Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Сказки в гости нас зовут»
классный час (9 класс) на тему
Цель:
Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brey_-_ring.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное внеклассное мероприятие для 7- 9 классов VIII вид
БРЕЙН - РИНГ
Викторина по сказкам
А.С.Пушкина
«Сказки в гости нас зовут»
Цель:
Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам.
Задачи:
Образовательные – формировать осмысленное понимание учащимися прочитанного, усвоение ведущих мыслей произведений через понимание характеров и поведения героев; вызывать у детей интерес к процессу рассуждения, к подбору фактов и выводов по сказкам А.С.Пушкина.
Воспитательные – воспитывать ответственное отношение к учёбе, пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, сказок А.С. Пушкина, прививать умение работать в коллективе; расширять активность в умении наслаждаться и откликаться на поэтическое слово; развивать образное мышление.
Коррекционные – развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, правильное восприятие сказок; формировать умения анализировать, обобщать; необходимость стимулирования рассуждений (в рамках доступного для учащихся) по поводу прочитанных сказок.
Оформление зала: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, фонозапись к сказкам, рисунки учеников, мультимедийная компьютерная презентация.
Домашнее задание:
1. Прочитать сказки: “ Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”, «Руслан и Людмила».
2. Чтение отрывков из сказок.
3. Разыгрывание диалога.
4. Приготовить рисунки по произведениям А.С.Пушкина.
5. Название команды и эмблема.
Ход викторины:
- Вступление. (Звучит музыка «Сказка»)
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём урок - викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово? (ответы учащихся)
- Молодцы. В вашей жизни будет много всевозможных викторин. И вы, я надеюсь, всегда будете победителями. А в нашей викторине участвуете вы все, составив две группы.
- Вот мы закончили изучение сказок А.С.Пушкина. Вам они понравились?
- Какая из сказок вам больше запомнилась? (ответы учащихся).
- Итак! Начинается наша викторина! Вы готовы? Сели все удобно. Слушайте внимательно вопросы викторины. Прежде, чем будете отвечать, подумайте хорошо, посоветуйтесь друг с другом. Запомните, что вы работаете в команде. И выигрывать викторину вам придётся не по одному, а своей командой. Вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях: кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри.
Ведущая представляет жюри: Т.М. Колесова, А.Н. Бутолина, С.А. Строганова, С.А. Наумчук, А.А. Бусовикова.
- Творческие конкурсы оцениваются в 5 баллов.
Задание №1.
- Первая команда «ЛУКОМОРЬЕ». Вторая команда «СИНЕМОРЬЕ».
- Каждая команда приготовила эмблему своей команды. Пожалуйста, встаньте и покажитесь всем гостям и жюри. Скажите как называется ваша команда. ( По очереди выступают обе команды. Жюри оценивает).
Задание №2.
Вопросы викторины:
« Сказка о рыбаке и рыбке»
- Сколько лет рыбачил старик? («Он рыбачил тридцать лет и три года…»
- Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?
«В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой…»
(два раза)
- Кем предстала перед стариком старуха?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги сгрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…»
(Столбовою дворянкой).
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица).
- Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? (Пять раз).
- Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами? (1. Море слегка разыгралось. /2. Помутилося синее море./ 3. Неспокойное синее море./ 4. Почернело синее море. /5. На море чёрная буря.)
- Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою? (ответы детей).
- За что рыбка наказала старика со старухой? (ответы детей).
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Чей это портрет?
«Высока, сторойна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Портрет царицы – мачехи)
- Какое приданое приготовил царь своей дочери?
( «Семь торговых городов
Да сто сорок теремов….»)
- Кому отдала царица приказ?
«Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам …»
(Чернавке, сенной девушке своей).
- Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка).
- Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).
- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
(«Свет наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер! Ты могуч…»).
«Сказка о царе Салтане»
- Когда царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр?
«Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября…»
(Под Новый год)
2. Какой величины родился ребёнок у царицы?
(«Сына дал им Бог с аршин…»)
3. О чём думал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
(«Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен …»)
4. Какими словами встречала царевна – лебедь князя Гвидона у моря?
(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?...»)
5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?
(в комара, в муху, в шмеля)
6. Какую песню пела белочка «при честном при всём народе?
(«Во саду ли, в огороде…»)
7. Почему « … ткачиха с поварихой ,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить …»?
(ответы детей)
8. «Царь глядит - и узнаёт…
В нём взыграло ретивое! …»
Что такое ретивое?
(Сердце).
«Сказка о попе и работнике его Балде»
1. За какую плату согласился работать Балда у попа?
(«В год за три щелчка тебе по лбу…»).
2. Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай варёную полбу …». Что такое полба?
(Каша из пшеницы, полба – особый вид пшеницы
3. Как работает Балда?
(«Работает за семерых;
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит…»)
4. Что посоветовала попадья попу, чтоб избежать расплаты?
(«Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь...»
«Сказка о золотом петушке»
1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
(«Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу…»)
2. Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?
(«Волю первую твою
Я исполню как мою…»)
3. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?
«Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно…»
(два года)
4. Откуда пришла беда в царство Дадона?
(«Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток…»)
5. «Царь скликает третью рать…» Что такое рать?
(«Царь к востоку войско шлёт…»)
6. Сколько сыновей было у царя Дадона?
(«Что за странная картина!
Перед нами его два сына
Без шелемов и без лат
Оба мёртвые лежат…»)
7. Кто встретил царя Дадона?
«В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец…»
(Мудрый звездочёт)
8. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок…»)
Задание №3.
Художественное чтение.
- А сейчас прочитаем отрывки из сказок. (Читают 2-3 ученика от каждой команды).
Жюри подводит итоги.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
- Какое произведение А.С.Пушкина так начинается:
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»?
(Поэма «Руслан и Людмила»)
2. Из какой это сказки:
«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья..»?
(Из сказки «О царе Салтане»)
3. Как правильно называется сказка о царе Салтане?
(«Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
4. О ком идёт речь:
«И, кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся…»?
(О королевиче Елисее.)
5. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?
(царь Дадон.)
6. О какой бабушке идёт речь:
«А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…»?
(О бабе Бабарихе.)
7. Из какой это сказки:
«Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…»?
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
8. «Вдруг шатёр распахнулся… и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя…»
Что за девица?
(Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке».)
Задание №4.
Конкурс “Узнай от кого пришли телеграммы”.
- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли?
- «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.» (от Балды.)
- «Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна». Кто обращался с такими словами? (Корабельщики.)
- «Видит девица, что тут люди добрые живут, знать, не будет ей обидно.» Чьи это слова? (Молодой царевны.)
- «Лебедь нас к тебе послала. И наказом наказала. Славный город твой хранить и дозором обходить...» ( 33 богатыря)
- «Посади ты эту птицу,- молвил он царю,- на спицу; петушок мой золотой будет верный сторож твой...» (Слова мудреца перед Дадоном)
- “Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола”». Кто так говорил? (Царь Дадон.)
Итоги викторины:
Вопросы для болельщиков: «Лучший знаток сказок»
- А теперь узнаем, кто лучше всех прочитал сказки. Ответ к вопросам вы найдёте в самих текстах сказки. (Ответы показываются в слайдах).
- Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее»?)
- Что кричал петушок, сидя на спице?
(«Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!»)
- Что молвила третья сестрица?
(«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря...»)
- Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?
(«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь ...»)
- С какими словами обращается старик к золотой рыбке?
(«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе...»)
- Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”?
(«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…».)
- Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”
( «Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам - урок!»)
- Где поп встретил Балду? (На базаре.)
- У кого в лесу живёт царевна? (У семи богатырей.)
- Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
- Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер.)
- Что подумала царевна о хозяевах терема?
(«Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!»)
- Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?
(«Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали...»)
- Отлично, вы очень хорошо справились с этим заданием.
- Молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина.
А теперь порассуждаем об их содержании и смысле.
- Какие две силы борются в сказках А.С. Пушкина? (Силы добра и зла.)
-Назовите силы добра. (Царь Салтан, князь Гвидон, царица мать, Царевна – лебедь, семь богатырей и др.)
- Назовите силы зла. (Ткачиха, повариха, Бабариха, коршун, Чернавка, злая царица, старуха, царь Дадон, и др.)
- Кто побеждает в сказках А.С. Пушкина? (Добро. Зло наказано.)
- Какими словами мы с вами охарактеризуем старуху из сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха злая, жестокая, завистливая, ленивая, ненасытная, жадная.)
- А старик какой? Кто скажет? (Добрый, мягкий, безвольный, запуганный…)
- Как вы думаете, простит ли старик старуху? Сделает он ей новое корыто? (Простит. Сделает. ОН ведь очень трудолюбивый. Только трудом человек может добиться благополучия.)
- Какой урок преподносит нам А.С.Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? (Надо быть обязательным человеком, уметь держать своё слово. Дал слово – выполни его.)
- Вы в жизни всегда держите своё слово? (Нет, не всегда. Дети приводят примеры.)
- Какую черту характера проявила старуха из сказки о рыбаке? (Зависть.)
- Да, дети, зависть губительная черта характера, она убивает человека, развращает его душу. А в нашей с вами школьной жизни мы встречаемся с завистью? (Ответы детей. Бывает, к сожалению.)
- Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Вы все прекрасно знаете, как А.С.Пушкин любил родную природу, как воспевал её в стихах. Какое время года поэт любил больше всего? (Осень и зиму. Он весну тоже любил.)
- Правильно. А про лето он сказал:
Ах лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не пыль да зной,
Да комары, да мухи…
Силы природы в сказках А.С.Пушкина одушевлённые, живые, он наделил их человеческими чертами. Давайте вспомним. (Волна – «Ты волна моя волна…»; солнце – «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна – «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер – «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
Жюри подводит итоги. Раздаются призы командам.
Ведущий благодарит всех детей за участие, жюри – за активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...
"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.
Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...
Игра-викторина для учащихся 5 класса по сказкам А. С.Пушкина
Викторина предназначена для учащихся 5 класса по сказкам А.С. Пушкина....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
Викторина по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Викторина по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...