | П. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. Л. Позитивная моральная самооценка. | . Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса | устное сообщение о писателе, комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста Цитатный или вопросный план статьи учебника | Составление цитатного плана произведения | ||||||||
62 | в/ч Мы в ответе за тех, кого приручили | выборочное чтение и восприятие рассказа, осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы, устное словесное рисование | ||||||||||||
63 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка» | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Постижение истоков чувств и переживаний. Размышления о вечности, человеческой доброте, любви. | П. Определяют основную и второстепенную информацию. Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К. Умеют слушать и слышать друг друга. Л. Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание русского слова и его эстетической функции. приобщение к духовно-нравственным ценно- | Сообщение о жизни Платонова ; прослушивание стихотворений; осмысление содержания произведения анализ текста прозаического произведения. | Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой? | ||||||||
64 | А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения | Пересказ эпизодов рассказа, устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, анализ текста, | Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова? | ||||||||
65 | Развитие речи. По рассказам А.Платонова и Л. Андреева. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П. Структурируют знания. Р. Оценивают достигнутый результат. К. Умеют создавать связный текст | Формулирование собственного отношения | Групповое выполнение заданий, письменный ответ на вопрос | Творческая работа | ||||||||
66 | в/ч В.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | формирование осознанного, уважительного | П.Выделяют и формулируют проблему. Р.Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. К.Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью | умение анализировать литературное произве- | Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. | |||||||||
67 | Итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П. Структурируют знания. Р. Оценивают достигнутый результат. К. Умеют создавать связный текст | Формулирование собственного отношения | Выполняют тест | тест | ||||||||
68 | Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» | Нравственно- Этическая ориентация. Понимание ключевых проблем изученного произведения , соотнесение их с личным жизненным опытом | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя. П. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос характеризовать сюжет и героев | Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. | Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа | ||||||||
69 | р/р «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Формулирование собственного отношения к произведениям русской и зарубежной литературы, их оценка, обобщение и систематизация изученного. | П:Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в способах решения задач. Р:формулировать и удерживать учебную задачу. К:Умение формулировать собственное мнение и свою позицию. | Совершенствование Навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | Письменный развёрнутый ответ на вопрос | |||||||||
70 | Е.И. Носов «Кукла». «Радуга» - сюжет, завязка, развязка | Нравственно- Этическая ориентация. Понимание ключевых проблем изученного произведения , соотнесение их с личным жизненным опытом. | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя. П. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос характеризовать сюжет и героев | Готовят устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять. | Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным? | ||||||||
71 | Е.И.Носов «Живое пламя» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. П. Формулировать ответы на вопросы учителя. | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос характеризовать сюжет и героев | ответы на вопросы, импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ | Ответить на вопросы: сумел ли Е.Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Почему образ маков является в рассказе ключевым? В чем, по-вашему, основная идея рассказа? | ||||||||
72 | Ю.П. Казаков «Тихое утро» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. П. Формулировать ответы на вопросы учителя. | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос характеризовать сюжет и героев | самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями других писателей, анализ художественного текста | Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору) | ||||||||
73 | В. С. Маслов «Зырьянова бумага» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. П. Формулировать ответы на вопросы учителя. | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос характеризовать сюжет и героев | самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями других писателей, анализ художественного текста | Выразительное чтение отрывка | ||||||||
74 | В. С. Маслов «Восьминка» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. П. Формулировать ответы на вопросы учителя. | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос характеризовать сюжет и героев | самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями других писателей, анализ художественного текста | |||||||||
75 | А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни» | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р.Составляют план и последовательность действий. К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | формулирование собственного отношения умение интерпретировать (в отдельных случаях) понимание авторской позиции и свое отношение к ней | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Подготовить рассказ с пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики | ||||||||
76 | Н. А. Заболоцкий «Седов» | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р.Составляют план и последовательность действий. К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | формулирование собственного отношения умение интерпретировать (в отдельных случаях) понимание авторской позиции и свое отношение к ней | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать» | ||||||||
77 | На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н.Тихонова | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р.Составляют план и последовательность действий. К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | формулирование собственного отношения умение интерпретировать (в отдельных случаях) понимание авторской позиции и свое отношение к ней | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | |||||||||
78 | К. Симонов. Очерки «Мурманское направление», стихи, написанные на Севере | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р.Составляют план и последовательность действий. К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | формулирование собственного отношения умение интерпретировать (в отдельных случаях) понимание авторской позиции и свое отношение к ней | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | |||||||||
79 | Мурманские поэты о войне. Творчество А. Подстаницкого, В. Смирнова, В. Семёнова, А. Миланова, О. Вороновой, В. Тимофеева. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р.Составляют план и последовательность действий. К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | формулирование собственного отношения умение интерпретировать (в отдельных случаях) понимание авторской позиции и свое отношение к ней | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | |||||||||
80 | А.Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе | П.Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Р.Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. К.Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Отработка навыков анализа художественного текста: определение темы, идеи, жанровых особенностей, художественных средств, характеристика героев, элементов сюжета. | Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение текста,. | |||||||||
81 | В. Каверин «Два капитана» | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | П.Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. К.Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. . | Отработка навыков анализа художественного текста: определение темы, идеи, жанровых особенностей, художественных средств, характеристика героев, элементов сюжета. | Определять тему и идею произведения, читать выразительно текст. | |||||||||
82 | «Тихая моя родина….» | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р.Составляют план и последовательность действий. К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | формулирование собственного отношения умение интерпретировать (в отдельных случаях) понимание авторской позиции и свое отношение к ней | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | |||||||||
83 | Творчество Н. Рубцова | формирование осознанного, уважительного | П.Устанавливают причинно-следственные связи. Р.Оценивают достигнутый результат. К.Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста | |||||||||
Из зарубежной литературы | ||||||||||||||
84 | «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность» | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | П:Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; Р выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | Отработка навыков анализа художественного текста: определение темы, идеи, жанровых особенностей, художественных средств, характеристика героев, элементов сюжета. | Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. | Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно-изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу | ||||||||
85 | «Властитель наших дум» Д.Г. Байрон. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | П:Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; Р выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | Отработка навыков анализа художественного текста: определение темы, идеи, жанровых особенностей, художественных средств, характеристика героев, элементов сюжета. | Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. | Тезисы сообщения учителя о жизни и творчестве Байрона. Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие? | ||||||||
86 | Чтение наизусть стихотворений зарубежных писателей | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р.Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. П. Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | наизусть | ||||||||
87 | Японские хокку (хайку). | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р.Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. П. Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | Составить хокку на разные темы | ||||||||
88 | Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм» | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | П. Выделение и формулирование проблемы. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы . Приобщение к духовно-нравственным ценностям зарубежной культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести, устные ответы на вопросы | |||||||||
89 | Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм» | |||||||||||||
90 | О. Генри. «Дары волхвов» | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | П. Выделение и формулирование проблемы. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести, устные ответы на вопросы | |||||||||
91 | О. Генри. «Дары волхвов» | Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор) | ||||||||||||
92 | Л. Пиранделло «Черепаха». | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | П. Формулирование ответов на вопросы учителя; подробное пересказывание прочитанного или прослушанного. К. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.. | Устные ответы на вопросы, анализ сюжетно-композиционных особенностей | Ответы на вопросы( учебник) | ||||||||
93 | Л. Пиранделло «Черепаха» Комментированное чтение. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | Формировать умение смыслового чтения | Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Устные ответы на вопросы, анализ сюжетно-композиционных особенностей | Письменный ответ на вопрос | ||||||||
94 | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» | П. Формулирование ответов на вопросы учителя; подробное пересказывание прочитанного или прослушанного. К. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Устные ответы на вопросы, анализ сюжетно-композиционных особенностей | Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»? | ||||||||||
95 | Резервный урок в/ч Каверин «Два Капитана» Отзыв о любимой книге. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма | П: Выделяют и формулируют проблему. Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. | Восприятие и выразительное чтение фрагментов повестей, анализ произведений | Отзыв о книге | ||||||||
96 | Викторина по изученным произведениям | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | П. Извлечение необходимой информацию из прослушанных текстов различных жанров. Р. Самостоятельное формулирование познавательной цели и построение действия в соответствии с ней. К. Развитие умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. . | Научиться пректировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Выполняют задания викторины | Составить кроссворд по любой теме | ||||||||
97 | Теория литературы (герой, персонаж, сюжет, юмор, сатира, публицистика) | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся | П. Структурируют знания. Р. Оценивают достигнутый результат. К. Умеют создавать связный текст | Формулирование собственного отношения | Чтение текста учебника, структурирование знаний, заполнение таблицы | Подготовиться к проверочной работе | ||||||||
98 | Виртуальная экскурсия к памятнику Кирилла и Мефодия | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе | Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; организация своего рабочего места под руководством учителя. П. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формулирование собственного отношения | Просмотр экскурсии, ответы на вопросы. Работа в группе. | Составление итогового теста по изученным за учебный год произведениям | ||||||||
99 | Литература Народов России. Расул Гамзатов. Заключительный урок | Формулирование Собственного отношения к произведениям русской и зарубежной литературы, их оценка, обобщение и систематизация изученного. | П: Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в способах решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К:Умение формулировать собственное мнение и свою позицию. | Совершенствование Навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | Готовят устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять | |||||||||
100-102 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование для 2 класса(ФГОС)
Программа рассчитана на 2 часа в неделю для лицеев и гимназий, работающих по УМК И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко "Английский язык 2 класс"...
Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...
Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематическое планирование для 5 класса ФГОС по УМК "Spotlight"
Календарно-тематическое планирование составленно в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения для среднего звена....
Учебно-тематическое планирование География 5 класс. ФГОС (линия "Полярная звезда")
Учебно-тематическое планирование по географии в 5 класс ФГОС...
календарно-тематическое планирование для 5 класса ФГОС
календарно - тематическое планирование для 5 класса составлено на основе ФГОС второго поколения....